Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:33, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: изучение советской культуры, ее специфики и основные этапы развития. Поэтому цель контрольной работы определяет задачи, выполняемые при написании:
1. Выделить этапы развития советской культуры, установив их причины;
2. Выявить специфику в развитии советской культуры.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Причины и этапы возникновения специфической советской культуры..…….4
2 Развитие науки в стране советов………………………………………………...7
3 Литература, как лакмус преобразований………………………………..…….10
4 Живопись в СССР……………………………………………………………….14
5 Тоталитарные тенденции в архитектуре………………………………............16
6 Музыка, театр, кинематограф в СССР………………………………………...17
7 Культура русского зарубежья, как часть отечественной культуры XXв……20
Заключение………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………23
3 Литература, как лакмус преобразований
К началу 1920-х гг. большинство писателей окончательно решили для себя главнейший вопрос – принимать или не принимать Октябрьскую революцию. Острая идейная борьба сказалась в возникновении разного рода групп. В то время насчитывалось около тридцати различных литературных объединений, в большинстве своем немногочисленных. Среди них можно назвать такие, как «Серапионовы братья», Всероссийское общество пролетарских писателей (ВОП), «Рабочая весна», «Октябрь», «Молодая гвардия», Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), ЛЕФ (Левый фронт искусства), «Перевал», ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) и др. А.Н.Толстой охарактеризовал этот период следующим образом: «Литература была тем грибным летом, которого не помнят старожилы. Школы, направления, кружки выскочили на ней в грибном изобилии».
Выявились три направления в писательской среде. Безоговорочно принимала новый строй РАПП, ориентировавшаяся на творчество писателей, вышедших из рабочих и крестьян. Тех, кто сотрудничал с новой властью, но не был привержен коммунистической идеологии, называли «попутчиками». А писатели, члены группы «Перевал», считали, что советская литература должна продолжать лучшие традиции русской литературы.
Тема революции и Гражданской войны доминировала в литературе. Одним из наиболее выдающихся произведений первых послевоенных лет стала поэма А.А.Блока «Двенадцать», отрицающая старый мир и утверждающая величие революции. Прослеживается зарождающийся соцреализм в произведениях Д.А.Фурманова. Реализм, переходящий в натурализм, свойственен И.Э.Бабелю и Б.Пильняку, гротеск и фантастика проявляются в творчестве М.А.Булгакова, А.П.Платонова, В.В.Маяковского.
Наряду с этими течениями существует и модернизм. Имажинисты (С.А.Есенин, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершевич) утверждали в своем творчестве самоценность не связанного с реальностью слова-образа. Они не считали. Что отношения искусства и государства обязательно антагонистичны. Творчеству обэриутов, в числе которых входил Н.А.Заболоцкий, Д.И.Хармс, А.И.Введенский, были присущи алогизм, абсурд и гротеск.
Очень сильна была в нестабильные 1920-е гг. лирико-романтическая струя в литературе. На этот период приходится расцвет творчества А.С.Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам»), в это время появляются «экзотические » произведения К.Г.Паустовского, возобновляется интерес к научной фантастике (А.Р.Беляев, В.А.Обручев, А.Н.Толстой). В целом литература 1920-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. Но проблема борьбы старой и новой жизни доминирует, это прослеживается в таких произведениях как «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Белая гвардия» М.А.Булгакова.
В 1930-е гг., когда в СССР утвердился тоталитарный строй, произошли изменения и в литературе. Группировки писателей были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и лагерях погибли Д.И.Хармс, О.Э.Мандельштам и др. А с Всесоюзного съезда писателей в 1934г. началось официальное внедрение метода соцреализма. Труд был объявлен «основным героем наших книг», на что откликнулись Ф.И.Панферов «Бруски», Ф.В.Гладков «Энергия», В.П.Катаев «Время, вперед!», М.С.Шагинян «Гидроцентраль». Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Е.И.Замятина, А.А.Ахматовой, Д.И.Хармса, опубликованию не подлежали.
В 30-е гг. многие писатели обратились к историческому жанру: С.Н.Сергеев-Ценский «Севастопольская страда», А.С.Новиков-Прибой «Цусима», А.Н.Толстой «Петр Первый», Ю.Н.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара».
В годы Великой Отечественной войны К.М.Симоновым, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернаком были созданы прекрасные литературные произведения, была написана поэма А.Т.Твардовским «Василий Теркин». Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и романами (М.А.Шолохов «Они сражались за Родину», В.С.Гроссман «Народ бессмертен»). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве писателей (А.А.Фадеев «Молодая гвардия», Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»).
