Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из летописаний, где рассказывается, главным образом, о войнах и походах, общественной и культурной жизнях; и писали летописи сами казаки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. .. 3
Глава 1. Казачество как культурный феномен……………………………... 5
Глава 2. Самобытные черты культуры Запорожской Сечи ,просвещение и научные знания……………….......................................................................... 7
Глава 3. Книгопечатание …………………………………………………….. 9
Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература………………… 10
Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство………………………..14
Глава 6. Глава 7. Материальная культура. Обычаи украинского народа....16
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

titul.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Глава 4. Устное народное творчество. Язык. Литература

 

Народная  культура нашла свое яркое отображение  в песнях, думах, сказках, легендах, поверьях, пословицах, поговорках. Исторические песни и думы славили героическую  борьбу украинского народа против феодалов и иноземных захватчиков.

О нападениях орд турецких и татарских феодалов рассказывают грустные песни «Волыночка», «Дунай, Дунаю, чему смутен, течешь», «Байда», а также думы «Побег трех братьев  из Азова», «Маруся Богуславка», «Самийло Кишка», «Казак Голота» и др. Песни  и думы исполняли талантливые  певцы-лирники и кобзари, странствовавшие  по Украине.

 

Ой, од Вісли  до Києва

Пробитії  шляхи.

Завладіли та несправедливо

Нашим краєм  ляхи

 

поется  в одной из песен о захвате  Украины польской шляхтой.

Песни и  думы активизировали освободительное  движение, антифеодальную борьбу народных масс. Много песен и дум посвящалось  народным героям — Наливайку, Сулиме, Павлюку, Острянину.

Устное  народное творчество оказало благотворное влияние на формирование украинского  литературного языка. Старый «русский язык», который базировался на древнерусской  основе, составлялся из украинской и белорусской разновидностей, служил официальным языком Великого княжества  Литовского несколько столетий. Это  было записано даже в Литовском статуте 1566 г. На этом языке печатались книги  и писались научные трактаты, документы, произведения древней литературы. Он постоянно обогащался словами украинского  и белорусского народных языков, а  со временем послужил основой для  их собственного развития. О значении «русского языка» польский поэт начала XVII в. Ян Пашкевич писал: «Польша цветет латиной, Литва цветет русиной».

Заметным  явлением в развитии литературы на Украине стало летописание, которое  продолжило древнерусские летописные традиции. Создавались хроники и  рассказы об исторических событиях. Среди  них первостепенное значение приобрела  «Краткая Киевская летопись» (XV — XVI вв.). При монастырях возникли Густинская, Острожская, Львовская, Хмельницкая, Межигорская  летописи. В этих сочинениях проводилась  патриотическая идея единства украинских земель, осуждался захват их иноземными державами, поддерживалось стремление народных масс к воссоединению Украины  с Россией.

Рядом с  церковно-литературными произведениями, такими, например, как «Киево-Печерский  патерик» XV в., на Украине распространялась переводная литература. Переводились книги, поступавшие из Греции, Сербии, Италии, Ирландии, Индии и других стран («Александрия», «Троянская история», «Сказание об индийском царстве»).

С борьбой  против наступления католицизма  и униатства связано развитие полемической литературы (полемика —  дискуссия, спор). Известно около 60 полемических произведений. Толчком для их создания стала книга польского публициста-иезуита  Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где выдвигалась идея поглощения православной церкви католической под  видом унии. Против выступил ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий в книгах «Ключ царства небесного» и «Календарь римский новый» (1587). Эти произведения положили начало столетней  полемике церковных деятелей Речи Посполитой и Украины.

Выдающимся  украинским полемистом был писатель Иван Вышенский, живший во второй половине XVI — первой четверти XVII вв. Он жил 40 лет в Афонском монастыре (Греция), посещал Унивский и Манявский  монастыри на Украине, много странствовал и глубоко знал жизнь украинского  народа. К нашему времени дошло 17 сочинений этого просветителя, демократа и гуманиста, патриота Украины, борца за социальное равенство. В своих произведениях-посланиях Вышенский изобличал паразитическую жизнь феодалов и высшего духовенства, социальное и национальное угнетения, униатство («Обличение дьявола-миродержца», «Послание беглым от православной веры епископам», «Краткословный ответ Петру Скарге» и др.). Он прямо выступал не только против религиозных притеснений, но и против феодального и национального угнетения простого народа.

Важным  полемическим произведением была «Протестация» (1621) Иова Борецкого. Ее автор решительно осуждал католическо-униатское наступление, притеснение православной церкви, призывал крестьян, мещан и казаков к  борьбе против иноземного господства на Украине, за воссоединение с Россией.

