СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Культура – это определенный опыт деятельности людей, который передается от одного поколения к другому, развиваясь и обогащаясь.
Говоря о структуре культуры, прежде всего, подразумевают ее деление на материальную и духовную. Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Материальная культура – это создание не столько вещей, сколько условий человеческого существования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
I. Познание мира. …………………………………………………………4
II. Первобытное искусство. ………………………………………………6
III. Первобытная религия. ……………………………………………….11
IV. Заключение……………………………………………………………..16
V. Список использованной литературы…………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Волгоградский государственный  технический университет

Кафедра истории, культуры и  социологии

 

 

 

Реферат по культурологии

на тему:

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 ПЕРВОБЫТНОЙ  КУЛЬТУРЫ.

 

 

 

 

Выполнил:

студент

Руководитель работы:

 

 

 

 

Волгоград 2009

Содержание

 

   Введение…………………………………………………………………..3

I. Познание мира. …………………………………………………………4

II. Первобытное искусство. ………………………………………………6

III. Первобытная религия. ……………………………………………….11

IV. Заключение……………………………………………………………..16

V. Список использованной литературы…………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Культура – это определенный опыт деятельности людей, который передается от одного поколения к другому, развиваясь и обогащаясь.  

Говоря о структуре  культуры, прежде всего, подразумевают  ее деление на материальную и духовную. Под материальной культурой обычно понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления. Материальная культура – это создание не столько вещей, сколько условий человеческого существования.

Под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а  также результаты этой деятельности. Этими результатами являются новые  идеи и новые знания, духовные ценности. С понятием духовной культуры тесно  связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления  в духовной деятельности человека его  творческих возможностей. Духовная культура – это продукт духовного производства, а именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией  духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки.

[1]

        

 

 

 

 

3

    1. Познание мира.

Культура предоставляет  собой достижения человечества в  производственном, общественном и умственном отношении.

Положительные знания человек  накапливал в результате наблюдений за окружающей природой в процессе труда. Об уровне знаний первобытных  людей мы можем судить на основании  этнографических данных. Хорошо известные  географические, топографические, астрономические  познания первобытных людей, умевших  чертить рельефные карты племенной  и даже соседней территории на песке, дереве, коре, коже, ориентироваться  в открытой местности, на воде, по звездам. Первобытный человек узнал свойства многих минералов.

О зачаточных познаниях в  области ботаники и зоологии говорят  охота, приручение животных, собирательство съедобных  растений, плодов, вкусовые качества и лечебные свойства которых  люди научились распознавать. Открытие лечебных свойств растений использовались в первобытной медицине для изготовления порошков, ядов, мазей и пр. Первобытный человек пользовался лекарствами не только растительного, но животного и минерального происхождения.

С мезолита стали известны ампутация конечностей, трепанация черепа. Человек научился лечить переломы, раны, нарывы, змеиные укусы, простудные заболевания, кожные заболевания, болезни желудка и т.д. В медицине применялись физические средства лечения: массаж, кровопускание, холодный и горячий компрессы. Первобытным людям не были известны причины заболевания, строение и деятельность человеческого организма. Лечение переплеталось с магией.

Счет  у первобытных  людей находился в самом зачаточном состоянии. Считали обычно до трех, иногда до пяти: 2+2+1=5. Пять у многих народов означает “рука” (русское название “пять” созвучно со словом “запястье”, а

4

римское V напоминает упрощенное изображение кисти руки). Измерение расстояние, исчисление времени были еще более примитивными, чем счет. Расстояние измеряли днями пути, полетом копья или стрелы, длиной ступни, локтя, пальца и ногтя. Названия эти сохранились в языках народов мира, например пядь (в русском), фут и дюйм (в английском) и др.

Время исчислялось сравнительно большими отрезками, связанными с положением небесных тел (день, месяц), либо с природно-хозяйственными сезонами, число и названия которых  были различными в зависимости от хозяйства и экологии. Очень рано у первобытных народов развился фольклор (англ. folk – народ, lore – творчество) – устное народное творчество. В нем мы находим отзвуки борьбы человека с природой, отражение положительных знаний людей. К фольклору относят мифы, легенды, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы, которые передавались устно из поколения в поколение.

