МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА»
Факультет русской и чувашской
филологии и журналистики
Кафедра чувашского языкознания
и востоковедения им. М.Р. Федотова
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Символика
чисел чувашей
Выполнил: студент
гр. 11-11 ЗФ
Николаев Александр
Работу проверила:
Егорова А.С. доцент
Чебоксары – 2013
Оглавление
Введение 3
Основные
числа чувашей 4
1. Число
2 4
2. Число
3 4
3. Число
4 5
4. Число
5 5
5. Число
7 6
6. Число
9 7
Использованная
литература: 9
Введение
Цель – изучить символику
чисел чувашей.
Задача – выяснить, что такое
символика, какие основные числовые
символики имеет Чувашия, что
обозначают числовые символы Чувашии.
Символика - важное и одновременно
очень сложное средство раскрытия
авторской позиции. Поэтому на неё
необходимо обратить особое внимание.
Людям свойственно верить символам. Числа,
как символы, всегда притягивали своим
скрытым смыслом, важным для человека
значением. Поэтому, когда читаешь произведение
и видишь, например, магическое число семь,
настраиваешься на что-то сказочное, необычное,
положительное. А с числом 13 связаны, как
правило, негативные эмоции.
Для разных народов и эпох и даже для разных
людей значение чисел может не совпадать
и даже быть противоположным (например,
в Индии число шесть считается священным,
а в мифологии ашанти (Тропическая Африка)
это число смерти).
У тюркских народов основными числами
со священными, сакральными и магическими
значениями являются 1,2,3,4,5,7,8,12,77 и 99. Сакральные
числа имеют многие религии, так, например,
в буддизме это: 18, 21, 27, 32, 54 и 108. Число "один"
символизирует Единство Вселенной и Единство
Бога, Тангра, как говорили с древних пор
тюрки, "Тангра бир" - "Бог один".
Основные числа чувашей
1. Число 2
Число "два" диктуется идеей
парности, полярности всего существующего:
женское и мужское начала ("инь-ян"
в китайской философии), Сак-Сок в фольклоре
казанских татар, священные "Йер-Су"
("Земля-Вода" в понятии "Родина")
у древних тюрков.Дуалистическая картина
мира является более ранней, нежели позднее
троичное.
2. Число 3
Эмблема «Три солнца» символизирует
солнечный свет, дарящий жизнь
и оберегающий благополучие. Троекратное
повторение звезды, осеняющей главную
эмблему флага — «Древо жизни»,
означает чувашское народное понятие
«Были, Есть, Будем»
Значимость числа "3" восходит к шаманской
философии о троичности мира у хакасов,
чувашей и других тюрков. Вселенная состоит
из верхнего, среднего и нижнего миров.
Трехчленность в представлении Вселенной
характерна вообще для азиатского шаманства.В
шаманских космогонических представлениях
Мировое дерево рассматривается так: корни
- подземный мир, ствол - земной, крона -
небесный; время, естественно - прошлое,
настоящее, будущее. У турков, дабы сохранить
жизнь новорожденному, применяются и магические
приемы. В частности, берут по гвоздю от
ТРЕХ мальчиков по имени Хасан и вручают
кузнецу, который в полночь из этих гвоздей
изготавливает браслет. Как только ребенок
появляется на свет, ему на ручку надевают
этот браслет. В мифологии "3" иногда
усиливается модификацией "33".
3. Число 4
Символика числа "4" проявляется
и в четырех сторонах света, и
в четырех временах года, и в
древнетюркском тэнгрианском кресте,
и в ритуалах и знаках шаманства североамериканских
индейцев. Число "4" воплощается и
в булгаро-чувашских киреметищах (алтарях):
четыре стороны, четыре стены, четыре угла
и т. д. Как усиливающее "четыре" надо
рассматривать числа ВОСЕМЬ и ДВЕНАДЦАТЬ.
Мастера-плотники хакасского рода Карагусовых
в двадцатом веке, стремясь не отходить
от тюркских традиций, строили избы в виде
юрт: ЧЕТЫРЕХ-, ШЕСТИ-, ВОСЬМИ- и ДВЕНАДЦАТИСТЕННЫХ.
Культ Чингиз-Хана учредил его внук Кубилай-Хан,
основатель юаньской династии, который
объявил своего деда Великим предком рода
монгольских каганов и соорудил в его
честь святилище, названное "ВОСЕМЬ
белых юрт". Оно находится в местности
Эджен-хоро Внутренней Монголии, в настоящее
время включенной в состав КНР. Там остались
и личные вещи Чингиз-Хана: казан-котел,
меч, лук, стрелы, колчан, седло, уздечка,
боевые трубы. Фольклорные мотивы, связанные
с Чингиз-Ханом, сохранились не только
у монголов, но и у бурятов, казахов, татар,
кыргызов, узбеков и других народов. Сходные
понятия, в том числе и в мире чисел, есть
и у родственников тюрков в свете алтайской
лингвистической теории:к примеру, у японцев,
-"ВОСЕМЬ УГЛОВ МИРА (ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ)",
у чувашей - "ВОСЬМИУГОЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ".
4. Число 5
Число "ПЯТЬ" символизирует горизонтальную
проекцию Вселенной: ЧЕТЫРЕ угла и ОДИН
центр.
5. Число 7
Число "СЕМЬ", самое знаменитое
в мире, имеет множество проявлений:
"ЧИТЕ ХЫС" - "СЕМЬ ДЕВУШЕК" -
так называется гора у хакасов, с
которой связан миф о всемирном
потопе, "ЖИДЕГЭН ЧИШМЭ" - "СЕМЬ
РОДНИКОВ", которые воспеваются
в фольклоре казанских татар.
СЕМЬ братьев-праведников (один из которых
- Ульгень), спасшихся от Всемирного потопа,
есть у тюрков-алтайцев. По чувашской мифологии,
Всевышний Бог Тура (Тангра) обитает в
золотом дворце на СЕДЬМОМ Небе, а нижний
мир имеет СЕМЬ ярусов. (Возможно, отсюда
русское выражение "на седьмом небе")
У чувашей "для усиления значимости
число 7 часто заменяется числом 70 или
77...Особый интерес имеют представления
чувашей об организации общества: создание
творцом Тура семидесяти и семи народов,
языков и религий, создание семидесяти
и семи видов птиц, зверей, тварей, деревьев,
трав, гор, рек, морей и т. п. Символическая
значимость выражения "семьдесят и
семь" особенно отчетливо проявляется
в наговорах колдунов (тухатмаш) и знахарей
(юмса), речи свадебного дружки "саламалик"
и т. д." ("Культура чувашского края",
часть 1, Чебоксары, Чув. кн. изд., 1995, стр.
145-146).
Семьдесят семь слоев имеет у монголов
"Мать-Земля"("Этуген"), что соответствует
и множеству тенгри; в версии эхиритов
Хухедей-мерген - глава 77 северных тенгри.
Семьдесят семь слоев
имеет у монголов "Мать-Земля"("Этуген"),
что соответствует и множеству тенгри;
в версии эхиритов Хухедей-мерген - глава
77 северных тенгри. Узбекские шаманы-бахши
производят для достижения благополучия
следующее магическое действие, главным
числом которого является СЕМЬ: берут
7 нитей разных цветов и складывают вместе.
Белая нить означает счастье и исполнение
желаний, красная - любовь (чтобы муж и
жена любили друг друга и не смотрели на
сторону), желтая - Солнце (благословение),
голубая или синяя - Небо-Тангру и рождение
детей, зеленая - мир (Вселенную и семейное
счастье); коричневая - здоровье и предохранение
от болезней, бирюзовая - чистую жизнь
и всеобщее везение, удачу. На конце сложенных
нитей завязываются три узла, которые
затем отрезаются. Над полученным кусочком
ниетй с узлами читают молитву и трижды
дуют ("куф-суф"). Затем нгити с узлами
пришиваются в незаметном, скрытом от
посторонних глаз месте одежды ребенка,
любимого человека или кладутся в подушку.
Похожее действие производят и с нитями
длиной 20-30 см, однако их вешают на дерево
или куст в почитаемом, священном месте,
возле родника, подобия киремети...
6. Число 9
У многих тюркских народов символика
числа 9 близка семейным обрядам. Так, у
крымских татар ДЕВЯТЬ предметов - "ДОКУЗЛАМА"
- составляют подарок невесте от
жениха. Считается, что это осталось
от тюркского шаманства и тэнгрианства.(книга"Забвению
не подлежит", статья "Южнобережные
татары Крыма", Б.Куфтин, Казань, 1992,
стр. 248 ).
У чувашей при освящении зерна нового
урожая (ЧУКЛЕМЕ) перд началом обряда на
стол выставляется ендова с пивом, каравай
хлеба нового урожая и ДЕВЯТЬ кувшей с
пивом.
У чувашей - ТРИ яруса верхнего мира, ТРИ
яруса среднего мира и ТРИ яруса нижнего
мира составляют вместе ДЕВЯТЬ.
Усиленным вариантом 9 является 99.
Алтайская народная песня "Кан-Алтай"
также повествует о числовой символике:
"Когда посмотришь сверху,
Кан-Алтай кажется ТРЕугольным.
Если взглянешь (на него) со стороны,
ДЕВЯТИгранным кажется Кан-Алтай".
(перевод В. И. Вербицкого)
На флаге Калмыкии число лепестков
лотоса - ДЕВЯТЬ - сообщает о том, что
ойраты-кочевники, предки калмыков, пасли
скот ДЕВЯТЬ месяцев в году.
9 дочерей и 9 сыновей, олицетворяющих громы
и молнии, являют собой семейство, подчиненное
Хухедей-Мергену ("Небесному Стрелку")
громовержцу, военному и охотничьему божеству
алтайцев, тувинцев и бурятов.
Девять сфер Неба существует у нанайцев,
причем 9 деревьев растут на 4-й сфере, и
9 драконов живут ДЕВЯТЬ сфер Неба существует
у нанайцев, причем 9 деревьев растут на
четвертой сфере, и ДЕВЯТЬ ДРАКОНОВ (заимствованных
у них китайцами) живут на шестой.9 сфер-слоев
составляют Небо и в представлениях ульчей.
У бурятов 9 сыновей имеет верховное божество
Оёр Мунхын-Тенгри, столько же сыновей
есть и у духа-покровителя кузнечества
- Божинтоя. Якутский Хара
Суорун является покровителем ДЕВЯТИ
шаманских родов. Японские синоби-ниндзя
используют ДЕВЯТЬ мудр (сплетений пальцев)
для магического воздействия.
Истории известны названия могущественных
древних тюркских племен: "ТОКУЗ-ТАТАР"
("ДЕВЯТЬ ТАТАР"), "ТОКУЗ-ОГУЗ"("ДЕВЯТЬ
ОГУЗОВ").
Китайцы считают, что ДЕВЯТЬ - самое значимое
в ряду элементарных чисел. В императорском
Китае ДЕВЯТЬ считалась цифрой императорской
власти и никому не дозволялось носить
одежду с ДЕВЯТЬЮ ДРАКОНАМИ. Тофаларские
шаманы по своей мистической силе делились
на ДВЕНАДЦАТЬ степеней. Сакральное число
ДВЕНАДЦАТЬ же китайцы заимствовали от
тюрков, кстати, в виде 12-летнего животного
цикла. У тюрков существует и пятикратный
12-летний цикл - 60-летний. По сведениям
НАГАЕВОЙ Лидии Исламовны «У башкир сохранились
сведения и о древнетюркском календаре...»
в Зианчуринском районе Башкортостана
была найдена таблица, составленная в
середине двадцатого века.
Использованная
литература:
- Книга «Башкирские народные праздники, обряды и обычаи», Уфа, «Китап», 1999, стр 107
- Книга «Культура родного края»
- http://ru.wikipedia.org