Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:53, реферат
Культура России всего ХХ в. - Неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ в. две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. . В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика. Сложность анализа Культуры России в новейшее ВРЕМЯ состоит ЕЩЕ И в Том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Введение
1. Культура советского периода: сложность и противоречивость.
2. Специфика русской культуры советского периода.
Заключение
Список используемой литературы
Советская культура: специфика и основные этапы развития.
План
Введение
1. Культура советского периода: сложность
и противоречивость.
2. Специфика русской культуры советского
периода.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Культура России всего
ХХ в. - Неотъемлемая часть европейской
и мировой культуры. Этот период является одним
из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими
специфику социокультурного процесса
в новейшее время. Россия пережила за ХХ в. две мировые войны, ощутила
на себе влияние научно-технического прогресса,
переход к информационной цивилизации. . В этот период значительно
ускорились культурные процессы, взаимовлияние
культур, стилевая динамика. Сложность анализа Культуры
России в новейшее ВРЕМЯ состоит ЕЩЕ И
в Том, что всегда легче давать оценку
эпохе, отстоящей от исследователя на
много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть
тенденции, которые станут очевидны позднее,
окажутся более понятными для наших потомков.
Россия в ХХ в. выступила в качестве катализатора
социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела
к расколу мира на две системы, создав
идеологическое, политическое и военное
противостояние двух лагерей. 1917 г. радикальным образом изменил
и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший
значительные изменения в развитии человеческой
цивилизации, был начат в России в 1985 г. Он приобрел еще большую динамику
в конце ХХ в. Это все необходимо учитывать
при оценке социокультурных процессов
как в современной России, так и в России
советского периода. Культура любого государства
- это не только показатель духовного развития
и самосознания людей, но и мощный инструмент
идеологического воздействия. Любые значительные
изменения в политической жизни непременно
находят свое отражение в культуре. Чем
богаче и насыщеннее общественная жизнь,
тем быстрее и органичнее развивается
культура. Россия в ХХ веке выступила в качестве
катализатора социокультурных процессов
на планете. Октябрьская революция привела
к расколу мира на две системы, создав
идеологическое, политическое и военное
противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным
образом изменил и судьбу народов бывшей
Российской империи. Это все необходимо
учитывать при оценке социокультурных
процессов в России советского периода.
Словом, культура советского периода никогда
не была монолитной по сути. Она противоречива
как в отдельных своих проявлениях, так
и в целом. И в таком ключе ее и необходимо
анализировать.
1.Культура советского периода: сложность и противоречивость.
Советский период - это сложное
и противоречивое явление в развитии
не только нашей истории, но и всей
отечественной культуры. С позиции
сегодняшнего дня достаточно трудно
дать объективный анализ истории
культуры СССР - явления, еще не раскрывшего
в полной мере свои первоисточники
и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность
и полярность научных оценок сущности
истории культуры СССР: то негативная
- это примитивная культура тоталитаризма,
то положительная - это культура единения
и развития советского народа и государства.
XX в. дал Отечеству гениальных ученых и
исследователей, талантливых художников,
писателей, музыкантов, режиссеров. Он
стал датой рождения многочисленных творческих
сообществ, художественных школ, направлений,
течений, стилей. Однако именно в XX в. в
России была создана тотализированная
социокультурная мифология, сопровождавшаяся
догматизацией, манипулированием сознания,
уничтожением инакомыслия, примитивизацией
художественных оценок и физическим уничтожением
цвета российской научной и художественной
интеллигенции.
Культура советского периода - сложное
и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать
только как процесс бездумного воспевания
коммунизма и руководящей роли Коммунистической
партии. Духовная культура советского
периода - это и "официально" признанная
культура, и культура, находившаяся как
бы "в тени", это культура диссидентства,
наконец, это культура русского зарубежья.
Словом, культура советского периода никогда
не была монолитной по сути. Она противоречива
как в отдельных своих проявлениях, так
и в целом. И в таком ключе ее и необходимо
анализировать.
Общее, особенное и единичное в советской
культуре.
