Русская культура и революционные события 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

1.Культура в первое

послеоктябрьское десятилетие…………………………………4

1.Условия развития культуры в годы НЭПа…………………...7
2.Образование и наука………………………………………...8
0.3Литература и искусство……………………………………..10

2 Культурная жизнь в конце 20-х 30-е годы………………….12

1.Образование и наука………………………………………...13
2.Литература и искусство……………………………………..15
3.Русское зарубежье……………………………………………18
Заключение………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

история мировой культуры2.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

     Индустриализация  конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).

     Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

     Вывод: В 20-30гг  увеличилось число литературных объединений. В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз, ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. В искусстве появились новые композиторы, новые течения в музыке,

     0.3 Русское зарубежье.

     Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

     6В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

     Многие  представители эмиграции вернулись  в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

     Вывод: Многие русские поэты, литераторы, учёные, эмигрировали за рубеж. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Там были основаны несколько русских издательств. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и  материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Одним из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой в полный голос зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм и романтический пафос. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события.

Пролетарская  поэзия пронизана революционными призывами, и это тоже соответствует духу русского пролетариата. Стихи печатались во многих журналах, в частности, в  журнале легального марксизма "Жизнь", который стал массовым и достиг тринадцатитысячного тиража.   В русскую литературу приходит целая плеяда крестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев и др.). Таким образом, отечественная художественная культура в эпоху революций в России отразила всю сложность и противоречивость переживаемого исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. В этот период Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня. Но отсутствие в российском обществе достаточно широкого среднего культурного слоя, который являлся основой многих цивилизационных процессов, определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России начала XX века. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие народные массы. Эта особенность общественно-культурной жизни России была одной из причин, определившей отношение к культуре пролетарской власти после Октября 1917 года. В качестве общего вывода можно отметить, что период русских революций в начале ХХ века кардинально повлиял на судьбу страны и мира, явился тем поворотным рубежом, который обозначил новый исторический путь для России. Революционный процесс, началом которого явилось падение самодержавия, сложен, многогранен, включает разные этапы. Здесь и мощные стихийные движения, и верхушечная борьба за власть, и тайные интриги, и перевороты, удавшиеся и неудавшиеся. Есть все, как в любой другой революции.  Революция 1917 года была русской революцией, революцией разных народов, воспитанных в традициях русской культуры. Она несет на себе яркий отпечаток менталитета народа, демонстрирует трагическую роль расколотости российского общества со времен Петра I. Главное содержание революции - стремление России к демократии, социальному прогрессу. Страна в трудной борьбе искала формы демократической организации. В сложной и быстро меняющейся социокультурной обстановке рубежа веков культурно исторический процесс характеризовался сомнениями, противоречивыми философскими и религиозно-мистическими исканиями, борьбой в различных сферах культуры, трагичными событиями. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Зезина М. Р.  Кошман Л. В.  Шульгин В. С.  История русской культуры.

    – М., 1990

  1. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993
  2. Николай Верт . 1917. Россия в революции - М .,2003
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
  4. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
  5. Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре.-М., 1991
  6. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.
  7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
  8. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. -Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992.
  10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.
  11. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

Информация о работе Русская культура и революционные события 1917 года