Полемическая  литература идейно обосновывала освободительное  движение на Украине. Известными поэтами  того времени были уже упоминаемые  Герасим Смотрицкий, Андрей Римша, Памво  Беринда, Касиян Сакович. Они посвящали  свои произведения выдающимся событиям и деятелям. В частности, Касьян Сакович  создал «Стихи на жалостное погребение рыцаря Петра Конашевича - Сагайдачного» (1622).

Театр и  музыка. Основой украинского театра стали народные игры и обряды, в  которых драматическое действие объединялось с диалогами, пением, танцами, переодеванием. Театрализованные представления («Маяк», «Коза», «Поп и смерть») устраивались на площадях и ярмарках, собирали много  зрителей среди крестьян, мещан, казаков, шляхты.

В Острожской школе, Киевском коллегиуме, братских школах возникли так называемые школьные драмы. Ставились драматические  произведения на религиозные или  мифологические темы. Актерами выступали  в большинстве учащиеся и студенты. Среди постановок известные в  то время «Слово о возмущении ада», «Трагедия русская» и др. В антрактах  драм ставились комедийные интермедии (пьесы-вставки) на бытовые темы.

В то же время возник и вертеп — кукольный  театр. Вертепы происходили в  специально сделанном двухъярусном ящике: спектакли на верхнем этаже  на религиозные сюжеты, а на нижнем—  из народной жизни, Вертеп пользовался  большой популярностью, особенно у  детей.

Украинская  музыка развивалась на народной песенной основе — песнях и думах, которые  сопровождали труд и досуг, а исполнялись  на разнообразных инструментах: цимбалах, свирелях, скрипках, бубнах, бандурах, балалайках, лирах. Скрипачи, лирники, бандуристы, кобзари были очень уважаемы народом. В музыке открывалась душа украинского народа. Трудовой народ  создал вокальное и хоровое пение, которое бытовало в церквях во время праздников и обрядов. Профессиональная музыка оставалась церковной.

В братских школах изучалась теория музыки и  пения по рукописным нотным сборникам. Создавались также и хоровые  капеллы. Такие же капеллы были и  в имениях феодалов для их развлечений: песни исполняли талантливые  крестьянские певцы. Среди народных масс популярными были танцы: казачок, гопак, метелица, веснянка и др. Песнями  и музыкой сопровождалась нелегкая жизнь и походы казаков Запорожской  Сечи. Их верными друзьями были трубы, котлы, тарбаны, кобзы, а среди казаков  находились талантливые исполнители  песен. Очень популярной среди простых  людей была песня «Ой, на горе да жнецы жнут» о народном герое  Петре Сагайдачном:

 

Ой, на горі та женці жнуть, Попід зеленою

 А  попід горою Козаки йдуть

В Киеве, Львове, Каменце-Подольском и других городах  появлялись музыкальные цехи, обслуживавшие  население на свадьбах, праздниках, при встречах гостей в городах  и селах, других торжествах.

Песня и  музыка давали воодушевление народу в его жизни и труде, а также  в антифеодальной и освободительной  борьбе.[2,с. 65-70]

Глава 5. Архитектура и изобразительное искусство

 

На Украине  широкий размах приобрело строительство  оборонных сооружений – замков, крепостей, валов вокруг городов  и сел для защиты от нападений  турецких войск и крымско-татарских  орд. Местные феодалы использовали свои замки для личной безопасности и для того, чтобы держать в  повиновении крестьян-крепостных. Украинские мастера строили преимущественно  деревянные и земляные крепости вокруг Киева, Черкасс, Канева, Чернигова, Житомира, Переяслава, Белой Церкви. Могучие  каменные крепости возводились в  Луцке, Каменец-Подольском, Остроге, Бучаче, Мукачеве, Меджибоже, Львове. И до нашего времени они поражают своим могуществом  и совершенством как архитектурные  сооружения. На настоящие военные  крепости были похожи Печерский (Киев), Мгарский (Лубенщина), Густинский (Черниговщина) и другие монастыри.

Много изобретательности  проявляли казаки при сооружении укреплений Запорожской Сечи, которая  оставалась несколько веков военным  форпостом на юге и часто принимала  удары татарских орд из Крымского  ханства, с которым граничили  запорожские земли. Запорожцы использовали местность для сооружения укреплений (реки и болота), копали рвы, насыпали валы, над которыми возвышались деревянные башни с пушками. Неприступной для  врагов была Запорожская Сечь на острове  Чертомлык или Базавлук на Днепре (близ современного города Никополя на Днепропетровщине).

По проекту  французского инженера Гийома Биплана  над Днепром была сооружена уже  упоминаемая крепость Кодак (1635) на правом высоком берегу реки. С суходола крепость была обнесена каменной стеной, вдоль которой выкопан глубокий ров. Лишь в 1639 г. правительство Польши смогло отстроить Кодак после  его разрушения казаками.

Украинские  зодчие сооружали из камня церкви, монастырские постройки, дома богатых  феодалов, городской верхушки, старшин. Они объединяли самобытный стиль с лучшими приобретениями эпохи Возрождения. Во Львове на самобытной национальной основе и с учетом стиля Возрождения построен дом известного деятеля братства Константина Корнякта (1580) и Успенская церковь (1598—1630). В Киеве — дом Артемихи на Подоле (начало XVII в.). Названные строения украсили площадь Рынок во Львове и центр Подола в Киеве. Ряд архитектурных ансамблей были отстроены в Киеве после монголо-татарского погрома (Печерская лавра, Софийский собор, Кирилловский монастырь и др.). Польские и украинские магнаты строили себе каменные дворцы. Церкви и дворцы украшали резьбой по дереву, настенной живописью, каменными и деревянными скульптурами. Иконостасы многих церквей, изготовленные народными умельцами, были настоящими шедеврами искусства.

В украинской живописи заметное место занимала книжная  графика — украшение рукописных и печатных книг. Так, в Киевском «Псалтыре» (1397) помещалось свыше 200 миниатюр, исполненных художником Спиридоном. Значительный вклад в книжную  графику сделал первопечатник Иван Федоров. Центрами графики были Львов, Киев, Острог, Ужгород. Начало книжной  печатной графике положил Иван Федоров  в «Апостоле» и «Букваре».

Украинские  мастера достигли высоких успехов  в литье из меди и олова, художественной обработке металлов. Декоративно  оформлялись колокола, пушки, ружья, сабли, фонари, чаши, подсвечники и  т. п. Широко употреблялась инкрустация (украшение) изделий золотом, серебром, драгоценными камнями. Умельцы проявляли  большое мастерство в художественном оформлении вещей ежедневного обихода: посуды, одежды, седел, сбруи для  лошадей, возов, саней, лодок.

Архитектура и изобразительное искусство  на Украине приобретали национальные черты и были неотъемлемым достижением  общественного быта. В них религиозные  сюжеты все более заменялись образами, взятыми из жизни, проявлялись черты  гуманизма.[7,с. 135-138]

Глава 6. Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа

 

В эпоху  феодализма материальная культура, быт  и обычаи имели ярко выраженный классовый  характер: имущественное неравенство, разделение общества на эксплуататоров-феодалов и эксплуатированных — крестьян, мещан и казаков обусловливали  глубокое отличие в укладе их жизни.

Крестьяне, мещане и казаки строили свои жилища из дерева, соломы, камыша, глины. В хатах  были кирпичные печи, в углу, как  правило, деревянный стол, скамьи вдоль  стен, нары (для сна) из нескольких досок, полка, где хранились деревянные ложки, глиняные миски, горшки и другая посуда, сундуки для одежды. Воду для питья держали в кадках или ведрах. Купались и стирали  белье в деревянных корытах.

Во дворах возле хаты сооружались хозяйственные  постройки: хлев для скота и лошадей  с плетенными из лозы или деревянными  яслями для их кормления, хлев для  свиней, овец, клуни для хранения сена и соломы, амбары для зерна, земляные погреба, где сохранялись  овощи, колодцы, откуда при помощи «журавля»  брали воду.

Жилища  и хозяйственные строения феодалов нередко строились из камня, они  были просторные, с дорогой мебелью  и утварью, а хозяйственные постройки  рассчитывались на большое количество скота и лошадей, пожитков, зерна, продуктов питания, одежды.

Крестьяне, мещане и казаки обрабатывали землю  плугами с железными лемехами и череслами, ралами, сохами, деревянными  боронами. Для сенокоса использовались железные серпы и косы с деревянными  грабками.

Кузницы были своеобразными заведениями, где  изготовлялись железные орудия труда; они оборудовались горном для  сжигания угля и воздуходувными мехами, а орудиями труда кузнецов служили  наковальня, молот, молоток, щипцы, зубила, тиски и т. п. Во многих хозяйствах крестьян, мещан и казаков были свои прялки и ткацкие станки, на которых работали преимущественно  женщины. «...Женщины,— свидетельствовал Гийом Биплан,— ткут лен и шерсть, делают из них полотно и ткани для ежедневного употребления». Орудиями труда столяров были топоры, пилы, сверла, долота, молотки, стамески и др.

Происходили изменения в средствах передвижения. Для перевозки тяжелых грузов (например, соли) на далекие расстояния изготовлялись крепкие деревянные возы — мажи. А для ежедневных выездов крестьяне и городские  жители использовали более легкие возы, тарантасы, двуколки. Зимой выезжали на грузовых санях и легких санях - козырках. На реках плавали на лодках, выдолбленных из дерева. Феодалы пользовались роскошными каретами, рыдванами и  колясками. Ездили также на оседланных лошадях, особенно когда дороги не позволяли  выезд колесным транспортом.

Информация о работе Роль запорожского казачества в развитии Украинской культуры