Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:26, доклад
Парикмахерские услуги относятся к сфере тех бытовых услуг, которые всегда принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту, а, следовательно, являются самыми массовыми в России. Неудивительно, что сегмент рынка салонного бизнеса, по данным ФСГС, — один из самых больших по выручке среди оборота всей сферы бытовых услуг. До кризиса рынок парикмахерских услуг демонстрировал рост: объем этого рынка в России по итогам 2008 года превысил 31,8 млрд. руб. по сравнению с 2007 годом прирост в сопоставимых ценах с учетом инфляции составил порядка 8%.
Рынок услуг салонов красоты в России
Парикмахерские услуги относятся к сфере тех бытовых услуг, которые всегда принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту, а, следовательно, являются самыми массовыми в России. Неудивительно, что сегмент рынка салонного бизнеса, по данным ФСГС, — один из самых больших по выручке среди оборота всей сферы бытовых услуг. До кризиса рынок парикмахерских услуг демонстрировал рост: объем этого рынка в России по итогам 2008 года превысил 31,8 млрд. руб. по сравнению с 2007 годом прирост в сопоставимых ценах с учетом инфляции составил порядка 8%.
По данным маркетинговой компании ЭКЦ «Инвест-Проект», по итогам 2009 г. объем рынка салонных услуг, оказанных только в столице, оценивается в $2,5 млрд/год. Если учесть, что совокупный доход населения Москвы по итогам 2009 г. составил 156 млрд. долл., то около 3,5% всех денег жители и гости столицы тратят именно в салонах красоты. Еще недавно опережавший по доходам индустрию красоты рынок платных стоматологических услуг в 2009 году значительно отстал от салонного, и составил в 2009 году только 1,0 млрд. долл., рынок фитнеса - 0,5 млрд. долл (рис. 1). В последние годы темпы роста рынка услуг салонов красоты составляли в среднем 15%, постепенно снижаясь. Снижение связано с некоторым насыщением рынка, поскольку ранее он рос за счет дефицитного потенциала. В 2009 году ситуация несколько изменилась в связи с ухудшением материального положения потребителей (по данным «РБК. Исследования рынков»).
Рисунок 1.
Объем рынка сегментов индустрии услуг в 2009 году, млрд. долл.1
_______________
1 источник данных — сайт «Фабрика Бизнеса»
Российский салонный рынок насчитывает более 30000 салонов красоты и парикмахерских, из которых около 10% приходится на столичный регион. Согласно маркетинговому исследованию салонов красоты г. Москвы, проведенному ЭКЦ «Инвест-Проект» с января 2010 г., в Москве работает около 3000 салонов красоты, из них сетевыми являются 780 салонов, то есть менее 3% (рисунок 2). Несомненным лидером среди салонов красоты является сеть «Персона Лаб». Также в пятерку лидеров по объему выручки входят такие бренды, как «МОНЕ», «Дессанж», «Салон красоты Александра Тодчука» и «Аида». На фоне огромного количества салонов районного значения выделяются такие премиальные бренды, как «Велла Долорес», «Aldo Coppola», «Toni&Guy» (по материалам «РБК. Исследования рынков»).
Таблица 1.
Структура
московского рынка салонов
Принадлежность к сети |
% |
Сетевые салоны |
3 |
Несетевые салоны |
97 |
__________________________
2 источник данных — сайт «КОМинфо»
Рынок
салонов красоты в России смело
можно характеризовать, как немонополизированный
и открытый для новых участников.
Число салонов красоты
Как и на любом рынке, услуги рынка салонных услуг делятся на ценовые сегменты. На российском рынке в настоящее время представлены 4 группы парикмахерских и салонов красоты:
В Москве основная доля парикмахерских и салонов красоты, порядка 50% — это предприятия среднего и средневысокого уровня. Доля парикмахерских, относящихся к эконом-классу, составляет 30%, парикмахерские и салоны красоты класса Люкс занимают 15%. Оставшиеся 5% занимают VIP-салоны (рис. 2).
Рисунок 2.
Структура рынка услуг салонов красоты по ценовым сегментам, %3
__________________________
1 источник данных — сайт «Фабрика Бизнеса»
С точки зрения численности целевой аудитории наиболее насыщенным является сегмент «Люкс», а наиболее многочисленной является целевая аудитория в среднедоходном сегменте, но здесь и больше предложение. А наиболее перспективен сегмент качественных услуг для целевой группы с доходами до 30 тыс. руб./мес./чел. Таких людей в Москве большинство - по данным исследований, их доля составляет около 70%. На основании проведенных исследований (РБК.Исследования рынков), а также по данным расчетов компании "АМИКО", наиболее успешным и востребованным форматом для новой парикмахерской, является концепция предприятия, ориентированного на клиентов со средним достатком и предусматривающая весь комплекс парикмахерских услуг, а также оказание дополнительных услуг - маникюр, педикюр, услуги косметического кабинета и солярия при том, что уровень сервиса и качества оказываемых услуг будут на уровне салонов красоты класса Люкс. Средняя рентабельность салона красоты в г. Москве в настоящее время составляет примерно 20-25%. Существенная доля выручки идет на арендные платежи, особенно после вступления в силу требований СанПиН для парикмахерских о минимально допустимых площадях помещения. Повысить доходность бизнеса можно будет за счет активных продаж косметических средств используемых в салоне марок. Наиболее перспективным для выхода на рынок является создание бизнеса в среднем или более экономичном сегменте, поскольку свободная часть рынка оценивается в 500 млн долл. в год (по материалам «Коминфо»).
