Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:08, реферат
Культура есть результат творчества человека в различных сферах его деятельности. Это - совокупность всех тех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития. Но в процессе культурного развития человек не только действует, создавая мир предметов и идей, но и сам изменяется, создает самого себя. Состояние общества в целом зависит от культурного уровня его членов.
Введение
Начало « Серебряного века».
Русский символизм на рубеже XIX и XX вв.
Заключение.
1912
год стал началом нового
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- это группа «старших» символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов - А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А. Блок и др.
В
основе платформы «младших»
Признание, что существуют «миры иные», что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Это - «...мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность - это создание художника:
Моя мечта - и все пространства,
И все чреды,
Весь мир - одно мое убранство,
Мои следы
(Ф. Сологуб)
«Разбив оковы мысли, быть скованным - мечтой», - призывает Бальмонт. Призвание поэта - связать мир реальный с миром запредельным.
Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении В. Иванова «Средь гор глухих»:
И думал я: «О гений! Как сей рог,
Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах
Будить иную песнь. Блажен, кто слышит».
.А
из-за гор звучал ответный
«Природа - символ, как сей рог. Она
Звучит для отзвука. И отзвук - бог.
Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук».
Поэзия символистов - это поэзия для избранных, для аристократов духа.
Символ - это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова, «И светлых глаз темна мятежность» у В. Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День - жемчуг матовый - слеза - течет с восхода до заката». Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус «Швея».
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно - стараюсь угадать
За ним другое, - то, что скрыто.
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:
И два глубокие бокала
Из тонко-звонкого стекла
Ты к светлой чаше подставляла
И пену сладкую лила,
Лила, лила, лила, качала
Два темно-алые стекла.
Белей, лилей, алее дала
Бела была ты и ала...
Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.
С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им «грядущего хама». Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.
После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису.
К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. «В недрах самого символизма,- писал В. Брюсов в статье «Смысл современной поэзии»,- возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным».
Нельзя,
однако, не отметить, что русские
символисты внесли существенный вклад
в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему
отразили трагизм положения человека,
не сумевшего найти свое место
в мире, сотрясаемом грандиозными
социальными конфликтами, пытались
отыскать новые способы для
Последнее
предоктябрьское десятилетие
Заключение: