Семь чудес света
Пирами́да Хео́пса (Хуфу), Великая пирамида
Гизы — крупнейшая из египетских пирамид, единственное
из «Семи чудес света», сохранившееся
до наших дней.
Пирамида Хеопса входит в комплекс
самых крупных египетских пирамид, расположенных
на плато Гиза. Это — пирамиды Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина(Менкаура). Архитектором
Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также
носил титул «Управляющий всеми стройками
фараона». Более трёх тысяч лет (до постройки кафедрального собора в Линкольне,
Англия, около 1300 года) пирамида являлась
самой высокой постройкой на Земле.
Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Горизонт
Хуфу» (или более точно «Относящийся к
небосклону — (это) Хуфу»). Состоит из блоков
известняка и гранита. Она была построена
на естественном известняковом холме.
После того как пирамида лишилась нескольких
слоев облицовки, этот холм частично просматривается
на восточной, северной и южной сторонах
пирамиды. Несмотря на то, что пирамида
Хеопса — самая высокая и самая объемная
из всех египетских пирамид, но все же
фараон Снофру построил пирамиды в Мейдуме и в Дахшуте (Ломаная пирамида и Розовая пирамида), общая масса которых
оценивается в 8,4 млн тонн.
Первоначально пирамида была облицована
более твердым, чем основные блоки, белым
известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный
камень —пирамидион. Облицовка сияла на солнце персиковым
цветом, словно «сияющее чудо, которому
сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все
свои лучи». В 1168 году арабы разграбили и сожгли Каир. Жители
Каира сняли облицовку с пирамиды, для
того чтобы построить новые дома.
Вход в пирамиду находится на высоте
15,63 метров на северной стороне. Вход образуют
каменные плиты, уложенные в виде арки.
Этот вход в пирамиду был заделан гранитной
пробкой. Описание этой пробки можно найти
у Страбона. Сегодня туристы попадают внутрь
пирамиды через 17-метровый пролом, который
сделал в 820 году багдадский халиф Абдуллах аль-Мамун на 10 метров ниже первоначального входа.
Он надеялся найти там несметные сокровища
фараона, но обнаружил там только слой
пыли толщиной в пол-локтя.
Внутри пирамиды Хеопса находятся три
погребальные камеры, расположенные одна
над другой.
Вися́чие
сады́ Семирами́ды — одно из Семи чудес света. Более корректное
имя для этого сооружения — Висячие сады
Амитис (по другим источникам — Аманис):
именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады
были созданы. Предположительно располагались
в древнем государстве Вавилон, возле современного
города Хилла. Согласно альтернативной
версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться
в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII
века до н.э.
Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против
главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали
столицу государства Вавилон, заключил
военный союз с Киаксаром, царем Мидии.
Одержав победу, они разделили
территорию Ассириe между собой. Их военный союз
был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой
песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую
в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады. Однако в исторической
науке название садов ошибочно закрепилось
за ассирийской царицей Семирамидой, жившей
двумя веками ранее.
Статуя Зевса
Олимпийского — единственное из Семи чудес света, которое располагалось
в материковой части Европы. Статуя Зевса
в Олимпии — второе чудо света
древнего мира. Была воздвигнута в V веке
до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил
по размерам все существующие на тот момент
храмы. Массивную крышу здания размером
27 на 64 м поддерживали 34 колонны, выполненные
из ракушечника. Каждая колонна в высоту
была приблизительно 10,6 метра. На мраморных
фронтонах храма были изображены подвиги
Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий.
Олимпийские
игры, проводимые вот уже 300 лет в честь
бога Зевса, пользовались огромной популярностью
у народа. Несмотря на это, в Греции не
было главного храма Зевса и лишь в 470 г.
до н. э. начали собирать пожертвования
на его строительство.
Строительство
храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса
появилась в нём не сразу. Греки решили
пригласить знаменитого афинского скульптора
Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому
времени создать две знаменитые статуи
Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»). Ни одно
из его творений до нашего времени не сохранилось).
По его приказу была построена мастерская
в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала
размеру храма. Там он работал над статуей
Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным
пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца
вхрисоэлефнтинной
технике. Сам Фидий
был очень придирчив к материалу, который
ему доставляли. Особенно он был придирчив
к слоновой кости, из которой
он создал тело бога. Затем под усиленной
охраной в храм к ногам громовержца внесли
драгоценные камни и 200 кг чистого золота.
Около 40 года
н. э. римский император Калигула захотел перенести
статую Зевса к себе в Рим. За ней были
посланы рабочие. Но, по легенде, статуя
расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались.
Статуя пострадала после землетрясения
во II веке до н. э., затем была отреставрирована
скульптором Димофонтом. В 391 году н. э.
римляне после принятия христианства
закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший
христианство, запретил Олимпийские игры
как часть языческого культа. Наконец,
от храма Зевса Олимпийского осталось
только основание, некоторые колонны и
скульптуры. Последнее упоминание о ней
относится к 363 году н. э. В начале V века
н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела
при пожаре храма 425 года н. э. или в пожаре
в Константинополе в 476 года н. э.
Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного
мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время
город Сельчук на юге провинции Измир, Турция). Первый крупный
храм был сооружён в середине VI века до н. э.,
сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре
восстановлен в перестроенном виде, в
III веке разграблен готами. В IV веке закрыт
христианами в связи с запретом языческих
культов и разрушен. Построенная на его
месте церковь также была разрушена.
