Франция. Памятники романского искусства
рассеяны по всей Западной Европе. Больше
всего их во Франции, которая в 11—12 вв.
была не только центром философского и
теологического движений, но и широкого
распространения еретических учений,
в известной мере преодолевавших догматизм
официальной церкви. В архитектуре Центральной
и Западной Франции встречаются наибольшее
разнообразие в решении конструктивных
проблем, богатство форм. В ней ярко выражены
черты храма романского стиля. Примером
его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в
Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий
малоосвещенный храм, с простым планом,
с маловыступающим трансептом, со слабо
развитым хором, обрамленным лишь тремя
капеллами. Почти равные по высоте, три
нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами
и общей двускатной крышей. Центральный
неф погружен в полумрак — свет проникает
в него через редко расположенные окна
боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута
приземистой трехъярусной башней над
средокрестием. Нижний ярус западного
фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными
арками, уходящими в толщу степы. Движение
вверх, выраженное небольшими островерхими
башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается
горизонтальными фризами со скульптурами
святых. Богатая орнаментальная резьба,
типичная для школы Пуату, стелется по
поверхности стены, смягчая суровость
сооружения. В грандиозных храмах Бургундии,
занявшей первое место среди других французских
школ, были сделаны первые шаги к изменению
конструкции сводчатых перекрытий в типе
базиликального храма с высоким и широким
средним нефом, с множеством алтарей, поперечных
и боковых кораблей, обширным хором и развитым,
радиально расположенным венцом капелл.
Высокий, трехъярусный центральный неф
был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной
аркой, как в большинстве романских церквей,
а с легкими стрельчатыми очертаниями.
Классический образец такого сложного
типа — грандиозная главная пятинефная
монастырская церковь аббатства Клюни
(1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая
центром деятельности могущественного
клюнийского ордена 11—12 вв., она стала
образцом для многих храмовых построек
Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ
ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть
12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них
характерно наличие широкого зального
помещения, расположенного перед нефами,
применение высоких башен. Бургундские
храмы отличаются совершенством форм,
четкостью расчлененных объемов, размеренностью
ритма, завершенностью частей, их подчиненностью
целому. Монастырские романские церкви
обычно невелики по размерам, своды невысоки,
трансепты небольшие. При сходной планировке
оформление фасадов было различно. Для
южных областей Франции, у Средиземного
моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой
колонии и римской провинции) характерны
связь с античной позднеримской ордерной
архитектурой, памятники которой сохранились
здесь в изобилии, преобладали простые
по формам и пропорциям зальные храмы,
отличавшиеся богатством скульптурного
декора па фасадах, иногда напоминавших
римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим
в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные
постройки проникали в юго-западные области.
Свои особые черты имели школы Нормандии,
Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Германия. Особое место в строительстве
больших соборов Германии занимали в 12
в. могущественные имперские города на
Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые
здесь соборы отличаются грандиозностью
массивных четких кубических объемов,
обилием тяжелых башен, более динамичными
силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил.
76), построенном из желто-серого песчаника,
членения объемов менее разработаны, чем
во французских храмах, что создает ощущение
монолитности форм. Не используется и
такой прием, как постепенное нарастание
объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые
башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся
в небо высокие круглые башни с конусообразными
каменными шатрами по углам храма на западной
и восточной сторонах придают ему характер
суровой крепости. Повсюду доминируют
гладкие поверхности непроницаемых стен
с узкими окнами, лишь скупо оживленные
фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо
выступающие лизены (лопатки — вертикальные
плоские и узкие выступы на стене) соединяют
в верхней части арочный фриз, цоколь и
галереи. В Вормском соборе давление сводов
на стены облегчено. Центральный неф перекрыт
крестовым сводом и приведен в соответствие
с крестовыми сводами боковых нефов. С
этой целью применена так называемая «связанная
система», при которой на каждый пролет
центрального нефа приходится два пролета
боковых. Грани наружных форм ясно выражают
внутреннюю объемно-пространственную
структуру здания. |