Русская культура XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:53, доклад

Краткое описание

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская культура XVII в.docx

— 19.88 Кб (Скачать файл)

Русская культура XVII в..: 

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение  в русскую культуру и широкое  распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил  в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» —  светский).

  Обмирщению русской культуры  противилась церковь, видевшая  в нем западное, «латинское» влияние.  Московские правители XVII в., стремясь  ограничить влияние Запада в  лице прибывавших в Москву  иностранцев, заставляли их селиться  подальше от москвичей — в  специально отведенной для них  Немецкой слободе (ныне район  Бауманской ул.). Однако новые  идеи и обычаи проникали в  установившийся быт Московской  Руси. Стране нужны были знающие,  образованные люди, способные заниматься  дипломатией, разбираться в новшествах  военного дела, техники, мануфактурном  производстве и т. д. Расширению  политических и культурных связей  с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

 

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано  несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для  Печатного двора, Аптекарского приказа  и др. Печатный станок дал возможность  издавать массовым тиражом единообразные  пособия для обучения грамоте  и арифметике. Об интересе русских  людей к грамоте свидетельствует  распродажа в Москве (1651) в течение  одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

 

 В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

 

 В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления  знаний. Большие успехи были достигнуты  в области медицины, в решении  практических задач по математике (многие умели с большой точностью  измерять площади, расстояния, сыпучие  тела и т. п.), в наблюдении  за природой.

 

 Значительный  вклад в развитие географических  знаний внесли русские землепроходцы.  В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева  (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Литература. В XVII в. созданы последние официальные  летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права  новой династии Романовых на царский  престол.

 

 Центральное  место в исторической литературе  заняли исторические повести,  имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына»,  «Иное сказание» и др.) была  откликом на события Смутного  времени начала XVII в.

 

 Проникновение  светских начал в литературу  связано с появлением в XVII в.  жанра сатирической повести, где  действуют уже вымышленные герои.  В «Службе кабаку», «Повести  о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

 

 Воссоединение  Украины с Россией дало толчок  созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

 

Театр. Был  создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли  мужчины. В репертуаре театра были пьесы  на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил  сколько-нибудь заметного следа  в русской культуре.

 

 В русских  городах и селах широкое распространение  со времен Киевской Руси получил  бродячий театр — театр скоморохов  и Петрушки (главный герой народных  кукольных представлений). Правительство  и церковные власти преследовали  скоморошество за веселый и  смелый юмор, обличавший пороки  властей предержащих. 

 

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так  и в ансамбле. Однако в этой кажущейся  беспорядочности архитектурных  объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками  окна зданий. Широкое распространение  в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения  из резного камня и кирпича. Такое  обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

 

 Эти особенности  хорошо прослеживаются в Теремном  дворце царя Алексея Михайловича  в Кремле, в дошедших до нас  каменных палатах московских, псковских,  костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

 

 Декоративное  начало, знаменовавшее собой обмирщение  искусства, нашло отражение и  при строительстве или перестройке  крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

 

 В Ростове  Великом в форме кремля была  сооружена резиденция опального,  но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью,  а его стены имели чисто  декоративный характер. Стены крупных  русских монастырей, возведенные  после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

 

 Развитие  древнерусской каменной архитектуры  завершилось складыванием стиля,  получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

 

 Для московского  барокко характерно сочетание  красного и белого цветов в  убранстве зданий. Четко прослеживаются  этажность построек, применение  в качестве декоративных украшений  колонн, капителей и т. п. Наконец,  почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

 

 В XVII столетии  переживает расцвет деревянное  зодчество. «Восьмым чудом света»  назвали современники знаменитый  дворец Алексея Михайловича в  подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

 

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В  его широко известной иконе «Спас  Нерукотворный» хорошо заметны новые  реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

 Тенденция  к реалистическому изображению  человека и обмирщению иконописи,  характерная для школы С. Ушакова,  тесно связана с распространением  в России портретной живописи  — парсуны (персоны), изображавшей  реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


Информация о работе Русская культура XVII века