Родовые методы культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать технологию и методику постановки и проведения пластико-хореографических программ Задачи исследования:
Изучить родовые методы как одну из основ научной деятельности.
Выявить специфику классификации родовых методов культурно-досуговой деятельности.
Обосновать технологию и методику родовых методов в постановке культурно-досуговых программ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Родовые методы КДД.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

Параллелизм. Принцип его построения прост и аналогичен литературной формуле «А в это время...». Прием этот хорош для обострения драматургии. Например, помогает точно организовать один из видов интриги: «Зритель знает, герой не знает». Он блестяще работает при монтаже различных погонь, подчеркивает одновременность нескольких событий. Но для того, чтобы его использование несло в себе какой-то смысл, монтируемые события должны быть если не жестко связаны, то хотя бы как-то соотнесены друг с другом.

Стык. Монтажная склейка, соединение двух разных планов, определяющее цельное восприятие.

Уподобление. Сравнение одного фрагмента или эпизода другому по какому-либо общему для них признаку.

Одновременность. Принцип не связи и не столкновения кадров, но их одновременность присутствия в сознании зрителя — наложение, а также, «звуко-зрительный контрапункт», превращающий звук в еще один дополнительный аффективный элемент воздействия.

Лейтмотив. Комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого.

Сопоставление. Сравние, соотношение двух или нескольких разнохарактерных приемов друг с другом.

Аналогия. Подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких либо свойствах, а также познание путём сравнения.

Метафора. Переносное значение, использование название объекта одного класса для описания объекта другого класса.

Гипербола. Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Сатира. Проявление комического, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска и т. д.

Хронологический прием исторических событий. Перечень событий в их временной последовательности.

Огромное влияние на развитие метода монтажа оказало наследие В. Яхонтова, который был не только актером, но и одни из крупнейших, талантливейших чтецов. Он первым обосновал и широко использовал принцип контрастного построения программы: чередование  стихов и прозы, стихов и документа.

Метод монтажа позволяет  сопоставить противоположности  и контраст, где и рождается  ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и  ритмическая контрастность. «Именно  резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству красок и  соединяют в новое цельное  произведение, где грани каждого  элемента сверкают, несут свое эмоциональное  содержание, работают на общую задачу.»10

«В настоящее время  художественный процесс в учреждениях  культуры приобретает «многомерную конфигурацию», особую сложность, неоднозначность, противоречивость многих его тенденций, значительный «поисковой разброс», затрудняющий видение общей перспективы развития. Метод монтажа пронизывает всю деятельность учреждений культуры, органично соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.»11

Если метод монтажа  является родовым и видовым для  драматургии культурно-досуговых  программ, то методы иллюстрирования, театрализации и игры являются родовыми и видовыми для режиссуры.

Методы иллюстрирования, театрализации и игры соединяют  стихи, песни, фрагменты из кинофильмов, факты, документы в соответствии с темой и творческим замыслом постановщиков. Во всех случаях важно  определить с позиции философской  категории «меры» количество и порядок использования различных художественно-выразительных средств, составляющих конструкцию культурно-досуговой программы.

Иллюстрирование, театрализация  и игра как способы реализации режиссером драматургической организации  материала имеют различную природу  и специфические особенности. Однако они едины в своем предназначении - добиться достижения цели, а также  активизировать аудитория, создать  необходимые условия для включения  и поддержания внимания у каждого  из присутствующих.

 

 

2 глава: «Технологические  особенности в применении родовых  методов культурно-досуговой деятельности»

1§ Технология  и методика родовых методов  в постановке культурно-досуговых  программ.

Суть метода иллюстрирования  состоит в особой организации  содержания информационного материала  с помощью показа в какой-либо форме. Говоря о методе иллюстрации, следует иметь ввиду, что он за счет синтеза различных эмоционально-выразительных  средств осуществляет дополнение к  информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного  по содержанию информационно-развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой  эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент  художественности в содержание культурно-досуговой  программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована  по разному с учетом разнообразных  выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования  режиссер-постановщик отдает в зависимости  от типа программы, ее формы, характера  аудитории.

По своей природе метод  иллюстрации соответствует типу информационно-просветительских программ, а в художественно-публицистических и культурно-развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два типа иллюстрации: художественная и наглядная. Например, в лекции используется метод иллюстрации в виде книжных выставок, фотостендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно-популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью  метода иллюстрирования элемента художественности в информационно-просветительскую программу позволяет создать  такую сценическую композицию, в  которой документы, документальные кадры,  фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают  эмоционального эффекта огромной силы.

 

Суть метода театрализации  в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное  действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации  представляет не как один из методов  в культурно-досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а  как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий  глубокое социально-психологическое  обоснование.

