Роль традиций и фольклора в праздничной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:59, контрольная работа

Краткое описание

Народным традициям отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и, в то же время, звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у населения высокой художественной культуры. Знание культуры своего народа позволит осознать специфику творчества и культуру других народов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Традиция и ее роль в жизни социума………………………………………4
Понятие и сущность фольклора…………………………………………….9
Роль народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии…………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. сцен-реж техн КРП.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………3

  1. Традиция и ее роль в жизни социума………………………………………4
  2. Понятие и сущность фольклора…………………………………………….9
  3. Роль народных традиций и фольклора в театрализованном               празднично-обрядовом действии…………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………23

Список используемой литературы………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Народные традиции – уникальная самобытная культура наших предков, осознаются современным  обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.

Традиции народа, представляя собой самостоятельную  область культуры, в то же время  являются основой для развития всех современных направлений национального  художественного творчества, как самодеятельного, так и профессионального, т.к. традиции – своего рода катализатор прогресса культуры, тех органических черт разных сторон жизнедеятельности, которые отбираются, сохраняются и развиваются поколениями как лучшие, наиболее яркие и выразительные.

 Народным традициям отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и, в то же время, звучным голосом современности.

Внедрение элементов  фольклора в практику эстетического  воспитания, изучение традиций и обычаев  своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у населения высокой художественной культуры. Знание культуры своего народа позволит осознать специфику творчества и культуру других народов.

 

 

 

 

1. Традиция и ее роль в жизни социума

Традиции (от лат. traditio — передача) -  элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают  определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.    

Традиции включают в  себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.    Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органичной частью собственного культурного традиционного комплекса.    Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существенное влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве "подлинно" традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций.    Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.         Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).   Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений.     

Традиции  выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации  утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены  к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно,  а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

 Идейным содержанием,  формулой традиции выступает  непосредственно норма или принцип  поведения. Последние, в отличие  от правил, не дают детальных  предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.     

Традиции  также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки  - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.      

Традиция  прямо и непосредственно устанавливает  связь между действиями и духовными качествами. Причём очень важно, что в этой связи духовное качество, всегда становится в положение причины соответствующего действия. Например, кто-то неизменно держит данное им слово, точно выполняет данные им обязательства. Причину такого поведения мы усматриваем в порядочности, обязательности человека. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания.                                                                              

С реакционными традициями, как правило, несущими открыто выраженную враждебную идею, можно успешно бороться средствами прямого идейного воздействия. Каждая из таких, например, реакционных  традиций, представляющих собой пережитки прошлого в сознании части наших людей, как национализм, карьеризм, стяжательство, тунеядство, имеет свой набор взглядов, воспринимаемых частью молодёжи от некоторых представителей старшего поколения. Но взгляды скрываемые человеком, обязательно проявляются в его поведении, что и помогает окружающим бороться с их носителем, дабы они не распространились на других людей. В преодолении реакционных традиций огромную роль играет критика их идейного содержания, убедительный показ их несостоятельности и некомпетентности.       

Традиция - это самый ранний способ обеспечения  единства поколений и целостности субъектов культуры.       

Традиционные  формы деятельности и поведения  ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом смысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур, в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные  формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме  традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности.     

Очевидно, эти черты  в наибольшей степени  были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их, так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.     

Традиции как один из основополагающих аспектов нормального  социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.      

Для понимания сущности традиций важно:

1) наличие некоего  положительного жизненного опыта  — способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов;

2) способность человека  воспринимать опыт других индивидов  и воспроизводить его — полностью  или частично — в своей жизнедеятельности. 

Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения  традиций является его восприимчивость к опыту других.  Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное — это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.        

Традиции  имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и  предписание будущего поведения. Традиции — это то, что делает человека звеном  в цепи поколений, что  выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем»  как звене, соединяющем прошлое  и будущее.      Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни — изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения. Поэтому традиция — общечеловеческое явление, а совокупность конкретных традиций определяет самобытность данного сообщества.    
  Традиционная народная культура универсальна. Она определяет все аспекты жизнедеятельности человека: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, совоение окружающего пространства, отношение с природой и миром, верованием, знанием языка.

Понятие традиция является одним из немногих вокруг которого сложились устойчивые, но противоположные  по содержанию представления.

Таким образом, система  традиций любого народа это результат  его воспитательных усилий в течении  многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

 

 

 

2. Понятие и сущность фольклора.

Термин «фольклор» (в  переводе «народная мудрость») впервые  ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фолькло́р (англ. folklore) –  народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор – это  коллективное и основанное на традициях  творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений  традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо  собственно художественного творчества  охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного  творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного  искусства, то есть область  устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и  наиболее устойчивым из этих определений  оказывается то, которое связывает  его в основном с жанрами устного  народного творчества, то есть с  вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе – прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Информация о работе Роль традиций и фольклора в праздничной культуре