Миф содержит историческое зерно. По мнению французского исследователя  А. Леруа-Гурана, мифология стала  складываться в позднем палеолите. В ней отразилось стремление объяснить  окружающий мир.

Войны вызвали появление  героического эпоса, повествующего о войнах и подвигах героев. Классическими образцами эпоса являются сказания о Гильгамеше жителей Двуречья.

[2]

 

 

 

 

 

 

5

II. Первобытное искусство.

Проблема происхождения  искусства еще не получила общепринятого  объяснения. По вопросу о времени, месте, причине появления и содержании первоначального изобразительного искусства высказано много теорий. Буржуазные ученые связывают возникновение  искусства с религией, с присущим человеку художественным инстинктом и  т.д.

Марксистская наука считает  источником искусства трудовую деятельность человека. Возникновение искусства  было подготовлено накоплением трудовых навыков и конкретных знаний об окружающей природе в процессе производственной деятельности, которая оказывала влияние на физическое и духовное развитие человека (совершенствование руки, развитие мышления). Искусство является формой общественного сознания, формой выражения реального мира в художественных образах, сознательным и целенаправленным процессом.

         Начальную ступень изобразительного творчества относят к раннему палеолиту. Первыми проявлениями изобразительной деятельности человека считают обнаруженные различные костяные и каменные предметы, на поверхности которых зафиксированы простейшие орнаментальные мотивы, нанесенные различной техникой (насечка, гравировка, роспись минеральными красками). Это параллельные, перекрещивающиеся и зигзагообразные линии, ромбовидные узоры, квадраты, лунки, чашевидные углубления, расположенные несколькими рядами, а также нечеткие контуры фигур животных.

        Произведения изобразительного искусства созданы человеком позднего палеолита. Почти одновременно в позднем палеолите появляются различные виды искусства: живопись, скульптура, гравюра, декоративно-прикладное направление. Есть свидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев.

На стенах, потолке в  глубине пещер были найдены изображения, сделанные смешанной с жиром минеральной краской (черной, белой, красной,

6

желтой). Животные изображались чаще всего в одиночку и в натуральную  величину. В творчестве художников центральное место принадлежало образам животных, которые представляли наибольшую ценность для родовой  общины или являлись объектами охоты. Среди образов зверей особое место  занимал мамонт – одно из главных  животных ледниковой эпохи. Изображения  мамонта встречаются на стенах пещер, на поверхности кости или камня в виде небольших скульптур, вырезанных из бивня мамонта или мягкого камня.

        Живопись  достигла расцвета в мадленское  время. Ориньяко-солютрейские живописцы  ограничивались нанесением краской контура на скале, мадленские же контур вырезали и расписывали красками. Художники хорошо подчеркивали объем. Пластичность достигалась нанесением светлых и темных тонов, красочным фоном.

        Круглая  скульптура представлена в основном  статуэтками женщин ориньяко-солютрейского времени. В мадленское время они встречаются реже. Находки фигурок мужчин, животных, птиц единичны. Статуэтки женщин с подчеркнутыми признаками пола высечены из мягких пород камня или вырезаны из кости мамонта. Женщин, как правило зрелых, изображали чаще обнаженными.

        Ефименко  П. П. и его последователи  видели в статуэтках женщин  свидетельства культа матерей-прародительниц. Токарев С. А. усматривал в  них хозяек очага. Чья бы  точка зрения ни была вернее, наличие статуэток женщин указывает на определенное положение женщин в жизни общества того времени. Очевидно, их появление связано с установлением материнской родовой общины, с особой ролью женщин в домашнем быту, в продолжении рода, а также с зарождением культа матери.

        Известны  рельефные произведения позднего  палеолита: высеченное на скале  изображение женщины, держащей  в руке рог и выполняющей,  очевидно, какой-то обряд.

