Русская культура 14-17 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:49, реферат

Краткое описание

С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконопи

Содержание

1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.

Вложенные файлы: 1 файл

русская культура.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

   развитие  в народной скульптуре XVIII – XIX вв.

       Возрождение декоративно-прикладного  искусства в послемонгольское

   время было  осложнено тем, что многие мастера  были угнаны в плен и ряд

   навыков  ремесла утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное

   искусство.  Оклад «Евангелия боярина Федора  Кошки» с чеканными рельефными

   фигурами  в многолопастных обрамленьях  и с тончайшей сканью, яшмовый

   потир работы  Ивана Фомина с чеканкой и  сканью, чеканные кадила, «сионы»,

   воспроизводящие  формы шатровых и купольных  храмов, братины, ковши, чаши,

   литой с  чеканкой панагиар новгородского  мастера Ивана сохраняют

   тектоническую  ясность формы и орнамента,  подчеркивающего строение

   предмета. В XVI в. чеканка и скань дополняются  финифтью. В XVII в.

   развивается  растительная орнаментация, сплошь  оплетающая изделия.

   Московская  и сольвычегодская финифть, теряя  в тонкости исполнения и

   цельности  колористической гаммы, выигрывает  в яркости и богатстве

   оттенков, соперничая с блеском драгоценных  камней. По заказу Строгановых

   в Сольвычегодске  изготовляются предметы «усольского  дела», расписанные

   яркими  сказочными цветами по белой  грунтовой эмали. Появляются сюжетные

   изображения,  носящие отпечаток западноевропейского  воздействия. С XVI в.

   применяется  чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме

   изделий.  Со 2-й половины XVII в. и в черни  нарастает узорчатость,

   распространяются  восточные мотивы. Лишь к концу  столетия возрождается

   более строгий  орнамент. Большое распространение  получает басма,

   покрывающая  изделия из дерева, украшающая  фоны икон. В XIV – начале XV

   вв. в ней  используется орнамент в виде  цветов в кругах, заимствованный

   из византийских  и балканских рукописей. В XVII в. ее причудливые

   растительные  узоры приобретают чисто русский  характер. Увлечение в XVII

   в. пышной  орнаментикой приводит к утрате  художественной меры, в

   особенности  при украшении предметов драгоценными  камнями и жемчугом, из

   которых  компонуются узоры, прежде выполнявшиеся  из золота. Ту же

   эволюцию  испытало литье из цветных  металлов – от Царь-пушки Андрея

   Чохова  до бронзовой сени Дмитрия  Сверчкова в московском Успенском  соборе

   и до  оловянных ажурных литых рам  к киотам XVII в. Даже в изделиях  из

   железа  наблюдается увлечение узорностью  форм: кованые решетки московской

   церкви  Георгия Неокесарийского, врата  из просеченного железа в рязанском

   Успенском  соборе, петли и дверные ручки  рядовых зданий.

       В памятниках резьбы по кости  XV в. видны неизжитые формы  «звериного

   стиля»  в ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-

   художественного  музея сказались удлиненно-изящные  пропорции фигур

   Дионисия. В XVII в. искусство резчиков  из Холмогор ценится высоко  в

   Москве, где  они работают, украшая свои изделия  птицами и зверями «в

   травах».  Особенно хороши многочисленные  ларцы с крупным сквозным

   растительным  орнаментом.

       До нас дошли немногие крупные  образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв.

   Таков острый  по силуэту Людогощинский крест  из Новгорода, украшенный

   сложным  орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких

   деревянных  изделий, среди которых тонкостью  и красотой исполнения

   выделяются  работы мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу

   проникают  элементы восточного искусства.  Виртуозная мелкая

   плоскорельефная  ажурная резьба царских врат  из церкви Иоанна Богослова

   на Ишне  близ Ростова, выполненных иноком  Исаией. Трон Ивана Грозного с

   шатром  и резными историческими сценами  и святительские места XVI-XVII

   вв. при  относительно дробном узоре отличаются  архитектурной четкостью

   сложно  скомпонованных завершений. Изощренная  ярославская ажурная резьба

   напоминает  четкостью форм металл. С середины XVII  в. в Москву приезжает

   ряд белорусских  резчиков во главе с Климом  Михайловым, которые вводили

   западноевропейские  барочные формы. «Белорусская  резь» получила

   распространение  в иконостасах, поражающих богатством  и разнообразием

   деталей.  Ее формы были также использованы  в наружном белокаменном

   декоре. Если  разнообразные деревянные ковши  и блюда XVI-XVII вв.

   отличались  мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким

   геометрическим  орнаментом, то в мебели использовались  крупные ажурные

   растительные  мотивы. Геометрическая трехгранновыемчатая  резьба украшала

   ларцы, свечные  ящики, столики. Нередко в мебели  применялись формы,

   заимствованные  из архитектурного декора. Резные  изделия часто пестро

   раскрашивались.

       Роспись была преимущественно  орнаментальной. По технике и  характеру

   она долгое  время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в.

   появляется  «золотая» роспись деревянной  посуды, известная позднее как

   хохломская. Роспись распространяется на  стены, оконное стекло, резной

   декор в  интерьере. Нередко орнаментальные  побеги сплошь покрывают

   поверхность  предметов. Эти мотивы просуществовали  в русских областях

   вплоть  до последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется

   «битийное  письмо» - бытовые сцены, сказочные  существа и т. д.

       Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и  примитивна по форме. Лишь с  XVI

   в. применяются  «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется

   геометрическая  орнаментация, а затем плоскорельефные  изображения фигур.

   Многие  изделия воспроизводят металлические  формы, в орнаментации видно

   влияние  деревянной резьбы. С конца XV в.  фигурные балясины и красные

   терракотовые  плитки, украшенные пальметтами,  а порой покрытые светло-

   охряной  глазурью, включаются в декор  фасадов. В XVII в. изготовляются

   для убранства  зданий зеленые изразцы с рельефными  бытовыми и военными

   сценами.  С середины XVII в. белорусские мастера  выполняли многоцветные

   изразцы  для собора Ново-Иерусалимского  монастыря в Истре.

       Шитье имело много общего с  живописью. Лучшие мастерские  шитья были в

   XVI в. сосредоточены  в Москве при царском дворе.  Из мастерской Старицких

   вышли две  большие плащаницы, отличающиеся  глубинно психологической

   характеристики  персонажей и безупречной артистической  техникой.

       Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими  и растительными

   мотивами, восходящими, возможно, к домонгольским  образцам, воспроизводят

   восточные  и западные орнаменты привозных  шелковых тканей. В конце XVII

   в. появляется  трех- и четырехцветная набойка.  В течение XIV-XVII вв.

   существовало  высокоразвитое узорное ткачество,  о чем свидетельствует

   паволока  иконы «Звенигородского чина»  Андрея Рублева. В XVII в. получает

   распространение  золотное кружево с геометрическими  сетчатыми мотивами

   либо с  растительными элементами. Иногда  в узоры вводится жемчуг,

   серебряные  бляшки, цветной просверленный камень. Некоторые узоры XVII в.

   дожили  в нитяном льняном кружеве  до XX в.

       В XIV-XVII вв. искусство в России  развивалось под большим влиянием

   церкви. В  архитектурных памятниках преобладают  церкви, в памятниках

   живописи  – иконы. Также было сильно  влияние византийских мотивов  на

   развитие  Руси в это период. Лишь часть  ремесел не подверженная этому

   влиянию  развивалась самостоятельно. Выход  русского искусства из под

   влияния  церкви начался лишь в конце  XVI – начале XVII вв., что дало

   мощный  толчок для развития. 
 
 

                      Список использованной литературы: 

      1. Искусство стран и народов  мира. Художественная энциклопедия.

      2. Грибушина Н. Г. «История мировой  художественной культуры».

      3. Энциклопедический словарь юного  художника.

      4. Ильина Т. В. «История искусств».

Информация о работе Русская культура 14-17 веков