Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:00, реферат
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Заключение.
В сфере мировой художественной культуры произведениям народного музыкального эпоса принадлежит особая роль. Вобрав в себя свойственные мифологическому сознанию представления об устройстве природы и общества, в дописьменный период у многих народов, эпос выполнял функции коллективной памяти об исторических событиях, являлся мерилом того, как нужно поступать и какими ценностными ориентирами следует в жизни руководствоваться. Но и на более поздних стадиях развития общественного сознания народная эпическая песня как жанр не утратила своего значения для развития культуры народов мира. Сохранность эпической традиции является одним из показателей уровня исторического сознания народа, уровня его духовности. Изучение русского эпоса, а также исполнительской традиции должно рассматриваться как общение с мировой духовной культурой через явление духовной культуры родного народа. Будучи прикрепленным к исторической и социальной почве, русский музыкальный эпос имеет удивительное разнообразие и пестроту былинных сюжетов и мотивов. Бродячий характер жизни дружинных певцов, скоморохов дает вполне удовлетворительное объяснение проникновению в былинах разнообразных международных, и в частности западноевропейских мотивов. В настоящее время все больше обнаруживается фактов большого воздействия на былины героических (особенно скандинавских) сказаний. Неоднократно отмечался факт усвоения русских былин финскими (финны, коми, вотяки, мордва) и тюркскими (чуваши, якуты) народами. Все это приводит к выводу, свидетельствующем о том, что русские былины заключают в себе международный характер и неразрывно связаны с музыкой: с её ролью в сближении народов.
Список литературы и информационных ресурсов.
1) Буслаев, Народная поэзия, СПБ., 1887. Миллер В. Ф., Экскурсы в область русского народного эпоса, М., 1892
2) Былины новой и недавней записи, под ред. В. Ф. Миллера, М., 1908
3) Гильфердинг А. Ф., Онежские былины, СПБ., 1895–1898
4) Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, М., 1904—1910
5) Жданов И. Н., Русский былинный эпос, СПБ., 1895
6) Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, П., 1923
7) Марков А. В., Беломорские былины, М., 1901
8) Марков А. В., Бытовые
черты русского былинного
9) Маслов А. Л., Былины
их происхождение и
10) Миллер В. Ф., Исторические песни русского народа XVI и XVII вв., СПБ., 1915
11) Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, Былины, т. I, М., 1897
12) Ончуков Н. Е., Печорские былины, СПБ., 1904
13) Русские былины старой
и новой записи, под ред. Н.
С. Тихонравова и В. Ф.
14) Соколов Б. М., Былины старинной записи (семь неизданных текстов), журн.
15) Стиль, стихосложение, музыкальные напевы: Миклошич Ф., Изобразительные средства славянского эпоса, М., 1895
http://www.krugosvet.ru/enc/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
http://feb-web.ru/FEB/LITENC/
http://feb-web.ru/feb/byliny/