Русская культура 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Актуальность проблемы заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. В данной работе буду рассмотрены изменения нашей страны в XVIII в., какие успехи в развитии наша страна совершила всего за один век, переход от религиозной культуры к светской. Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_kulturologii.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

 Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других мастеров. Мартос – мастер, обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не только с классическими зданиями, но и с пространственным городским ансамблем, превзойдя всех своих предшественников. 

Последователен  в своей эволюции к классицизму  был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению с другими мастерами  у Прокофьева сильнее чувствуется  сентименталистская струя, придавшая  особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера. 

В этом же контексте развивалось и искусство  скульптора Федота И.Шубина (1740-1805 гг.), который становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А. М.  Голицына, З. П.  Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты П. В.  Завадовского и А. А.  Безбородко (1798 г.), также выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция — усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А.  Потемкина (1791 г.), Е. М.  Чулкова (1792 г.), М. В.  Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.  Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души. Его произведения, отразили все многообразие и противоречивость эпохи. 

Художником  одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. М.  Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной  в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать  возвышенную печаль и мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. 

Замечательными  скульптором был М. И. Козловский — создатель памятника А. В. Суворову и статуи “Самсон” (Петродворец). 

Еще множество  прекрасных мастеров творило в этот период.  XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живопись

В живописи происходят в начале XVIII века коренные реформы. Выступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. 

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с  искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию  – произведениям искусства эпохи  Ренессанса и барокко, а также  широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили  величайшие мастера своего дела –  представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. 

Наиболее  интересным явлением в искусстве  петровской эпохи стал портрет. У  истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н.  Никитин (ок.  1680 – 1742 гг.), ярко воплощавший силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и “Портрету напольного гетмана” (1720-е гг.). Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С. Г.  Строганова (1726 г.) и в картине “Петр I на смертном ложе” (1725 г.). 

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца –  Андрея Матвеева (1701-1739) . По указу Петра  он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – “Аллегория живописи” (1725 г.) и “Венера и Амур”. Самое известное произведение Матвеева – “Автопортрет с женой” (1729 г.). 

Живопись  последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено  основанием Академии художеств. Русская  школа овладевает теперь теми жанрами  живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных  западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны  с искусством портрета.

Ранние  произведения Ф. С.  Рокотова (1735-1808) – портреты Г. Г.  Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б.  Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В. И.  Майков (1769-1770 гг.), все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А.  Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С.  Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е.  Новосильцевой (1780 г.) и знатной дамы Е. Н.  Орловой. 

Современником Рокотова был Д. Г.  Левицкий (1735-1822 гг.). Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов (1773 г.), и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в “Видении Мурзы” Г. Р.  Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.

В. Л.  Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А.  Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И. Б.  Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И.  Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М. И.  Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г.  Потемкина – Е. Г.  Темкиной (1798 г.). В. Л. Боровиковский был одним из видных сентименталистов в портретной живописи, созданные им женские образы полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Художник портретирует целые семьи — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам.

Классицизм  нашел отражение в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна  А. П. Лосенко “Владимир и Рогнеда” и “Прощание Гектора с Андромахой”, картина Г. И. Угрюмова “Испытание силы Яна Усмаря”. Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

В живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторнослащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны.

Сильны  сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего  традиционные “ландшафты со скотиною”, крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими  “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек.

Реалистические  тенденции наиболее полно прослеживаются в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова, мастера глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека, и Д. Г. Левицкого, сумевшего поднять портрет на уровень подлинно большого искусства. Но ярче всего они проявились в бытовом жанре — в работах И. А. Ерменева и М. Шибанова.

Сын придворного  конюха, И. А. Ерменев, выдающийся художник-жанрист XVIII в., запечатлел на одной из своих акварелей бытовую сцену. У рыночного навеса в окружении крестьян сидят и поют слепцы. Нарастающий народный ропот с жестокой правдой воплощен художником в этом произведении. “Крестьянский обед” Шибанова, написанный в самый разгар пугачевского восстания, правдиво и любовно передает сцену крестьянского быта, лица крестьян и народные костюмы. Шибанов отражал лишь торжественные, праздничные стороны быта крестьян, однако он был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы.

Художественные  вкусы трудового народа находят  яркое воплощение в произведениях  прикладного искусства. В творениях  народных мастеров встречаются изображения  народного быта, сатирические зарисовки  представителей правящих классов, сказочные  образы, растительный и геометрический орнамент. 

Украшались  резьбой или росписью прялки, ткацкие  станки и т.д. Расписные детские  игрушки XVIII в. в гротескной форме  высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т.д.) можно  найти на всевозможных предметах  бытового обихода, мебели, пряничных  досках и т.п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши. Тонкой резьбой покрыты берестяные туеса  и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки.

На протяжении всего XVIII века русское искусство  живописи прошло большой путь становления  по законам нового времени. Потребности  эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театр и музыка

При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются  театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). 

Русский демократический театр XVIII в. также  показывал дворян и церковников  в их истинном неприглядном виде, сатирически  разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного  доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. 

Для народного  театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в. 

Русский театральный классицизм, сложившийся  к середине XVIII в., был заложен  драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление в театре. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время.  Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. 

В Москве театральные представления разыгрывались  итальянской труппой Д. Локателли и имели успех у публики. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуар которого входили как драматические, так и оперные и балетные спектакли.

Своеобразным  явлением театральной жизни России того времени был крепостной театр, на сцене которого выступали многие талантливые актеры и музыканты. П.И. Ковалева-Жемчугова в крепостном театре графа Н.П.Шереметева в Останкине славилась своей великолепной игрой.

Основоположником  сентиментализма в русском театре является актер В. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался  к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!” Таковы же и “слезные драмы” Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока. 

Информация о работе Русская культура 18 века