Рынок
салонов красоты, до недавнего времени
принадлежавший множеству малых
предприятий, в последние годы начали
осваивать более крупные
Парикмахерский и салонный бизнес на сегодняшний день является одним из быстрорастущих. Кроме этого, рынок салонных услуг изменчив, он быстро развивается. По данным агентства Step by Step, интерес к инвестированию в салонный бизнес достаточно высокий, который проявляют как очень обеспеченные слои населения, так и те, кому удалось скопить минимальный капитал для открытия салона красоты (порядка 150 тыс. долл.). Эксперты отмечают, что если еще недавно подобные средства чаще всего просто вкладывались в недвижимость, то теперь инвесторы стали искать иные возможности выгодных вложений свободных средств. Быстро меняются условия, растет число салонов, созданных талантливыми предпринимателями и новичками, привносящими в этот бизнес что-то новое. Появляются все новые "изюминки" - в видах услуг, в подаче их клиентам, появляются новые виды косметики и оборудования, совершенствуются процедуры управления, растут требования к организации клиентского сервиса. Привлекательность данного бизнеса заключается в том, что финансовые риски можно минимизировать, уходя от ручного труда к аппаратным методикам, ставя хороший учет, занимаясь стандартизацией технологических процессов, используя маркетинговые и управленческие технологии, заимствованные из других, более продвинутых отраслей (по данным «РБК. Исследования рынков»).
Мировой финансовый кризис сказался на рынке услуг салонов красоты не так значительно. Опыт прошедших кризисов показал, что салоны красоты переживают подобные «провальные» периоды несколько легче, чем представители других направлений деятельности. Существенного падения покупательского спроса на рынке не наблюдается. Рынок услуг салонов красоты продолжает пусть медленный, но рост, и в результате оказывается более устойчивым. Исследования показали, что «закрывались» те салоны красоты и парикмахерские, которые управлялись в большей степени непрофессионально и не планировали развитие бизнеса. Несмотря на это, официального резкого закрытия салонов не наблюдалось, но некоторые салоны (в Москве таких порядка 70) временно «закрылись на ремонт». Закрытие некоторых парикмахерских и салонов красоты среднего уровня, в числе прочего, также повлекло за собой увеличение спроса на услуги парикмахерских эконом - класса. Согласно данным Департамента развития потребительского рынка и услуг г. Москвы, в 2009 году нехватка парикмахерских эконом-класса была очевидна. В некоторых салонах в первые месяцы кризиса упала выручка, больше всего за счет временной и нерезкой тенденции снижения посещаемости клиентов, а также снижения среднего чека вследствие того, что клиенты стали пользоваться услугами в усеченном варианте (в основном предпочитая те услуги, эффект от которых виден сразу). Те предприниматели (владельцы и управляющие парикмахерских и салонов красоты), которые планировали развитие своего бизнеса, остались в выигрыше за счет правильного и сбалансированного применения маркетинговой стратегии. В основном, это парикмахерские и салоны красоты, работавшие в среднем ценовом диапазоне, которые оказались способны сбалансировать цену и качество.
Теперь женщины стараются экономить на ежедневных расходах, и это не может не отразиться на индустрии красоты: клиенты более осмотрительно тратят свои деньги. Возможно, отчасти этим определяется перетекание клиентов из более высоких классов салонов красоты в более бюджетные. Из-за кризиса кому-то пришлось сократить регулярные походы в салоны красоты, кто-то был вынужден найти парикмахерскую с более низкими ценами, а для кого-то все осталось без изменений. Эксперты отмечают, что кризис 2010-2012 гг. показал, где салоны красоты могут оптимизировать свои затраты. Руководители салонов начали оформлять документацию по своему бизнесу, более активно получать медицинские лицензии, оформлять кадровую документацию, сокращать расходы на бухгалтера. Поэтому ожидается рост тех салонов красоты, которые сумеют за этот период сделать более оптимальными структуру доходов и расходов. Чтобы сохранить существующих клиентов и привлечь новых, в салонах красоты предлагают скидки, недорогие экспресс-процедуры, нестандартное обслуживание. Кроме этого, в 2009 году произошло упорядочивание по брендам и ценам. Выиграли прежде всего те, кто в свое время четко определился с соответствием цен на услуги с классом своего предприятия, и те, кто долго не поднимал свой ценник, даже если поставщики поднимали на 30% стоимость расходных материалов (по материалам сайта «Всё о салонном бизнесе»).
Основные выводы:
Нам видится, что в ближайшем будущем важным фактором определения судьбы многих предприятий, в том числе и салонного бизнеса, станет такое явление как репутация. Поэтому труднее всего придеться заведениям, существующим на рынке менее трех лет, и салонам в бизнес-центрах. Многие офисы закрываются или переезжают в места с более низкой арендной платой. И если клиента в люксовый салон можно привлечь только высочайшим качеством услуги и эксклюзивностью бренда, то для основной части населения Москвы нужен будет доступный «средний чек» и приличное качество услуг.
Нестандартное обслуживание и доброе человеческое отношение к клиентам помогут выжить гораздо лучше, чем любая экономия или хитрость.