«Ждановщина» в эпоху позднего сталинизма вынесла на поверхность посредственных писателей: В.Кочетова, Н.Грибачева, А.Софронова, которые в своих книгах, издаваемых миллионными тиражами, описывали борьбу «хорошего с очень хорошим». Вновь был поднят на щит советский «производственный роман». Надуманность сюжетов наиболее ярко характеризует творчество этих писателей. Но одновременно в этот период создавались такие произведения, как «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака, за которого он был удостоен Нобелевской премии, мемуаристика К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина, поэма А.Т.Твардовского «Дом у дороги», повесть В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда».
Смерть Сталина и последовавший затем XX съезд партии в 1956г. привели к «оттепели». «Шестидесятники», так называли творческую интеллигенцию второй половины 1950-1960-х гг., после долгого перерыва заговорили о ценности внутренней свободы личности. Годы «оттепели» стали своеобразным ренессансом советской поэзии. Появились такие имена, как А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.А.Ахмадулина, Р.И.Рождественский. Заслугой «оттепели» стало и то, что вновь стали печатать долгое время запрещенные произведения М.М.Зощенко, М.И.Цветаевой, С.А.Есенина и др. Значительным явлением этой поры была публикация в журнале «Новый мир» рассказа А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», где говорится о системе ГУЛАГа. Но и военная тематика не уходила на второй план. В литературу вступили писатели, которые принесли свой личный опыт и знание войны: Ю.В.Бондарев, В.В.Быков, Г.Я.Бакланов.
Период «оттепели» закончился подавлением в 1968г. «Пражской весны», когда объединенные войска Организации Варшавского Договора (ОВД) дали понять всему социалистическому лагерю, что отказ от тоталитарной социалистической модели невозможен. Наступила эпоха «застоя». В это время подпольно издавались официально запрещенные книги (так называемый «самиздат»). В 1960-1980-е гг. в советскую литературу вошло много талантливых прозаиков (В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Абрамов, В.М.Шукшин, Ю.В.Трифанов, В.С.Маканин, Л.С.Петрушевская и др.), возникли такие жанровые направления, как «деревенская проза», «городская проза», военная проза, историческая проза, а также так называемая «другая» проза.
80-е гг. – время сосредоточения культуры вокруг идеи покаяния, которая проявляется через притчи, мифы, символы. В эти годы стремились донести до масс, что общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое, это связано с самосознанием личности в ее отношении с миром природы и миром людей.
4 Живопись в СССР
После Октябрьской революции был создан Пролеткульт – Союз пролетарских культурно-просветительских организаций, ставивший своей задачей создать особую пролетарскую культуру на основе отрицания наследия прошлого. Начинал складываться революционный жанр. Так как пролетарское искусство требовало оперативности (особенно в годы Гражданской войны), простоты и доходчивости, то в нем преобладала графика и плакатный жанр. Самым известным плакатистом был Д.С.Моор, в графике работали Г.С.Верейский, И.И.Бродский, А.П.Остроумова-Лебедева. Понимая всю значимость агитационно-пропагандистской работы, большевики уже в ноябре 1917г. организовали отдел искусств, непосредственной обязанностью которого было оказание помощи нуждающимся художникам и поэтам.
В живописи в первые послевоенные годы происходили весьма бурные процессы, кроме реализма, существовала масса модернистских направлений: кубофутуризм, кубизм, лучизм, супрематизм и др. Период НЭПа (1921-1929гг.) из-за ослабления цензуры превратился в один из самых замечательных периодов развития советской авангардистской живописи. Одним из теоретиков и практиков супрематизма как разновидности абстрактного искусства был К.С.Малевич. Однако в 1930-е гг. он возвращается к изобразительности и обращается к советской тематике («Скачет красная конница», «Девушка с красным древком»). Кубизм, влияние которого в советском искусстве прослеживается до 1960-х гг., представлен полотнами кубофутуриста В.Е.Татлина (затем художник обратился к конструктивизму). От формальных экспериментов с материалом (дерево, металл, стекло) в 1920-х гг. В.Е.Татлин перешел к художественному конструированию (орнитоптер «Летатлин»). К наиболее известным художникам этого периода можно отнести М.С.Сарьяна, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька.
В 1930-е гг. выдвигаются такие живописцы, как В.А.Фаворский, П.Д.Корин, А.А.Дейнека, Ю.И.Пименов. Их динамичные по композиции и монументальные по форме произведения прекрасно передали символику труда (что было определенной данью соцреализму) и мироощущение той эпохи. Полотнам этих художников свойственна одухотворенность и волевая собранность образов. Изобразительное искусство периода Великой отечественной войны характеризуется ярко выраженной патриотической тематикой. Ведущим становится портретный жанр, но параллельно развиваются бытовой и пейзажные жанры, так или иначе связанные с войной (А.А.Пластов «Фашист пролетел», А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», А.И.Лактионов «Письмо с фронта»). Для картин военного периода отличительными чертами являются лаконизм, даже плакатность.