Метод театрализации в  силу действительности своей функции  способствует превращению культурно-досуговой  программы в бифункциональную утилитарно-художественную форму, в которой «первая и  основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная, а художественный смысл  и эстетическое наслаждение «прикладываются» здесь… к этой внеэстетической,  жизненно-практической, коммуникативной функции»12. Именно благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности театрализация и выступает одновременно как социальная художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Метод театрализации наиболее органичен художественно-публицистическому  типу программ, так как он призван  прежде всего создавать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным  созерцателем, а активно реагирующем  зрителем. В такой ситуации человек  вместе с другими людьми проникается  общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

 

И, наконец, метод игры. Игра также имеет свою теорию, это и  метод, и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает  себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным  знаниям, умениям и навыкам, которые  он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно- досуговой деятельности. Игра здесь  рассматривается как продукт  развития, при том опережающего потребности  практической жизни, как действие изнутри  созревших функций, рождающихся  во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для культурно- досуговой  деятельности важно то, что игра наполняется сюжетным содержанием, принимает новые специфические  формы и черты. При этом сложность  сюжетного содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться  на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных качеств придает игре особый характер, игра становится искусством.

Потребность личности в игровом  поведении, способность входить  в игровой режим обусловленный  особым видением мира и связаны с  силой творчески- преобразующей  деятельности. Поэтому умение играть - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится  к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает  игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий  для развития личности, поскольку  игровое поведение личности обладает потенциалом двух возможностей : возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. Это  значит, что движущей силой игры является ситуация противоречие: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальной способ их освоения.

Для понимания сущности потенциала игровой культуры личности, возможности  проявления этого потенциала в условиях культурно- досуговой программы  необходимо обратить внимание на выделенность, особенность игровой культуры в  общем потоке человеческой жизнедеятельности.

Поэтому, игровая культура личности проявляется в наличии  собственного социокультурного потенциала, основу которого составляют творческие преобразующие умения личности владеть  творческой инициативой, принимать  нестандартные игровые решения, эмоционально- волевого саморегулирования.

В культурно- досуговой программе  ориентированность на игровую культуру личности означает наличие у участника  игры определенных умений и способностей, где перечисленные умения и способности  представляются как одно целое. В  условиях культурно- досуговой программы  важное значение приобретает игровое  самосознание, то есть придание игре творчески- преобразующего характера. Способность  человека распространить свое сознание на будущее- есть игра, фантазия, творчество. Три эти понятия неразрывно переплетаются  друг с другом, когда идет речь об игровой деятельности человека.

Метод игры в культурно- досуговой  программе наиболее удачно сочетает в себе информационно- логическое и  информационно- образное начала, синтезирующее  просвещение, педагогику, искусство  и творчество, обладающее необыкновенной силой воздействия на мысли и  чувства человека.

Для того, чтобы игра прошла успешно, следует неукоснительно соблюдать  следующие правила: никогда не посмеивайтесь  над неудачными действиями игроков  или, что еще хуже, какими-то их недостатками; не сокрушайтесь по поводу чьего- либо проигрыша, руководствуясь принципом  «важна не победа, а участие»; надо стремиться корректно вывести человека из игры, если он мешает, ускорить, замедлить, остановить действие, если оно пошло не по тому руслу; наличие ведущего, который отмечает реакцию участников игры, сопровождая комментариями, шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил. При этом ведущему нельзя забывать. Что в игре участвует не все, и чтобы остальным не стало скучно, необходимо постоянно освещать для них ход игры, не затягивать игровое действие.

В принципе, каждое игровое  театрализованное действие отличает эмоциональная  реакция, активный отклик на событие, дающее человеку персонификации. Каждая игровая  ситуация ставит личность в положение  участника, а не зрителя театрализованного  действия.

Метод игры в практической деятельности учреждения культуры трансформируется в форму культурно- досуговой  деятельности, или, точнее, игровые  программы. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр. Когда  они не сложны структурно, с ограниченным количеством возможных исполнителей, то они позволяют в наибольшей мере устроить ход действия в импровизационном плане.

Существуют комплексные  игровые программы, где игры используются как одно из средств выразительности  и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами и так далее, что содействует  межличностному общению, вовлечению участников в происходящее действие, снижению усталости.

К комплексным формам относятся  коллективная театрализованная игра, которая может подниматься до уровня искусства, потому что в ней  сочетаются, с одной стороны, выполнение правил внутреннего самоограничения, самоопределения, а с другой стороны, создание художественного произведения, эстетически воздействующего как  на играющих, так и на зрителей.

Опираясь на импровизационно - творческий характер игрового действия, надо рассматривать его как одно из важнейших средств овладения  различными жизненными ситуациями, как  возможный путь обучения типам поведения, воспитания культуры, эмоций. Именно поэтому игровое действие не может носить беспочвенный характер. А обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной ситуативной общности.

И наконец, сюжетно- тематические игровые программы, где игры выступают  ведущим выразительным средством, подчиняя себе все остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно  объединено игровой ситуацией. Сюжет  позволяет логически- оправданно выстроить  относительно самостоятельные игровые  эпизоды, в результате чего программа  приобретает стройность и законченность.

Информация о работе Родовые методы культурно-досуговой деятельности