Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:21, реферат
Целью работы является оценка эстетического искусства в пользу русского драматического театра в начале XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
Рассмотреть исторические этапы в истории русской драматической сцены;
Советский театр 30-80-х годов;
Театр сегодня.
Введение………………………………………………………………..3
Исторические этапы в истории русской драматической сцены……6
Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции……………...7
Театр сегодня………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………….15
Новосибирский государственный аграрный университет
Экономический факультет
Кафедра истории, политологии и культурологии
Русский драматический театр XX в.
Выполнила: Шаркова М.А.
Студентка группы 4238
Шифр: ДБ13067
Проверила: Н.Д. Михайлова
Новосибирск
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Исторические этапы в истории русской драматической сцены……6
Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции……………...7
Театр сегодня………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………….15
Введение
Искусство сцены родилось в глубокой древности.
В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать.
И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены. Преодолевая границы и языковые барьеры, он являет миру новые открытия.
Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к свободе и сопротивлению. В годы революций 20-го века появился лозунг «Искусство - оружие» (был популярен в 20-х годах). И театр стал выполнять ещё одну задачу – пропагандистскую.
Рассуждая о театре, А.С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам.
Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены. Преодолевая границы и языковые барьеры, он являет миру новые открытия.
Этот
вид искусства зародился
Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса – бога плодородии и вина. В честь Диониса весной устраивались празднества – Великие Дионисии. Во время этих празднеств разыгрывали сценки из мифа о Дионисе – это и были первые театральные представления. Участники их, изображавшие Диониса и его спутников – сатиров, были первыми актёрами.
Затем для ежегодных представлений стали отводить специальную площадку, где-нибудь у подножия холма. Актёры выступали на площадке (рядом обычно стояла палатка, где меняли костюмы и маски), а зрители располагались на склоне холма – всем было хорошо видно, что происходит на площадке. Актёры стали изображать не только мифы о Дионисе и других богах, но и сценки из повседневной жизни. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.
Спектакль (представление) в древнегреческом театре начинался довольно рано – около семи часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актёрам работать только при солнечном свете. Кроме того, представления давались в начале только во время Дионисий, поэтому в течение дня могло идти подряд несколько спектаклей.
Трагедия, комедия и «драма сатиров» - вот три основных жанра (вида) греческого театрального искусства. Слово «трагедия» буквально означает «козлиная песнь» (ведь первоначально участники представления были одеты в козлиные шкуры) - это пьеса серьёзного содержания, часто заканчивавшаяся гибелью героев. В комедии («песни на гульбище») нашли отражения весёлые стороны празднеств в честь Диониса. А о «драме сатиров» греки говорили, что это «трагедия, которая шутит» - она была, как правило, серьёзно, но с весёлыми эпизодами и счастливым концом.
Театр, единственный вид искусства, который представляет нам не только результат своего творчества. Приходя в театр, мы становимся зрителями и соучастника спектакля, который творится в нашем присутствии на наших глазах. Именно эта особенность театрального искусства требует той особой атмосферы, которой живёт театр. Именно способность говорить о том, что сегодня волнует людей, умение пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, взять их за сердце и заставить его учащенно биться, влечёт нас в театр, где мы получаем истинное эстетическое наслаждение. Всё это говорит об актуальности театрально искусства и в наши дни. Вот почему всегда и во все времена люди, думающие и ищущие, устремлялись в театр, считая его школой высоких гражданских чувств и подлинной человечности.
Целью работы является оценка эстетического искусства в пользу русского драматического театра в начале XX века.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
Исторические этапы в истории русской драматической сцены
В истории развития драматического театра начала 20-го века можно выделить несколько основных этапов:
1900-1910 года. С основанием в 1898 году К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко Московского Художественно-Общедоступного театра (с1901 года – Московский Художественный театр, МХТ) начался новый этап в истории русской драматической сцены.
