Курс «Культура России с древнейших
времен по XX в».
________________________________________________________________________________
Тема: Русская культура IX-XVII веков.
- Особенности культуры Древней Руси.
Развитие древнерусской
культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией
восточнославянского общества, становлением
государства, укреплением связей с соседними
странами. Оно связано с развитием общества
и государства. В домонгольский период
культура Древней Руси достигла высокого
уровня, создала основы для культурного
развития последующих эпох.
Письменность. Летописи.
Литература.
Зарождение письменности
– братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица.
Грамотность распространилась
довольно широко, о чем свидетельствуют:
- рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)
- граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)
- эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)
- берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)
Первая книга на Руси
– Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского
посадника Остромира во времена Ярослава
Мудрого).
Летописание.
«Повесть временных
лет» – первое десятилетие XII века – монах
Нестор Киево-Печерского монастыря. Это
общерусский летописный свод, текст которого
включает летописные своды XI века и другие
источники. История Руси в ПВЛ связана
с всемирной историей и историей славянства.
ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся
летописных сводов.
Литература.
- устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).
- проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха
- жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)
- героический эпос – «Слово о полку Игореве», написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)
- публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)
Зодчество Древней
Руси.
- первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)
- крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы
- Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)
- Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)
Изобразительное искусство.
- мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)
- фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)
- иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))
Прикладное искусство.
- зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла
- гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле
- филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки
- Культура Руси XIII-XV веков.
Главные события
и характерные черты культуры
XIV-XV веков.
Главными
событиями русской истории XIV-XV веков стали:
процесс объединения русских земель в
единое государство и борьба с монгольским
игом. Соответственно ключевыми чертами
культуры стали: а) идея национального
возрождения и государственного объединения;
б) идея национальной независимости.
Фольклор.
- Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания.
- Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.
- Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.
Письменность
и литература.
- Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).
- Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.
- В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.
- В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
- Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).
- Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).
Общественная
мысль.
- XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.
- Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.
Архитектура.
- В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
- строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
- XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
- Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.
Изобразительное
искусство.
В изобразительном искусстве
XIII-XV веков выделяется творчество двух
великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.
- Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.
- Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».
- Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).
_______________________________________________________________________________________
- Культура России XVI века.
Главные события
и характерные черты культуры
XVI века.
Главными
событиями русской истории XVI века стали:
создание централизованного государства
и утверждение деспотического правления.
Соответственно ключевыми чертами культуры
стали: а) идея национального объединения;
б) идея образование единой народности.
Фольклор.
- В XVI веке расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.
- В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.
Письменность
и книгопечатание.
- В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.
- 1564 – начало книгопечатания в России: Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).
Литература
и общественная мысль.
- В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.
- Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.
- Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой», написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.
- Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).
Архитектура
и изобразительное искусство.
- С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.
- Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).
- С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».
- Покровский собор (храм Василия Блаже<