Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:30, реферат
Цветовая символика различных эпох и культур показывает, что цветовые символы достаточно реалистичны и в разных культурах сходны. Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов.
Введение…………………………………………………………………………………….….….3
1 Черный цвет………………………………………………………………….…………….…....5
2 Красный цвет……………………………………………………………………….….….…….7
3 Белый цвет…………………………………………………………………………..….………..8
4 Синий цвет………………………………………………………………………….….………..9
5 Желтый цвет………………………………………………………………………..….…….....10
6 Зеленый цвет…………………………………………………………………………...………11
Заключение…………………………………………………………………………………….....12
Список использованных источников………………….…………………………………….....13
Как цвет, символизирующий кровь, красный часто использовали для военных целей на протяжении многих столетий. Когда римские полководцы одерживали победу - красили лицо красной краской в честь бога войны Марса. В Британском военно-морском флоте красный флаг как вызов на бой существует с 17 века. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех.
3 Белый цвет
Белый – самый светлый из всех цветов, он светоносен, и поэтому он не «обозначает» цвет, а является им. Отсюда происходят белые одежды небесных богов и их земных наместников – царей, жрецов, вельмож.
Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Это свое значение он сохранил и до настоящего времени. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие.
В Китае и Индии этому цвету был придан мистический смысл, который происходит не из чувственных восприятий или ассоциаций, а возникает как визуализация философских понятий. Белый цвет в Китае символизировал запад, осень и металл. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких.
В античном мире белый – цвет благородства, знатности, величия. Античные философы подняли значение и достоинство белого цвета на максимально возможную высоту: он стал первым из божественных цветов, т.к. представлял свет.
В Древнем Риме представители верхушки общества носили тоги и туники белого цвета, женщины «из общества» - белые платья.
Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый - означал родство с божественным светом. Белый цвет заимствует свои символические значения от света, а свет в христианстве – это и Бог, и слово, и разум, и всяческое благо. Кроме того, белый цвет означает радость, веселье духа, невинность, чистоту. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".
В культуре ислама белому цвету также отведено почетное место. Он считается как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура.
В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым цветом отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.
4 Синий цвет
В культуре народов древнего Востока синему цвету часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. Согласно индийской мифологии, если тело Кришны приобретает синюю окраску, значит, цикл земной истории подошел к концу, нужно ожидать гибели этого мира.
В современной Японии синий воспринимается как знак смерти, отчуждения человека от общества и от самого себя. В японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы.
На Среднем и Ближнем Востоке этот цвет вызывает совсем другие ассоциации. Это цвет неба, водных глубин, темных лесов на горизонте, горных вершин, отражающих синеву неба. Поэтому синий – цвет горных сфер, обители богов и ангелов, солнца, луны, планет. Потолки египетских храмов расписывались золотыми звездами по синему фону, летящими птицами, знаками луны и солнца. Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (верховного Бога Солнца).
В средние века на Ближнем востоке и в Средней Азии сохраняется традиция обильного введения синего и голубого (вместе с белым и желтым) в архитектурную полихромию. Синий и голубой с золотом и с белым – излюбленные цвета, украшающие каллиграфию священных арабских книг. В ранних памятниках византийской архитектуры небо в куполах изображается не золотом, а синим цветом.
В средневековой Европе высоко ценились синие камни (более редкие, чем красные и зеленые). В эпоху позднего средневековья в Европе, так же, как и в эпоху Возрождения, синий цвет любили в живописи и прикладном искусстве, но символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. «Синим плащом» именуют в Нидерландах неверную жену, во Франции выражение «синяя юбка» обозначает жертву супружеской измены. В мусульманской Индии синий или голубой цвета были знаками печали и траура.
Символика голубого в наши дни не избежала сдвига в негативную сторону. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Темно-синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя.
5 Желтый цвет
Во времена античности желтый цвет считали цветом бога солнца Аполлона. Он означал щедрость, благородство, мудрость, божественную силу. Древние греки и римляне в желтое одевали невест и жрецов, поскольку этот цвет считался священным.
В древности у иудеев свадьбы проходили под золотым шелковым покрывалом, называемым талесом, который поддерживали четыре колонны, благодаря чему образовывался своеобразный балдахин. В древнееврейском учении каббале желтый цвет символизировал сияние, исходящее от магического Древа Жизни. Правители столь разных стран, как Ирландия и африканские государства, избрали желтый цвет символом королевской власти.
В Индонезии желтый цвет имеет особое значение, поскольку, будучи символом солнца, он питает все сущее и является источником роста и развития.
В Японии золотой считается цветом небес. Статуи Будды покрывают позолотой, чтобы от них исходил янтарный цвет. Золото называется сыном Солнца, а созревший рис, являющийся основным продуктом питания на Японских островах, называют «золотыми волнами».