Оба они
ощущали кризисное состояние
русского театра, связанное с общественными
процессами, характерными для России
на рубеже 19-20-го веков. Утрата театром
передовых общественных позиций, ориентированность
на обеспеченного буржуазного
1910-1917 года. В эти года получил развитие театр «малых форм». В 1912 году только в Москве и Санкт - Петербурге одновременно работали около 125 кабаре и театров миниатюр. Появление их отчасти можно объяснить кризисом общенациональных институтов и нараставшем дроблением русского общества на социокультурные группы. Артистические кабаре и театры миниатюр в своих пародиях, травестиях, бурлесках расшатывали эстетические каноны и в тоже время служили лабораториями, где опробовались новые театральные формы.
1917-1930-е года. Февральская революция 1917 года выдвинула лозунг независимости, нейтральности и автономии театра. Была отменена цензура. Встал вопрос об изменении системы управления государственными театрами. После октября 1917 года театры были отнесены к ведению Народного комиссариата просвещения. Утверждённый в 1919 году декрет «Об объединении театрального дела» упорядочил структуру государственного руководства театром. Был образован Театральный отдел (ТЕО) Наркомпроса. В деятельности возглавившего ТЕО Мейерхольда художественный радикализм был подкреплён радикализмом политическим. Однако бывшие императорские театры, Художественный театр, Камерный театр и другие были выведены из-под его руководства и объединены в Управление государственных академических театров (УГАТ).
Советский театр 30-80-х годов. Основные тенденции
Новый период российского театра начался в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма. Время художественных экспериментов закончилось, хотя, это не означает, что дальнейшие годы не дали новых достижений и успехов в развитии театрального искусства. Просто «территория» разрешенного искусства сузилась, одобрялись спектакли определенных художественных направлений – как правило, реалистические. И появился дополнительный критерий оценки: идеологически-тематический. Так, к примеру, на сцене российского театра начиная с середины 1930-х ставились спектакли т.н. «ленинианы», в которых на сцену выносился образ В.Ленина («Человек с ружьем» в Театре им. Вахтангова, в роли Ленина – Борис Васильевич Щукин; «Правда» в Театре Революции, в роли Ленина – Максим Максимвич Штраух, и др.). Практически обречены на успех были любые спектакли по пьесам «основоположника социалистического реализма» М.Горького. Это не значит, что каждый идеологически выдержанный спектакль был плох, просто художественные критерии (а порой – и зрительский успех) в государственной оценке спектаклей перестали быть определяющими.
Для многих деятелей российского театра 1930-е (и вторая половина 1940-х, когда идеологическая политика продолжилась) стали трагическими. Однако российский театр продолжал развиваться. Появлялись новые режиссерские имена: Андрей Попов, Юрий Александрович Завадский, Рубен Симонов, Борис Захава, Николай Охлопков, Мария Кнебель, Василий Сахновский, Борис Сушкевич и др. Эти имена были преимущественно связаны с Москвой и Ленинградом и режиссерской школой ведущих театров страны.
Появляется и новое поколение актеров. Во МХАТе, наряду с такими корифеями, как Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Василий Иванович Качалов, Леонид Максимович Леонидов, Иван Иванович Москвин, Михаил Михайлович Тарханов, уверенно работают Николай Павлович Хмелев, Борис Георгиевич Добронравов, Ольга Николаевна Андровская и др. В Московском театре Ленинского комсомола (бывшем ТРАМе) успешно работают актеры и режиссеры МХАТовской школы – Иван Николаевич Берсенев, Серафим Бирман, Софья Гиацинтова. В Малом театре, наряду с актерами старшего поколения Александрой Александровной Яблочкиной, Варварой Осиповной Массалитиновой, Александром Алексеевичем Остужевым, Провом Михайловичем Садовским и др., видное место занимают новые актеры, получившие известность уже в советское время: Вера Николаевна Пашенная, Елена Николаевна Гоголева, Николай Александрович Анненков, Михаил Иванович Жаров, Михаил Иванович Царев, Игорь Владимирович Ильинский (перешедший сюда после разрыва с Мейерхольдом). В бывшем Александринском театре (которому в 1937 было присвоено имя А.Пушкина) знаменитые старые мастера – Екатерина Павловна Корчагина-Александровская, Вара Аркадьевна Мичурина-Самойлова, Юрий Михайлович Юрьев и др. выходят на сцену вместе с молодыми актерами –Николаем Константиновичем Симоновым, Борисом Андреевичем Бабочкиным, Николаем Константиновичем Черкасовым и др. В театре им. Вахтангова успешно работают Борис Васильевич Щукин, Анна Алексеевна Орочко, Цецилия Мансурова и др. В Театре им. Моссовета (бывший МГСПС и МОСПС) формируется сильная труппа, состоящая в основном из учеников Ю.Завадского – Вера Петровна Марецкая, Ростислав Янович Плятт, Осип Абдулов и др.