По преданию, Артемида была
сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям
древних греков, Артемида заботилась обо
всем, что живет на земле и растет в лесу
и на поле. Она опекала диких зверей, стада
домашнего скота, она вызывала рост трав,
цветов и деревьев. Не оставляла Артемида
без внимания и людей — она давала счастье
в браке и благословляла рождение детей.
Греческие женщины традиционно приносили
жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
Культ Артемиды в Эфесе возводился
к временам полумифического Андрокла.
В честь Артемиды жители Эфеса
построили близ города, на месте, где прежде
располагалось святилище карийской богини
плодородия, огромный храм, ставший одним
из семи чудес Древнего мира. Средства
на строительство пожертвовал знаменитый
богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн
храма сохранились две его надписи). Проект
храма, согласно Страбону, разработал архитектор
Херсифрон из Кносса. При нем были возведены
стены храма и установлена колоннада (первая
половина VI века до н.э.). После смерти зодчего
строительство продолжил его сын Метаген
(вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали
постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы
Пеоний и Деметрий (первая половина V века
до н. э.). Когда огромный законченный храм
из белого мрамора открылся взорам горожан,
он вызывал удивление и восхищение. Однако
неизвестно, как именно он был украшен.
Известно только, что в создании скульптурного
убранства храма принимали участие лучшие
мастера греческого мира, а статуя богини
Артемиды была сделана из золота и слоновой
кости.
Храм Артемиды использовался
не только для проведения религиозных
церемоний. Он был одновременно финансовым
и деловым центром Эфеса. Храм был полностью
независим от городских властей и управлялся
коллегией жрецов.
Галикарнасский
мавзолей – надгробный памятник
карийского правителя Мавсола, сооружён
в середине IV века до н. э. по приказу его
супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме, Турция), одно из античных чудес света.
Сооружение Мавзолея началось
ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н.э. и,
согласно сообщениям античных авторов,
управлялось его женой Артемисией. Для
проектирования Мавзолея она пригласила
греческих архитекторов Сатира и Пифея,
и наиболее прославленных скульпторов
того времени — Леохара, Скопаса (работы
которого украшали также и второй Храм
Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.
Плиний Старший так описывает
это сооружение:
«С юга и севера протяжение
его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны
— уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту
оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами.
Этот охват называли птерон. С востока
рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид,
с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё
до того, как они закончили работу, царица
умерла. ...над птероном возвышается пирамида,
по высоте равная нижней части, суживаясь
двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность
меты. На вершине находится мраморная
квадрига, которую создал Пифей. Вместе
с ней всё сооружение достигает в высоту
140 футов [46 м]».
О расположении Мавзолея и материале
(кирпич, облицованный проконнеским мрамором)
сохранилось свидетельство Витрувия. Архитектура
Мавзолея необычна для греческой архитектуры
того времени: если классические эллинские
храмы в плане прямоугольны и их высота
не превышает длины фасада, то Мавзолей
в плане почти квадратен, и его высота
значительно превышала сторону основания.
Галикарнас находился на берегу
моря, в опоясанной горами полукруглой
котловине. На почти прямой линии побережья
располагалась гавань, куда прибывало
множество кораблей из разных уголков
Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко
от гавани раскинулась рыночная площадь,
где торговали товарами, привезенными
из разных стран. Далее, в сторону гор,
стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса
полого поднималась вверх. Гробница Мавсола
возвышалась посередине главной улицы.
Выше ее на склоне горы стоял храм бога
войны Ареса. Справа на склоне горы находилось
святилище Афродиты и Гермеса.
Колосс— гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая
стояла в портовом городе Родосе, расположенном
на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.
Колосс простоял шестьдесят
пять лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная
землетрясением и переломленная у коленей».
Но и тогда Колосс вызывал удивление своими
размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие
могли обхватить обеими руками большой
палец руки статуи (при соблюдении естественных
пропорций человеческого тела это указывает
на рост статуи в 200 футов или 60 м).
Обломки Колосса пролежали на
земле больше тысячи лет, пока, наконец,
они не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается
в одной из хроник, нагрузил ими 900верблюдов.
Существовала легенда: когда
воздвигли статую Колосса Родосского,
случилось землетрясение, после которого
она разрушилась. Статую снова восстановили,
и опять случилось землетрясение. Мудрецы
сказали, что если снова народ воздвигнет
статую, то остров Родос уйдет под воду.
Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) —
маяк, построенный в III веке до н. э. на острове
Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес света
аяк был построен для того, чтобы
корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту.
Ночью им помогало в этом отражение языков
пламени, а днём — столб дыма. Маяк простоял
почти тысячу лет, но в 796 г. н. э. был сильно
поврежден землетрясением. Впоследствии
пришедшие в Египет арабы пытались восстановить его,
и к XIV в. высота маяка составляла около
30 м. В конце XV в. султан Кайт-бей воздвиг
на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.
Маяк был построен на маленьком
острове Фарос в Средиземном море около берегов Александрии.
Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 г. до н. э. Сооружение назвали по имени
острова. На его строительство должно
было уйти 20 лет, а завершён он был около 283 г. до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство
этого гигантского сооружения длилось
всего 5 лет. Архитектор — Сострат Книдский.
Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании
из массивных каменных блоков. Первая
часть башни была прямоугольной, в ней
находились комнаты, в которых жили рабочие
и солдаты. Над этой частью располагалась
меньшая, восьмиугольная башня со спиральным
пандусом, ведущим в верхнюю часть. Верхняя
часть башни формой напоминала цилиндр,
в котором горел огонь.