Рассматривая противоречивые взаимосвязи
и взаимодействия советской культуры
с точки зрения таких категорий диалектики,
как общее, особенное, единичное, можно
отметить следующее:
1) общее в культуре СССР характеризуется
тем, что советская культура - закономерный
этап развития отечественной культуры,
тех ее элементов, традиций, которые были
заложены или привнесены в нее предшествовавшими
историко-культурными периодами;
2) особенное в культуре советского периода
заключается в том, что она не только выступает
в качестве наследницы русской культуры,
но и является главным реформатором социокультурных
ценностей. Сохраняя основные черты русской
культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность),
которые находят отражение в развитии
альтернативных культур (культура зарубежья,
инакомыслие, диссидентство и др.) и народного
творчества (художественная самодеятельность,
народные промыслы и др.), советская культура
создает новую духовность через столкновение
великорусской, всероссийской и национальных
культурных традиций (разрушение храмов,
насаждение атеизма, уничтожение самобытных
деревенских устоев и др.) или их искусственное
объединение через подмену одной традиции
другой (создание новой общности "советский
народ", насильственные переселения
и др.);
3) единичное в советской культуре нашло
отражение в развитии национальных культур
народов СССР, в образовании общемировой
системы социалистических ценностей,
основу которой составляла советская
культура, в обогащении и развитии мировой
культуры выдающимися достижениями в
области науки, техники, искусства.
2. Специфика русской культуры советского периода.
Русская послереволюционная
культура – один из сложнейших, крайне
неоднозначных, трагичных, но вместе с
тем в какой-то степени оптимистичный
период. С одной стороны – гибель
множества людей, разделение русской
культуры на культуру зарубежья и
непосредственно советскую, разрушение
и уничтожение многих культурных
памятников прошлого. С другой –
грандиозная просветительная
Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному классу. Отношение В.И. Ленина к “пролетарской культуре” не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта – культурно-просветительная и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности в разных областях искусства, существовавшая в 20-30-е годы резко отрицательно относившаяся к наследию прошлого, он не разделял. В программной речи В.И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола (2 октября 1920 г.) подчеркивалось, что усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний, которые выработало человечество, имеет огромное историческое значение. В середине 20-х годов движение пролеткульта пришло в упадок, а в 1932 г. прекратило своё существование.
Для попытки объективно оценить картину развития отечественной культуры в указанный период рассмотрим как позитивные, так и негативные факты с тем, чтобы избежать одностороннего подхода к историко-культурным явлениям. Так называемая “культурная революция” в Советском государстве не могла обойти, как минимум, двух взаимосвязанных вопросов: отношение к культурному наследию (во-первых), отношение к интеллигенции (во-вторых).
Уже сам состав первого
советского правительства был, казалось
бы, определенной гарантией взвешенного,
разумного отношения новой
Вопросы отношения к культурному наследию, к отечественной интеллигенции были составной частью общей программы “культурной революции”, предусматривавшей решение трех (как минимум) важнейших взаимосвязанных задач:
• ликвидацию неграмотности в масштабах всей страны (что было глобальной задачей в гигантской стране, где более 70 % населения к октябрю 1917г. было неграмотно);
• постепенное, последовательное приобщение народа к тому духовному богатству, которое выработало человечество;
• создание новой советской интеллигенции из трудящихся, способной отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющей идеи Октябрьской революции.
Конституция законодательно
закрепляла обязанность государства
“предоставить рабочим и
• началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;
• повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима;
• началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи;
• несмотря на так называемые “охранные грамоты” у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины;
• повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл; так, например, в 1917 г. в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.
• вместе с разрушаемыми обителями упразднялись и старинные кладбища (так, только в Москве были полностью уничтожены Лазаревское кладбище, основанное в 1748 г.; кладбища Данилова, Скорбященского, Андрониковского, Алексеевского монастырей;
• 1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этой печально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на Руси преподобного Сергия Радонежского;
• иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, что то в одной, то в другой деревне сжигали целыми телегами иконы и богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом и т.д.
В 1921-1922 гг. церковные сокровища вместе с ценностями Гохрана и ценностями Госмузей-фонда шли в уплату за хлеб, закупленный для голодной и разрушенной страны. Потом изъятие церковного достояния станет нормой.
Но одновременно с этими примерами варварства можно привести и положительные факты: только в период с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых исторических памятников. В 1918–1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924г. – 227. Нельзя не признать, что были достигнуты величайшие достижения в образовательной области (к 1930 г. грамотность населения возросла с 33% в 1916 г. до 62,6% в 1931 г.); было введено всеобщее начальное обучение на всей территории СССР; усилиями энтузиастов, талантливых педагогов, психологов А.С. Макаренко, П.П. Блонского, А.К. Гастева, Н.К. Крупской и других было положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой по сей день признаются в большинстве цивилизованных стран мира.
В тесной связи с вопросом
об отношении новой власти к культурному
наследию изначально находился вопрос
об отношении к интеллигенции. Часть
интеллигенции задолго до Октябрьской
революции прочно стала на позиции
рабочего класса, что, впрочем, не помешает
в дальнейшем Сталину систематически
уничтожать именно их. Представители
интеллигенции принимали
Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития