Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:15, контрольная работа
Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия с XIV по XVI в. А в остальных европейских странах и того меньше — XV–XVI вв. Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства грекоримской античности
Когда-то было принято считать, что крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они, несомненно, дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации Новосибирский государственный
университет экономики и
Номер группы: БУП-31
Направление (профиль): Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Студент Костюченко Мария Юрьевна
Номер зачѐтной книжки: 131635
Кафедра Философии
Учебная дисциплина: Культурология
Номер варианта работы: 5
Дата регистрации на кафедре: «____» ___________ 2013 г.
Проверил:
Новосибирск 2013
Роль Флоренции в культуре Возрождения.
Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия с XIV по XVI в. А в остальных европейских странах и того меньше — XV–XVI вв. Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства грекоримской античности
Когда-то было принято считать, что крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они, несомненно, дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия.
Вскоре после открытия Америки норманнами Европа была вовлечена в крестовые походы, продлившиеся почти два столетия (XII—XIII вв.). С точки зрения географических открытий, это движение имело большое значение по ряду причин. Оно повело к соприкосновению Европы с арабским миром, а от арабов европейцы научились кое-чему новому в области географии. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям и косвенно способствовали организации двух очень важных путешествий во второй половине средневековья. Крестовые походы способствовали развитию торговли, а с ростом последней богатели могущественные итальянские торговые города, яркими примерами которых являются Венеция, Генуя и Пиза. Именно усиление торговых сношений на Средиземном море способствовало усовершенствованию средневековых мореходных карт, так называемых портоланов (portolani), являющихся «прародителями» современных морских карт. Именно этот рост торговли повел к новым достижениям в области мореходства и за пределами Средиземного моря.
Крестовые походы стали следствием роста
населения и развития экономики средневековой
Европы. Хотя крестовые походы и не достигли
поставленной цели, начатые при всеобщем
воодушевлении, завершились крушениями
и разочарованием, они составили целую
эпоху в европейской истории и оказали
серьезное влияние на многие стороны европейской
жизни.
Они дали человеку Средневековья более
широкий взгляд на мир и лучшее понимание
его многообразия. Они способствовали
социальной стабилизации европейского
населения, оттоку наиболее агрессивно
настроенной части населения на завоевания.
Главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм. Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374). Он первым заговорил о повороте культуры к Античности, к Гомеру и Вергилию. Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным, очеловеченным. Поэт весьма критически смотрит на схоластику, осуждает ее за подчиненность теологии, за пренебрежение к проблемам человека. Петрарка всячески подчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств — поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, которые помогают нравственному и духовному совершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры. Концепция Петрарки получила дальнейшее развитие у его последователей — Колюччо Салютати, Лоренцо Валлы, Пико делла Миран доллы и др. Ярким представителем гуманизма был французский философ Мишель Монтень (1533–1592). В своем труде «Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, де монстрирует блестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью. У английского писателя и политика Томаса Мора (1519–1577) и итальянского философа и поэта Томазо Кампанеллы (1568–1639) идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма. Первый излагает их в своей знаменитой «Утопии», а второй — в не менее знаменитом «Городе Солнца». Оба считают, что достойная человека жизнь должна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости. Эразм Роттердамский (1469–1536) — богослов, филолог, писатель — стал главой христианского гуманизма. Он выступил с идеей возрождения идеалов и ценностей раннего христианства, «возврата к истокам» во всех областях жизни. В своей сатире «Похвала глупости» и других произведениях он изобличает пороки современного ему общества, высмеивает лицемерие, невежество, пошлость и тщеславие мира духовенства. Эразм Роттердамский стремился восстановить «евангельскую чистоту» христианства, сделать его подлинно человеческим, оплодотворить его античной мудростью и соединить с новой гуманистической светской культурой. Наиболее значимыми для него ценностями выступают свобода и разум, умеренность и миролюбие, простота и здравый смысл, образованность и ясность мысли, терпимость и согласие. Войну он рассматривал как самое страшное проклятие человечества. При всем своеобразии возникших течений и концепций гуманизма между ними имеется много общего. Все они покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа — Протагора: «Человек есть мера всех вещей. Существующих — в том, что они существуют. Несуществующих — в том, что они не существуют». Если для религиозного Средневековья человек — это «тварь дрожащая», то гуманисты Возрождения не знают предела в возвышении человека, сближая и уравнивая его с Богом. Николай Кузанский называет человека «вторым богом». Если первый Бог властвует на небе, то второй — на земле. Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя. Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Они отвергли притязания теологии на монопольное обладание истиной, выступили с критикой прежней роли религиозных догм и авторитетов в деле познания. В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека. Гуманисты отвергли религиозную концепцию человека как «раба Божьего», лишенного свободы воли, нормами поведения которого являются безропотное смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воле и благодати. Они возродили античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности. Не грехопадение и искупление составляют смысл человеческого бытия. А деятельная, активная, трудовая жизнь, являющаяся безусловной ценностью. Любой труд — будь то земледелие, ремесло или торговля, любое приумножение богатства — получает у гуманистов самую высокую оценку. Гуманизм — особенно итальянский — выступил против религиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, удовольствие, веселье и наслаждение. Жизнь сама по себе является счастьем и блаженством. Чувственная, физическая любовь перестает быть греховной и низменной. Она включается в число самых высокий ценностей.
В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает».
История Флоренции представляет собой пример города, резвившегося в государство такого культурно-исторического значения, что влияние его на вечные времена запечатлелось на жизни человечества. С эпохи расцвета древних Афин поистине ни один город не дал такой массы ума, изящества и красоты, как Флоренция, поэтому его и называют «Афинами Нового времени»
В XV веке Флоренция - мощная и агрессивная республика, во владениях которой насчитывалось около 800 000 человек. Флоренция достигла благосостояния и видного положения. С высокой дальновидностью она сумела сохранить свою независимость между двух полюсов, папой и императором, и, несмотря на ожесточенные партийные распри гвельфов и гибеллинов, дворянства и простонародья, сумела спастись от тирании. Любовь к свободе, патриотизм, благородное честолюбие, неустанная деятельность и энергия во всех делах общественных и частных ставили город на первое место среди всех остальных общин Средней Италии. Искусное демократическое законодательство ослабило или совсем уничтожило неравенство между сословиями и создало свободное государство, где каждый честный гражданин мог добиться высших степеней почета. Но флорентийское государство по гуманности было значительно выше древних Афин, этой, по заявлению Павсания, лучшей демократии, ибо не рабство было его основой. В то время как в Афинах труд считался — даже величайшими мыслителями Греции — недостойным свободного гражданина, здесь он был жизненным принципом республики, которой правили цехи простых ремесленников с военным устройством. Высокоразвитая индустрия и обширные торговые связи делали граждан богатыми и жизнерадостными. Просветленный взгляд на мир и умение наслаждаться всем, что красит и облагораживает жизнь, давали флорентинцам возможность достигнуть высоты образования, недоступной другим городам тогдашней Европы. А тосканское образование относилось к Италии приблизительно так же, как аттическое к Греции.
В эпохе итальянского Возрождения
принято выделять несколько периодов: Проторенес
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «про-тос» — «первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
В XV в. гуманистическое движение
распространяется из Флоренции по всей
Италии. Появляются новые центры ренессансной
культуры, такие как Рим, Неаполь,
Венеция, Милан. Правители украшали
города прекрасными палаццо (дворцами),
храмами, капеллами, построенными по возрожденческим
архитектурным концепциям. Они собирали
богатые библиотеки, редкие рукописи,
антиквариат. Особенно в этом преуспели
знаменитые Медичи, правители Флоренции.
Более того, во многом благодаря семейству
Медичи, Флоренция стала одним из культурных
центров Ренессанса. Медичи-флорентийский
род, игравший важную роль в средневековой
Италии. Главные представители: Козимо
Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный
Медичи, правил с 1469.
Медичи
Козимо Старший был
фактическим правителем государства,
оставаясь простым гражданином, не принимая
никакого титула и не меняя республиканских
форм. Он расширил
владения Флоренции, присоединив несколько
соседних территорий. В период его фактического
правления Флоренция не знала сколько-нибудь
значительных государственных и социальных
потрясений, став одним из важнейших центров
международной политики.
В период правления Лоренцо Медичи, внука Медичи Козимо Старшего, получившего прозвище Лоренцо Великолепного, расцвет культуры Возрождения во Флоренции достигает своего апогея. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти.
Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось
широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия).
Ренессанс не только вернул из небытия философию Платона, но и всячески возвеличивал ее. Уже Феррарский собор католической церкви (1438) признал философию Платона выше философии его ученика Аристотеля. А в 1459 г. во Флоренции открылась первая Платоновская академия. И все потому, что Платон поэтичнее и художественнее. Он оставляет самый широкий простор для душевных порывов и разрешает свободный выбор истины из множества возможных вариантов. В то время как Аристотель (любимец средневековых схоластов) сводит все к действию нерушимых законов и считает единственно возможным вариантом поведения - следование должному. Диалоги Платона стали надолго образцом всех ученых трактатов. Даже научные произведения Джордано Бруно - диалоги. Последовательным и ревностным приверженцем Платона прослыл Марсилио Фичино (1433-1499). Он принес огромную пользу, переведя на латынь и прокомментировав все произведения Платона и платоников (Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Пселла и др.), а заодно создал и возглавил вышеупомянутую Платоновскую академию Флоренции.
Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески (1377—1446), родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Его решающий вклад в формирование архитектурного стиля эпохи Возрождения и его новаторский подход не вызывали сомнения даже у его современников. Он возвратил в архитектурную практику множество античных элементов, стал основоположником теории перспективы и ордерной системы. Столетье спустя Вазари писал, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути и блуждала впотьмах столь долгое время».
Отец Брунеллески – богатый нотариус готовил сына как продолжателя своего дела. Но склонность Филиппо к искусству преодолела все преграды. Первый серьезный успех пришел к нему в 27 лет, когда ему поручили возвести огромный и сложный купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1420-1436 гг.). Главная трудность, которая встала перед мастером, - создание пролета размером свыше 48 м. Решение архитектора было восхитительно остроумным и его произведение до сих пор доминирует в панораме Флоренции. Это положило начало строительству купольных церквей итальянского ренессанса, среди которых такие шедевры как Капелла Пацци (1430-1443) того же Брунеллески и собор святого Петра, увенчанчанный куполом Микеланджело.
Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.
Тестовые задания
2.1.Б
2.2. Г (подразумевается «Д» в тесте стоят 2 буквы «Г»)
2.3. В
2.4.В
2.5.Г
2.6.А
2.7.В
2.8.В
2.9.В
2.10.Б
Список литературы