Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является заимствование технологии резьбы по дереву для внедрения в декоративную отделку костюма. Для достижения цели были поставлены задачи:
проведение исследования по видам и техникам резьбы как технологии оформления изделий из дерева;
выявление композиционной преемственности различных объектов декоративно-прикладного творчества;
выбор основной техники, применимой в декорировании швейных изделий;
практическая реализация идеи.
Введение …………………………………………………………………………………………….3
1 Резное изделие как объект прикладного дизайна ……………………………………………...4
2 Отражение эстетики резьбы на формирование техник декоративного украшения костюма .7
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма ……………………………………. ….9
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 13
Список используемой литературы ………………………………………………………….........14
Таким образом декоративная отделка костюма способна стилистически переработать композицию, пластику и материал резьбы по дереву. Это возможно благодаря схожести внешних признаков образа фактурного решения ткани и дерева при визуальной оценке поверхностей. Пластические и физико-механические свойства тканей способствуют созданию в швейных изделиях имитированной поверхности по типу резной, не нарушая технологию пошива и без ущерба для качества модели.
3 Резьба как источник вдохновения в дизайне костюма
Автора заинтересовала возможность соединения эстетики народной резьбы и технологии вырезания по ткани в изделиях этно-стиля.
Возможна ли
преемственность композиционно-
Сопоставление показывает, что композиционные приёмы размещения декоративной отделки в композиционной структуре деревянного окна и народного костюма схожи. Это даёт основание предположить возможность привнесения принципа композиции резьбы в композицию костюма без нарушения стилистики и гармонии.
Как добиться визуальной аналогии отделки костюма текстилем с отделкой деревянного изделия в технике резьбы? Очевидно, что соприкосновение нужно искать в технологических приёмах декоративной обработки материалов – ткани и дерева. Этот вопрос был раскрыт в ходе практической разработки коллекции авторских ансамблей одежды этно-стиля. Можно сказать, что дизайн-проект стал базой творческого эксперимента, в ходе которого последовательно решалось Технологическое и Эстетическое соответствие в моделях.
В начале был определён источник творчества – народная игрушка и ажурная резьба. Помните? Яркие вырезные лошадки, «важные» жизнерадостные расписные матрёшки [6]. Захотелось передать ощущение русского жизнелюбия, «оживить» вещи и наполнить их своими историями и настроением. Эта идея стала основной в разработке формы моделей: игрушка в кокошнике.
Далее были обозначены требования к материалам.
Образ резьбы воздушный, лёгкий, но в то же время и основательный, тяжёлый. Это определило выбор материалов: они должны быть пластичными и плотными одновременно. Материал не должен осыпаться, так как ажур предполагает чёткие границы при множестве сквозных отверстий. Материал должен создавать плотную чёткую линию, аналогичную краю резного наличника, а наложение цвета создавать иллюзию глубины пространства, как в просвете пазов резьбы. К таким условиям идеально подходит драп. Цвет выбран плотный, сложный, чтобы точнее передать красоту ажура. Пластика и эстетика костюма взята из традиций русской национальной одежды. Декоративная отделка – из лубочных картинок. В целом автору хотелось создать декоративный ансамбль, напоминающий расписную игрушку.
Приёмы технологии изготовления «резьбы» на ткани были заимствованы из традиционного промысла: вырезание и накладывание с последующей фиксацией (Рисунок 17).
Технология реализована в декоративной отделке моделей коллекции. Обращаясь к видам резьбы по дереву, привлекая истоки городецкой росписи и традицию декорирования деревянных игрушек, автор стала «расписывать» ткань будто красками, только на этот раз в руках были лишь ножницы и лоскутки (Рисунок 18).
Созданная творческая коллекция названа «До первых петухов». В мае 2012 года она была представлена на Всероссийском конкурсе молодых модельеров и дизайнеров одежды «Волжская палитра» на Нижегородской ярмарке, в октябре 2011 года экспонировалась на Всероссийском конкурсе молодых дизайнеров одежды «Экзерсис», а в апреле 2012 года с успехом продемонстрирована на Международном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Этно Дар». Коллекция отмечена дипломами I и II степеней в номинации «Фольклор».
Коллекция «До первых петухов» может иметь коммерческую ценность, если представлять её как сувенирный или витринный экспонат. Коллекцию можно предлагать в специализированные торговые центры для оформления интерьеров, как реквизит для студийных съёмок, оформления праздников или как объект для частных коллекций.
Приём вырезания орнамента из драпа применим для разных целей:
Заключение
Народ и искусство неразрывно связаны между собой. Люди не могу жить, не реализовывая себя в творчестве, будь то живопись, музыка, скульптура, поэзия. Каждый находит для себя свою нишу. Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является сохранение национальной культуры. И немаловажно то, что мы не забываем, а наоборот, даём всё новый и новый толчок для того, чтобы русские корни и традиции не умирали, а оживали в наших, уже современных изделиях. Это делает богаче и краше не только человека, но и окружающий мир!
Этно-стиль является проводником во времени между традицией декоративного оформления предметов средового пространства и костюмом. Особое значение в вопросе преемственности традиций отдано технологиям. Технология вырезания ткани может донести специфику резьбы по дереву через эстетику костюмной композиции.
Подтверждением преемственности композиционных приёмов декорирования объектов среды и костюма является коллекция «До первых петухов», декоративная отделка которой выполнена по стилистике резьбы по дереву. Как в вырезании по дереву, так и в вырезании элементов декоративного образца из ткани определены такие точки соприкосновения как типология технологического решения резьбы – вырезание; материалов: мягкое дерево – плотная ткань; пространственность в композиции: просвет резьбы – глубина цвета, достигаемая наложением тканей.
На примере
созданной коллекции
Список используемой литературы:
Информация о работе Связь композиционного решения резьбы по дереву и декоративного украшения костюма