Русская культура
XVII в..:
В XVII в. начинается
складывание всероссийского рынка.
С развитием ремесла и торговли,
ростом городов связано проникновение
в русскую культуру и широкое
распространение в ней светских
элементов. Этот процесс получил
в литературе название «обмирщение»
культуры (от слова «мирской» —
светский).
Обмирщению русской культуры
противилась церковь, видевшая
в нем западное, «латинское» влияние.
Московские правители XVII в., стремясь
ограничить влияние Запада в
лице прибывавших в Москву
иностранцев, заставляли их селиться
подальше от москвичей — в
специально отведенной для них
Немецкой слободе (ныне район
Бауманской ул.). Однако новые
идеи и обычаи проникали в
установившийся быт Московской
Руси. Стране нужны были знающие,
образованные люди, способные заниматься
дипломатией, разбираться в новшествах
военного дела, техники, мануфактурном
производстве и т. д. Расширению
политических и культурных связей
с странами Западной Европы способствовало
воссоединение Украины с Россией.
Просвещение.
Во второй половине XVII в. было создано
несколько государственных школ.
Работала школа по подготовке служащих
для центральных учреждений, для
Печатного двора, Аптекарского приказа
и др. Печатный станок дал возможность
издавать массовым тиражом единообразные
пособия для обучения грамоте
и арифметике. Об интересе русских
людей к грамоте свидетельствует
распродажа в Москве (1651) в течение
одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева,
изданного тиражом 2400 экземпляров.
Были опубликованы «Грамматика» Мелетия
Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).
В 1687 г. в
Москве было основано первое высшее учебное
заведение — Славяно-греко-латинская
академия, где учили «от грамматики, риторики,
пиитики, диалектики, философии ... до богословия».
Возглавили Академию братья Софроний
и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие
университет в Падуе (Италия). Здесь готовили
священников и чиновников. В этой академии
учился и М. В. Ломоносов.
В XVII в.,
как и раньше, шел процесс накопления
знаний. Большие успехи были достигнуты
в области медицины, в решении
практических задач по математике
(многие умели с большой точностью
измерять площади, расстояния, сыпучие
тела и т. п.), в наблюдении
за природой.
Значительный
вклад в развитие географических
знаний внесли русские землепроходцы.
В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева
(за 80 лет до Витуса Беринга) вышла
к проливу между Азией и Северной Америкой.
Самая восточная точка нашей страны носит
сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г.
составил карту и изучил земли по Амуру,
где были основаны русские поселения.
Его имя носят город Хабаровск и поселок
Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский
казак В. В. Атласов обследовал Камчатку
и Курильские острова.
Литература.
В XVII в. созданы последние официальные
летописные сочинения. «Новый летописец»
(30-е годы) излагал события от смерти
Ивана Грозного до окончания Смутного
времени. В нем доказывались права
новой династии Романовых на царский
престол.
Центральное
место в исторической литературе
заняли исторические повести,
имевшие публицистический характер.
Например, группа таких повестей
(«Временник дьяка Ивана Тимофеева»,
«Сказание Авраамия Палицына»,
«Иное сказание» и др.) была
откликом на события Смутного
времени начала XVII в.
Проникновение
светских начал в литературу
связано с появлением в XVII в.
жанра сатирической повести, где
действуют уже вымышленные герои.
В «Службе кабаку», «Повести
о куре и лисе», «Калязинской
челобитной» содержалась пародия на церковную
службу, высмеивались обжорство и пьянство
монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» —
судебная волокита и взяточничество. Новыми
жанрами были мемуары («Житие протопопа
Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Воссоединение
Украины с Россией дало толчок
созданию первго русского печатного
сочинения по истории. Киевский монах
Иннокентий Гизель составил «Синопсис»
(обозрение), где в популярной форме содержался
рассказ о совместной истории Украины
и России которая начиналась с момента
образования Киевской Руси. В XVII — первой
половине XVIII в. «Синопсис» использовался
как учебник русской истории.
Театр. Был
создан придворный театр в Москве
(1672), просуществовавший лишь четыре
года. В нем играли немецкие актеры.
Мужские и женские роли исполняли
мужчины. В репертуаре театра были пьесы
на библейские и легендарно-исторические
сюжеты. Придворный театр не оставил
сколько-нибудь заметного следа
в русской культуре.