Поздний сталинизм наложил отпечаток и на развитие живописи. Многие известные художники пишут портреты не только И.В.Сталина, но и «вождей» местного масштаба. Официальные партийные документы требовали акцентировать внимание на положительных сторонах жизни советского общества, культивировать своего рода беспроблемность жизни советского человека.
На рубеже 1950-1960-х гг. появляется «новый авангард», альтернативный официальному искусству и пытавшийся выступать против конформизма в общественном сознании. Посещение Н.С.Хрущевым 1 декабря 1962г. выставки московских художников в Манеже было одним из первых знаков того, что отношение властей к современному искусству будет более жестким. Первый секретарь ЦК КПСС раскритиковал творчество «оторвавшихся от народа формалистов». На многие годы «неформальное» искусство было запрещено, а соцреализм продолжал доминировать. Во времена «застоя» «придворным живописцем» становится Д.А.Налбандян, создавший галерею портретов Л.И.Брежнева. Из официальных художников, наиболее известных в 1970-е гг., можно выделить И.И.Глазунова, пытавшегося по-новому осмыслить русскую и советскую историю.
5 Тоталитарные тенденции в архитектуре
Тоталитарные тенденции отчетливо выразились и в архитектуре. На рубеже 1920-1930-х гг. первоначальная простота архитектурных форм, отражавшая демократические идеалы, сменилась обращением к классическому наследию, которое в большей степени могло выразить достижения и успехи нового социалистического строительства. Образцом парадной представительности является проект Дворца Советов, победивший на конкурсе начала 1930-х гг. Авторы проекта Б.Иофан, В.Щуко и В.Гельфрейх предлагали воздвигнуть 300-метровую композицию, увенчанную 100-метровой статуей Ленина. Начало Великой Отечественной войны прервало строительство этого сооружения.
В конце 1930-х гг. завершилось строительство Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, нового здания Государственной публичной библиотеки им. В.И.Ленина, где одним из основных декоративных приемов стала колоннада. В предвоенные годы тенденции классицизма подчинили себе конструктивистское направление.
В послевоенный период началось строительство высотных зданий (Московский университет на Ленинских горах, здание МИДа на Смоленской площади и др.). Две архитектурные тенденции сосуществовали в этот период – типизация массовых жилищных построек и возведение отдельных помпезных сооружений. В 1955г. партией и правительством было принято постановление «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве», приведшее к такой крайности, как полное обезличивание строительства. В 1960-1970-х гг. постепенно перешли к новому стилю, в своей простоте выражающему эстетические возможности современной техники (здание СЭВ в Москве, Останкинская 553-метровая телебашня).
6 Музыка, театр и кинематограф в СССР
Музыкальная культура советского периода также была призвана содействовать укреплению социализма. Народно-песенная традиция прослеживалась в творчестве И.О.Дунаевского, М.И.Блантера, В.П.Соловьева-Седого. Их песни становились достоянием миллионов. Истинно народными исполнителями были Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, Л.П.Орлова, Л.А.Русланова. Симфоническая музыка была представлена произведениями Д.Д.Шостаковича, Н.Я.Мясковского.
Символом единения всего советского народа в годы Великой Отечественной войны стала песня «Священная война» А.В.Александрова. Патриотические песни в этот период создавались В.Г.Захаровым, Т.Н.Хренниковым, В.П.Соловьевым-Седым. Высокий пафос был характерной чертой и симфоний военного времени. В послевоенный период существенный вклад в развитие симфонического искусства внесли С.М.Слонимский, Б.И.Тищенко, А.Г.Шнитке, А.Я.Эшпай. Наивысшие достижения в области оперы связаны с именами Р.К.Щедрина, Т.Н.Хренникова, В.А.Гаврилина.
Мастера песенного жанра С.С.Туликов, М.Г.Фрадкин, Я.А.Френкель получили всенародное признание. С начала 1960-х гг. становится популярной авторская песня, создаваемая самими исполнителями (бардами) – В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава и др. А с середины 1960-х гг. в Москве и Ленинграде начинают исполнять рок-музыку. Первоначальное копирование западных музыкантов сменяется оригинальными отечественными произведениями. Но рок-музыка «не приветствовалась» чиновниками от культуры, что вынудило многих ее исполнителей перейти на полулегальное положение. Однако совмещение рок-музыки и эстрадной песни позволило некоторым коллективам создать вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) и с успехом заниматься концертной деятельностью. Только с середины 1980-х гг. представители рок-музыки получили доступ на концертную эстраду, радио и телевидение. Существующие различные стилевые направления русской рок-музыки (бард-рок, блюз-рок, фолк-рок) отличаются от англо-американского рока тем, что на Западе в основу жанра положен ритм, а у отечественных музыкантов – слово.
Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития