Современный грамотный человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:37, доклад

Краткое описание

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.
Современный мир развивается высокими темпами, меняется и совершенствуется. Человек меняется вместе с ним. На дворе 21 век, который требует от людей нового уровня знаний. Ведь современный человек должен общаться не только с представителями своего племени и представителями иных племён. Помимо этого он должен иметь знания и умения, необходимые для общения с множеством разнообразных технических и компьютерных устройств и приспособлений, которыми изобилует бытовая и производственная сфера жизни современного человека. Безграмотным людям будет тяжело освоить эти навыки и достигнуть успеха.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1. Что такое грамотность…………………………………..........4
2. Актуальные проблемы грамотности населения сегодня…….6
3. Грамотный человек в современном мире……………………9
Заключение……………………………………………………….12
Список использованной литературы……………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..3

1. Что такое  грамотность…………………………………..........4

2. Актуальные проблемы грамотности населения сегодня…….6

3.  Грамотный человек  в современном мире……………………9

Заключение……………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неотъемлемой частью общей культуры человека являются умения читать и писать, а также способность связно и доступно изъясняться. Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

Современный мир развивается высокими темпами, меняется и совершенствуется. Человек меняется вместе с ним. На дворе 21 век, который требует от людей нового уровня знаний. Ведь современный человек должен общаться не только с представителями своего племени и представителями иных племён. Помимо этого он должен иметь знания и умения, необходимые для общения с множеством разнообразных технических и компьютерных устройств и приспособлений, которыми изобилует бытовая и производственная сфера жизни современного человека. Безграмотным людям будет тяжело освоить эти навыки  и достигнуть успеха.

Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к  человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей.

К сожалению, сегодня читая газеты, слушая радио, общаясь с людьми, мы с горечью замечаем: язык оскудевает, он семимильными шагами идет к своему вырождению. И мало кто борется за чистоту языка.

Кроме того, общение, происходящее во всевозможных социальных сетях, форумах, чатах и блогах, где безграмотные комментарии считаются нормой, становится естественной средой даже для грамотного населения. Любое общение между людьми всегда основывается на словах. По тому, что и как вы говорите и пишете, о вас складывают впечатление окружающие: друзья, руководители, коллеги и даже продавец в продуктовом магазине. Поэтому грамотность – важнейший навык любого современного человека

Что такое грамотность

 

И вновь твержу я дочке строго: 
"Пусть даже это не с руки, 
Мы говорить должны "брелОки", 
И формы нет такой "брелки"... 
Не знают и другого слова, 
Сколь не гляди ты в словари 
"Что за "ложить"? - твержу я снова 
Есть "класть", вот так и говори... 
Коверкать речь нам не пристало, 
А лишь неграмотным одним: 
Неправильно твердить "позвОним", 
Скажи: "Конечно, "позвонИм"... 
И всюду слышится нам фраза: 
"Как я соскучился по ваМ"

"По ваС", - хочу исправить сразу, 
И в целом, окажусь права... 
"То лишь слова, - мне кто-то скажет, 
Зачем цепляешься за них?" 
И это всё не так уж важно, 
К чему писался этот стих? 
Предупреждаю всех заранее, 
Коль отнесётесь вы беспечно 
Об уровне образования 
Всегда расскажет ваша речь...

 

С давних времен под грамотностью принято было считать степень образованности человека и уровень его культуры. Качества, согласитесь, весьма важные для отдельного человека и для общества в целом.

Слово грамотность происходит от греч. grammata – буква, чтение, письмо. Грамота в древнерусской традиции означала «письменность, письмо, указ».

Понятие «грамотность» буквально означает умение писать и читать, соблюдая грамматические каноны и правила. Под общей грамотностью обычно понимают  то, насколько свободно владеет человек родным языком, способен ли он связывать мысли в логичные фразы и доступно изъясняться, пишет ли он без ошибок с точки зрения орфографии и пунктуации, ставит ли в словах правильные ударения.

В то же время, грамотность - это один из базовых показателей социально-культурного развития страны. Очевидно, что чем выше грамотность каждого человека, тем выше уровень развития государства в целом. Это как раз характеризует степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества. Нация же определяется, в том числе, и ее языком. Чем более гармоничны и едины язык и его правила, тем больше и крепче нация.

Грамотность помогает людям обрести личную свободу, лучше понимать окружающий мир, предотвращать и разрешать конфликты.

Сегодня человека, который даже очень богат и высокопоставлен, но при этом не может связно изложить мысли и делает грамматические ошибки при письме, никак нельзя назвать культурным и образованным.

По словам историка Николая Карамзина, быть неграмотным – невежливо по отношению к читающим. Сложно понять текст, написанный с ошибками, изложенный в малодоступной форме. Иногда такой текст обретает противоположный смысл. Когда слова написаны без ошибок, мысли преподнесены ясно и чётко, каждый поймет, что хотел донести до него автор текста.

Те же, кто пытается упростить правила правописания и грамматику, в сущности, стремятся примитизировать мышление народа. Как правило, эти люди сами весьма малограмотны и неспособны к развитию.

Грамотность является неотъемлемой частью общей культуры человека. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

Почерпнуть грамотность можно не только из учебников. Ею наполнены многие книги, несущие в себе все знания и весь опыт, накопленный человечеством за свою многовековую историю.

Часто в этой истории разные партии или правящая элита нашей страны пытались использовать грамотность в своих корыстных целях. Либо применяли её для продвижения в массы своей идеологии.

Грамотность, на мой взгляд, это то качество, которое помогает современному человеку получить хорошее образование, постоянно расширять свой кругозор, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, подниматься всё выше и выше по служебной лестнице, если он ставит перед собой такую цель, организовать своё дело и добиться в нём успехов. У человека неграмотного таких перспектив нет. 

 

Актуальные проблемы грамотности населения сегодня

На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

На сегодняшний день прослеживается опасная тенденция примитивизации русского языка и попирания его грамматических правил. Большинство людей сегодня вообще не читает книг, письма друг другу  составляют в электронном виде, короткие послания формулируют и отправляют с мобильных телефонов.

Уже и в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Складывается впечатление, что статьи для газет и некоторых журналов пишут не журналисты и филологи, а выпускники пятых классов, и то троечники. Простейшие правила правописания часто нарушаются, а среди читателей мало кому это бросается в глаза. Вот что страшно! Чего же мы ждем от наших детей, когда взрослые люди так глупо и бездарно ошибаются, не зная, что деепричастный оборот обособляется запятыми, и путая окончания спряжений.

Идешь по улице – то и дело слышится «звонит» с ударением на первый слог. «Ложить» вместо «класть» уже стало чуть ли не нормой...

Кроме того, неграмотный человек не в состоянии полноценный связный текст написать, потому что мыслит примитивно, не умеет плоды своих раздумий излагать в письменном виде. 

В Интернете  тем более никто не задумывается над правильностью написанного им. Скорость написания зачастую отражается на качестве. Нелепые, а подчас и намеренные ошибки – все это атрибуты нашей виртуальной жизни. Но, начав писать так нестарательно и быстро, мы и в реальность переносим эту манеру. Мы думаем, что понимаем друг друга, что говорим четко и ясно. Но, увы, это не совсем так.

Есть такое выражение: «Грамотность - следствие стандартизации и упрощения». То есть, люди должны говорить грамотно, чтобы их поняло наибольшее количество людей, а не только ближайшие собеседники, с которыми он общается. Ведь сегодня он общается с друзьями во дворе на лавке, а завтра ему придется устраиваться на работу. А встречают не только по одёжке, но и оценивая речь человека. Особенно если знакомство происходит заочно.

Язык придуман и стандартизован так, чтобы в нем было как можно меньше путаницы. Зачем же мы сознательно эту путаницу создаем? Почему, если видим ее, не исправляем, а подчиняемся навязанным требованиям толпы?

К сожалению,  сегодня идёт негативный процесс упрощения русского языка. Этому способствует развитие современных средств связи и почти полное предание забвению привычных способов письменной коммуникации. Все это не так уж безобидно. Поскольку, чем более упрощается язык народа, тем примитивнее становится его мышление.

Нынче царит глобальная неграмотность. Остается всё меньше по-настоящему грамотных людей. Говорить с грамматическими ошибками позволяют себе все, начиная с государственных руководителей. На страницах даже самых ведущих газет можно обнаружить грубые грамматические ошибки. Дикторы центральных телевизионных каналов легко позволяют себе ошибки в словах и произношении. Выпускники современных школ вряд ли могут считаться образованными людьми в силу недостаточности знаний, которые они получают в школе.

Сегодня мы употребляем в речи очень много заимствованных слов, хотя в русском языке есть синонимы, которые нам ближе и понятнее. 

Люди, особенно молодежь, стали меньше читать – ослабел интерес к книге и, как следствие, наблюдается тенденция к оскудению речи. Люди не могут выражать свои мысли грамотно и красиво.

Огромное влияние средств массовой информации на нашу жизнь оказывает пагубное воздействие на речь молодежи. «Неряшливая» речь с экрана: неправильно поставленные ударения, неграмотно составленные предложения, жаргонизмы и молодежный сленг отражают поверхностное и легкое отношение общества к русскому языку и грамотной речи. 

К сожалению, в наших школах существуют изъяны в методике преподавания литературы. Мы очень часто забываем, что для школьника знание художественных образов, умение дать характеристику пейзажа не главное на уроке литературы. Важно целостное восприятие произведения, отношение ребенка к поставленной в тексте проблеме.  Преподавателям вузов и учителям русского языка и литературы стоит взять на вооружение методику Е.Н. Ильина, которая мотивирует детей к чтению постановкой проблемных вопросов, занимательными деталями, требующими обсуждения и неравнодушного отношения.

Грамотный человек в современном мире

Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которым и в голову не приходит, что в словах нужно делать правильные ударения, мысли можно складно формулировать, а писать – без грамматических ошибок. А ведь русский язык по-прежнему является одним из ведущих школьных предметов, а грамотность по-прежнему является частью культуры.

На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности развивается гармоничная, образованная личность. Дело в том, что грамотность закладывается в человеке в самом юном возрасте. Ребенок слушает, как говорят родители, и усваивает их манеру речи как правильную, достойную подражания. Следовательно, от того, насколько правильно умеют излагать свои мысли родители, зависит, станут ли их дети в дальнейшем культурными и образованными людьми.

Грамотному человеку легче подыскать для себя интересную, престижную работу. Мудрые руководители сразу подмечают, владеет ли будущий сотрудник родным языком, насколько он свободно и легко говорит, доступно ли излагает свои мысли, грамотно ли пишет.

Вряд ли на работу с документами возьмут человека, пишущего с ошибками. На должность, связанную с постоянным общением с разными людьми, примут того, кто имеет благозвучную грамотную речь. Рассматривая претендентов на работу по составлению деловых бумаг, работодатель отдаст предпочтение тому, кто превосходно справился с заполнением анкеты.

Но есть работы, где вроде бы не нужна особая грамотность. Работающие в таких местах люди зачастую безответственно относятся к развитию собственных речи и письма. А ведь у них родятся дети, для которых родители станут образцом во многом, в том числе и в речевой культуре.

Учиться правильной письменной и устной речи стоит хотя бы ради детей, чтобы суметь помочь им с получением полноценного образования. Никто не знает, что уготовано ему в жизни. Возможно, ваш ребенок выберет профессию, где высокая грамотность будет ему крайне необходима.

Иметь грамотность – это значит, обращаться в своей устной и письменной речи к неиссякаемым сокровищам родного языка. Тем, кто не черпает культуры из этих несметных богатств, грозит, увы, превратиться в недалеких людей с пустыми, никчемными мыслями. Стоит ли ради такой перспективы продолжать разговаривать на «покалеченном» вульгаризмами языке?

Вряд ли тут помогут обобщенные советы по теме как обрести грамотность. Ведь каждый человек индивидуален. Кто-то, будучи пятиклассником, регулярно прогуливал по неразумию уроки русского языка. Сегодня он пожинает плоды своих «трудов», путаясь с гласными в корне слова при написании дипломной работы. Или сам себе вредит ошибками в заявлении при устройстве на престижную работу.

Информация о работе Современный грамотный человек