 

7

        Палеолитическая  живопись, графика, скульптура исполнены  в реалистическом стиле. Однако  в круглой скульптуре условно  изображены руки, отсутствует лицо, а живопись и графика в основном  контурные.

Начиная с позднего палеолита, развивается декоративно-прикладное искусство (художественная отделка предметов бытового назначения, орудий, оружия).

        В  верхнем палеолите появляются  и широко распространяются украшения  из костей животных и раковин  моллюсков. Это ожерелье из  бус с включенными в них  подвесками, головные обручи типа  диадем, перстни, браслеты, вырезанные  из бивня или составленные  из нанизанных бус. Чаще всего  их находят в погребениях. Человек  позднего палеолита украшал одежду, нашивая на нее бусы, бляхи.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы, в большинстве  своем подражательные, представляют собой воспроизведения ритма  трудовой деятельности. Часто производилась  имитация сцен собирательства, охоты, рыболовства и пр. В охотничьих танцах, исполняемых обычно перед  отправлением на охоту, прослеживается связь с религией. Зарождение танца  относят к мадленской эпохе. Танец  непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой, возникшей  из ритмов трудовых процессов. Тесная связь этих двух видов первобытного искусства доказывается тем, что многие племена обозначают песни и танцы одним словом. Первобытная песня состоит из ритмованной речи. Первой формой песни является речитатив, мелодия возникла позже. О существовании музыкальной культуры в позднем палеолите свидетельствует не только изображение человека, играющего на музыкальном инструменте, но и находки самих музыкальных инструментов.

Первобытные люди создали  все виды музыкальных инструментов: ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (прототипом для них была тетива лука), духовые из полого дерева и  трубчатой

8

кости. Особенно широкое распространение имели трещотки и барабаны. Музыка сопровождала танцы, повествующие о подвигах отважных охотников, воинов и т. д. В целом музыка в первобытном обществе была развита сравнительно слабо, что объясняется низким уровнем техники вообще, а следовательно, и техники изготовления музыкальных инструментов.

Прослеживается связь  палеолитического искусства с религией. От позднего палеолита дошли памятники искусства, культовый характер которых не вызывает сомнений. К ним относят пещерные рисунки животных, “пораженных” копьями, дротиками, замаскированного под оленя человека, исполняющего обрядовый танец, скульптуры лошади, медведя, на туловищах которых сохранились следы ударов дротиками и копьями, а вокруг них многочисленные отпечатки человеческих ног. ”Пронзенные” оружием рисунки и человеческие следы, указывают на совершавшиеся там магические обряды.

Позднепалеолитическое искусство  отличается большим реализмом по сравнению с условным эпохи мезолита. В мезолите начали изображать сложные композиции на охотничьи сюжеты.

В неолите продолжали развиваться  прежние формы искусства. Круглую  скульптуру стали вырезать из дерева и делать из глины. Скульптура и рельеф в неолите носили декоративный характер. Наскальные изображения неолита либо реалистические, либо условные.

В период разложения первобытного общества развиваются новые виды искусства. Положено начало монументальной каменной архитектуре (гробницы, оборонительные сооружения). Отделение ремесла от земледелия привело к расцвету прикладного искусства. Распространилась художественная чеканка, тиснение металлических изделий, инкрустация драгоценными камнями. По заказу родо-племенной знати создавались дорогие украшения, оружие, посуда.

В целом первобытное искусство  не знало пространства, перспективы, в нем много условностей. Первобытный  художник изображал условно части  тела

9

человека (глаза, руки и т.д.), целое с помощью схематичного перечисления его частей (изображение птицы в виде отдельных перьев), предметы, в действительности невидимые, но присутствие, которых в определенном месте ему было известно (рыб под водой).

Культурно-историческое значение первобытного искусства состоит  в том, что оно представляет собой  первые образцы изобразительного творчества человека. Изображения носили воспитательный и повествовательный характер.

Информация о работе СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