Индуистский бог Вишну и его жрецы изображаются в переливающихся желтых одеяниях. Индийские невесты традиционно наряжаются в старинные желтые сари за шесть дней до церемонии, чтобы отогнать от себя злых духов. После свадьбы верная жена надевает желтое, когда ее муж возвращается домой из долгого путешествия.
В Древнем Китае желтый цвет считался священным. Он символизировал благородство и святость, поэтому носить его дозволялось только императору и его приближенным. Простым же людям носить желтые одеяния категорически запрещалось. Китайцы считали, что желтый цвет символизирует мудрость, цивилизацию и благоприятные перспективы. Это цвет Будды и его последователей. Буддийские монахи используют желтую краску в своих монастырях и носят шафрановые одеяния. Корейцы считают, что счастье («поке») сохраняется внутри желтой ткани пояги, используемой для транспортировки и хранения товаров, а также для упаковки подарков.
Несмотря на все веселые и радостные ассоциации, желтый цвет несет в себе и негативное настроение. В X веке во Франции двери домов предателей и преступников красили в желтый цвет. В этой стране он считается исключительно неподходящим для свадебных церемоний, поскольку он символизирует супружескую измену. В Испании в XVI веке еретиков, восходящих на костер, наряжали в желтые одежды.
Предубеждение по отношению к желтому цвету сложилось еще в Средние века, когда корабли, стоявшие на карантине в связи с эпидемией на борту, поднимали на мачте желтый флаг. И тем не менее на протяжении истории человечества существовало множество интересных ритуалов, в которых желтый цвет использовался как лекарство. Самым удивительным было применение желтого цвета для лечения желтухи. Немцы в таких случаях ели желтый турнепс, шафран, даже глотали золотые монеты и другие желтые предметы. Англичане ели желтых пауков, закатывая их в масло.
Средневековые шуты часто наряжались в желтое. Шуты всегда носили при себе посохи с желтыми бубенчиками — символ плодородия. Использование бубенчиков в качестве символа плодородия уходит своими корнями в древние тотемные церемонии. В Средние века в Германии желтый цвет считался цветом похоти, и «ночные бабочки» одевались в желтое. Это был цвет их профессии.
6 Зеленый цвет
Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь зеленый цвет нейтрален: им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон».
Впервые зеленый цвет вошел в культуру вместе с появлением зеленой краски. Это стало возможным лишь в эпоху цивилизации, в бронзовом веке, когда зеленую краску научились приготовлять из окислов меди. Зеленые драгоценные камни также вошли в употребление там, где они должны были служить знаком богатства, власти и привилегированного социального положения, т.е. в древних государствах Востока. В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом.
В Древнем Египте зеленый – целиком положительный цвет, что естественно в стране с жарким климатом, окруженной пустынями. Это цвет Осириса, бога-злака, умирающего и воскрешающего каждый год.
В Древнем Риме зеленый цвет одежды был исключительно женским. В мужской одежде он был семантически отрицательным: это было признаком изнеженности, женственности, намеком на противоестественную порочность. В традиционной культуре Японии зеленый цвет – в числе самых любимых. Символика его целиком положительна. Существовали и такие изысканные оттенки зеленого, как «виноградный» или «зеленый лист вперемешку с опавшим листом». Очень любят в Японии сочетание белого и зеленого.
В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь.
В культуре ислама зеленый цвет еще более почитаем и любим, чем в христианстве. С этим цветом ассоциируются все блага, которые исходят от растений: пища, тень, прохлада, красота. Мусульманский рай изображается в священных книгах и фольклоре как царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и гурии.
Для араба зеленый – это цвет оазиса в пустыне. Он дает тень и прохладу, столь желанную для жителя жаркой страны.
В средние века существовал обычай дарить девушкам к майским праздникам зеленые платья. «Цвет жухлой травы» означал долголетие, «цвет темной зелени» считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников «цвет ивовых прутьев» означал в XVI – XVII веках отчаяние, грусть, одиночество.
В средневековой индийской литературе зеленым кодируется отвращение.
После средневековья новая вспышка любви к зеленому возникает в XVIII веке. Об этом свидетельствует живопись, философия, поэтика.
В XIX и начале XX века стало принято вводить зеленый цвет в интерьеры, предназначенные для спокойной и сосредоточенной умственной работы. Письменные столы, как правило, застилали зеленым сукном, абажуры настольных ламп делали из зеленого стекла.
У многих народов зеленый цвет символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Он предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цветовая символика различных эпох и культур показывает, что цветовые символы достаточно реалистичны и в разных культурах сходны. Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. Особенно большое значение имеет цветовая символика в японском театре, в частности, в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий — злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый — страх, черный и коричневый — божественность и потусторонность. Среди цветов у ислама было три основных. Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств. Второй основной цвет — желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Радости. Третий основной цвет — красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе — это положительный символ — Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций. Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В отличие от восточных цветовых символических систем, западноевропейская символика полностью сосредотачивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов. Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) — символом негативных явлений. Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину. Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.