Росписи Северной Двины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 21:37, реферат

Краткое описание

Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Единорог (индрик) - знак луны, целомудрия, женского начала. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Историческая справка………………………………………………5
Росписи Северной Двины………………………………………………….7
Пермогорская роспись………………………………………………….7
Борецкая роспись……………………………………………………….9
Ракульская роспись……………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культурологии.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

 

Третий вид северной росписи — РАКУЛЬСКАЯ — тоже имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья. Но популярностью она пользовалась на гораздо меньшей территории — только в одном Черевковском районе. 

В характере орнамента ракульской росписи, особенно ранних произведений, датируемых серединой XIX века, имеются черты, которые позволяют говорить о их близости к миниатюрам поморских рукописей, исполненных на реке Выг. Так, например, на миниатюре XVIII века из сборника слов и повестей с изображением ангела, показывающего праведной душе «райские различные красоты», растительный орнамент очень близок к ракульским росписям середины XIX века периода расцвета промысла. 

В росписях Ракулки в большинстве произведений главную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный. Колорит очень строг, спокоен, а в его сдержанной гамме есть своя прелесть и цветовая гармония. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали — усики, завитки, прожилки. (Приложение 3.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Художественный анализ произведений росписей говорит о их ярких стилевых особенностях, которые прослеживаются на протяжении всего XIX века. Но вместе с тем этот анализ дает возможность в отдельных самостоятельных видах северной росписи выявить черты, свидетельствующие о единых древних корнях, лежащих в основе народных росписей Северной Двины. Таким родником для крестьянского искусства русского Севера и в XVII, и в XVIII, и в XIX веках являлись древнерусская монументальная живопись, иконопись, миниатюра и орнаментика древних книг.  
       Декоративная роспись северных центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. В тонком чувстве цвета, в характере самого орнамента, в трактовке жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства, определенная художественная „школа поколений» и блестящее мастерство исполнителей.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.

Уже к началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство. 
В настоящее время в г. Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В г. Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремёсел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков. В педагогических колледжах г. Архангельска и г. Каргополя готовят учителей для преподавания предмета "изобразительное искусство" в общеобразовательных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Народная роспись Северной Двины. Круглова О.В. 1987.
  2. http://www.cultnord.ru/Severodvinskie_rospisi.html
  3. http://www.mmc26310.srkc.ru/index.php/Северная_Двина
  4. П.И. Ромова « Искусство Северодвинской росписи»
  5. Д. Б. Фомохин « Гуляния Севера»
  6. В.С. Бабунова «Искусство живописи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Пермагорская роспись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Борецкая роспись.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3. Ракульская роспись.

 




Информация о работе Росписи Северной Двины