В русских
городах и селах широкое распространение
со времен Киевской Руси получил
бродячий театр — театр скоморохов
и Петрушки (главный герой народных
кукольных представлений). Правительство
и церковные власти преследовали
скоморошество за веселый и
смелый юмор, обличавший пороки
властей предержащих.
Архитектура.
Архитектурные сооружения XVII в. отличаются
большой живописностью. Они асимметричны
как в рамках одного здания, так
и в ансамбле. Однако в этой кажущейся
беспорядочности архитектурных
объемов есть и цельность, и единство.
Здания XVII в. многоцветны, декоративны.
Особенно любили зодчие украшать затейливыми,
непохожими друг на друга наличниками
окна зданий. Широкое распространение
в XVII в. получили многоцветные «солнечные
плитки» — изразцы и украшения
из резного камня и кирпича. Такое
обилие украшений, расположенных на
стенах одного здания, называли каменным
узорочьем, дивным узорочьем.
Эти особенности
хорошо прослеживаются в Теремном
дворце царя Алексея Михайловича
в Кремле, в дошедших до нас
каменных палатах московских, псковских,
костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском
монастыре, выстроенном под Москвой патриархом
Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые
храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка
и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как
пример наиболее известных в Москве зданий
XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках
(у станции метро «Парк культуры»), церковь
Рождества Богородицы в Путинках (недалеко
от Пушкинской площади), церковь Троицы
в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).
Декоративное
начало, знаменовавшее собой обмирщение
искусства, нашло отражение и
при строительстве или перестройке
крепостных сооружений. К середине
века крепости утратили свое военное значение,
и четырехскатные крыши сначала на Спасской,
а затем и на других башнях Московского
Кремля уступили место великолепным шатрам,
подчеркнувшим спокойное величие и торжественную
мощь сердца столицы России.
В Ростове
Великом в форме кремля была
сооружена резиденция опального,
но властного митрополита Ионы.
Этот кремль не являлся крепостью,
а его стены имели чисто
декоративный характер. Стены крупных
русских монастырей, возведенные
после польсколитовско-шведской интервенции
(Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева
монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского
монастыря под Вологдой, московских монастырей),
следуя общей моде, также украшались декоративными
деталями.
Развитие
древнерусской каменной архитектуры
завершилось складыванием стиля,
получившего название нарышкинского
(по фамилии главных заказчиков) или московского
барокко. В этом стиле сооружены надвратные
церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего
монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви
и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде,
Звенигороде и др.
Для московского
барокко характерно сочетание
красного и белого цветов в
убранстве зданий. Четко прослеживаются
этажность построек, применение
в качестве декоративных украшений
колонн, капителей и т. п. Наконец,
почти во всех зданиях нарышкинского
барокко можно увидеть в карнизах построек
декоративные раковины, которые впервые
были возведены еще в XVI в. итальянскими
мастерами при украшении Архангельского
собора Московского Кремля. Появление
московского барокко, имевшего общие черты
с архитектурой Запада, свидетельствовало
о том, что русская архитектура, несмотря
на своеобразие, развивалась в рамках
общеевропейской культуры.
В XVII столетии
переживает расцвет деревянное
зодчество. «Восьмым чудом света»
назвали современники знаменитый
дворец Алексея Михайловича в
подмосковном селе Коломенское.
Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс.
окон и оконцев. Он был построен русскими
мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым
и просуществовал до середины XVIII в., когда
был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
Живопись. Обмирщение
искусства с особой силой проявилось
в русской живописи. Крупнейшим художником
XVII столетия был Симон Ушаков. В
его широко известной иконе «Спас
Нерукотворный» хорошо заметны новые
реалистические черты живописи: объемность
в изображении лица, элементы прямой
перспективы.
Тенденция
к реалистическому изображению
человека и обмирщению иконописи,
характерная для школы С. Ушакова,
тесно связана с распространением
в России портретной живописи
— парсуны (персоны), изображавшей
реальных персонажей, например царя
Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского
и др. Однако техника художников была еще
аналогична иконописной, т. е. писали на
досках яичными красками. В конце XVII в.
появились первые парсуны, написанные
маслом на холсте, предвосхитившие расцвет
русского портретного искусства в XVIII
в.