Во время Великой Отечественной войны российские театры в основном обращались к патриотической теме. На сценах ставились пьесы, написанные в этот период («Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К.Симонова), и пьесы историко-патриотической тематики («Петр I» А.Н. Толстого, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и др.). Успех театральных спектаклей этого времени опроверг справедливость расхожего выражения «Когда говорят пушки, музы молчат».
Период 1941–1945 имел и еще одно последствие для театральной жизни России и Советского Союза: существенное повышение художественного уровня провинциальных театров. Эвакуация театров Москвы и Ленинграда и их работа на периферии вдохнула новую жизнь в местные театры, способствовала интеграции сценического искусства и обмену творческим опытом.
Однако после окончания войны патриотический подъем театрального искусства военного времени сменился упадком. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» ужесточил идеологический контроль и цензуру. Российское искусство в целом и театр в частности переживали кризис, связанный с кризисом общественным. Театр отражает состояние общества, и новый виток подъема российской сцены также стал следствием общественных перемен: разоблачением культа личности (1956) и ослаблением идеологической политики, т.н. «оттепели».
Обновление российского театра в 1950–1980 годы началось с режиссуры. Новая театральная эстетика вновь формировалась в Москве и Ленинграде. В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г. Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, а в 1956 ставшего художественным руководителем БДТ. Великолепная труппа (Евгений Алексеевич Лебедев, Кирилл Юрьевич Лавров, Сергей Юрьевич Юрский, Олег Валерианович Басилашвили, Татьяна Васильевна Доронина, и др.), блестящие спектакли, отличные организаторские способности режиссера вывели БДТ в число лучших театров. Остальные театры Ленинграда в 1950–1980-е выглядели на его фоне более бледно, хотя и в них велись активные поиски новых выразительных средств (режиссеры Игорь Петрович Владимиров, Геннадий Михайлович Опорков, Ефим Михайлович Падве, Зиновий Корогодский и др.). В то же время удивительно парадоксальной стала судьба многих ленинградских режиссеров следующего поколения – Льва Абрамовича Додина, Камы Мироновича Гинкаса и др. Большинство из них сумели реализовать свой творческий потенциал в Москве.
В Москве формирование новой театральной эстетики происходило более бурно и наглядно. Здесь прежде всего следует назвать имя Анатолия Васильевича Эфроса, не становившегося знаменем какой бы то ни было театральной революции, хотя, каждый его спектакль вызывал огромный интерес критики и зрителей. Возглавив в 1954 Центральный Детский театр, Эфрос сплотил вокруг себя группу талантливой молодежи – Олега Николаевича Ефремова, Олега Павловича Табакова, Льва Константиновича Дурова и др. Здесь во многом формировалась художественная программа, приведшая в 1958 к открытию театра «Современник». Это ознаменовало наступление новой эпохи российской сцены. Обновление эстетики реалистического психологического театра сочеталось в «Современнике» с поисками новых средств художественной выразительности. Молодая труппа – Олег Ефремов, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Галина Волчек и др. с азартом работали над спектаклями. Зрительское признание нового театра было огромным, очереди за билетами выстраивались с ночи – как за билетами в МХТ первых лет его существования.