Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 07:22, реферат
Цель работы:
Рассмотреть такой вопрос, как, создание училищ в городах России;
Когда и кем осуществилось развитие академий в России;
Охарактеризовать развитие университетов в России.
Актуальность темы: история образовательной системы России - одна из важнейших составляющих отечественной истории. Во все времена в любом обществе образование, как и отношение к нему, является выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти.
Временем расцвета
университетского образования в России
стала вторая половина XIX в. К концу столетия
в стране насчитывалось 11 университетов,
в которых обучалось более 14 тыс. студентов.
Крупнейшие российские университеты вошли
в число ведущих учебных заведений мира
с количеством обучавшихся от двух и более
тысяч человек.
Определить уровень развития университетского образования в России на рубеже XIX—XX вв. однозначно нельзя. В чем-то оно значительно отставало от Европы и США, например по количеству вузов и показателям охвата населения высшим образованием.
Так, в Западной Европе уже в начале XVI в. было примерно 60 университетов, и их количество продолжало расти. Кроме того, некоторые университеты работали как международные центры подготовки специалистов, восполняя нехватку учебных заведений в других странах. Так, в Лейденском университете только на протяжении XVII в. обучалось около 4 тыс. студентов из Англии40. По другим показателям наши университеты мало чем уступали западным.
По уровню
постановки образования российские университеты
не уступали лучшим университетам Запада,
а такие как Московский, Санкт-Петербургский,
Киевский, стали центрами науки и просвещения.
За минувший XIX в. в них было накоплено
много ценного, в том числе и в области
формирования и подготовки профессорско-
Сложился образ
профессора русского университета, воплотившего
в себе такие качества, как обширность
научных познаний, обладание собственной
школой преподавания, педагогическое
мастерство, свободомыслие, честолюбие
ученого, толерантность91. В 1875 г. в германских
университетах обучался 16 501 студент, на
которых приходилось 1313 профессоров —
или один преподаватель на 12 студентов.
В шести русских университетах было 4492
студента и 358 профессоров, что давало
такое же соотношение — один преподаватель
на 12 слушателей.
Рост численности студенческих
контингентов определялся растущим интересом
общества к развитию прежде всего технического
образования. Начиная с 1905 г. ускоренно
возникали неправительственные вузы как
общественные (филантропические), так
и частные (коммерческие). Основу их контингента
составляли женщины, выпускники зачастую
не приравнивались к дипломированным
специалистам.
Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война нанесли огромный урон высшему образованию в России. Обучение в Московском университете после революции было прервано. По распоряжению властей в 1918 г. студенты-медики старших курсов направлялись в разные концы страны на борьбу с эпидемиями. В 1919 г. многих студентов призвали в армию, из которой они так и не дождались демобилизации: многие погибли на фронте.
Гибель, а также
добровольная эмиграция ученых и преподавателей,
дополнившаяся принудительной высылкой
неблагонадежной интеллигенции, обострили
проблему кадрового дефицита. Реорганизация
старой и строительство новой высшей школы
велись на принципах ликвидации сословности
высшей школы и подчинения ее советской
власти, демократизации работы вузов,
изменения социального состава студенчества
за счет представителей рабочего класса
и крестьянства, перестройки процесса
на основе марксистско-ленинской методологии,
ликвидации разрыва между теоретическим
обучением и практикой, максимального
приближения подготовки специалистов
и научной работы вузов к нуждам социалистического
строительства94.
Отменялись вступительные испытания, оплата за обучение, были установлены государственные стипендии студентам. За период 1918-1919 гг. количество студентов в вузах РСФСР удвоилось. Сложнейшей была проблема слабой подготовки едва ли не большинства студентов из рабочих и крестьян, поступивших на учебу с учетом декретированных льгот. В рассматриваемый период подавляющее большинство взрослых рабочих и крестьян, а также основная масса их детей могли поступить в вузы только через рабфаки.
Поданным переписи
1939 г., помимо вузовских центров, имевшихся
в царской России, новые вузы были открыты
в 76 городах РСФСР. В 1925 г. Наркомпрос определил,
что цифра в 110 тыс. студентов в РСФСР должна
быть признана нормальной и обеспечивающей
ежегодно хотя бы минимальный выпуск квалифицированных
специалистов95. Система регулирования
приема в вузы по классовому принципу
существовала до 1936 г. С 1922 по 1927 г. в составе
студенческого контингента российских
вузов доля рабочих и их детей увеличилась
вдвое и достигла 34,2%, доля крестьян и их
детей составляла 24,3%, трудовой интеллигенции
и совслужащих — 41%.
Это был период восстановления
разрушенного в ходе гражданской войны
народного хозяйства и перехода к новой
экономической политике. Рабочая сила
промышленности рекрутировалась в значительной
степени за счет крестьянства. Образовательный
уровень и культурные потребности городского
и сельского населения были невысоки.
Заключение
Очевидно,
что русское правительство медленно и
осторожно вводило просвещение ради узко
прагматических целей, вот почему одной
рукой поддерживая развитие образования
в России, другой рукой оно его сдерживало.
Эта двойственность позиции была заметна
тогда в любом учебном заведении, независимо
от его статуса и месторасположения. Везде
можно наблюдать одинаковый подход, говорящий
о цельности и последовательности позиции:
преподавать давал учащимся нормированные
знания, нужные для выполнения свой социальной
или профессиональной роли, но не допускал
свободного развития личности, которое
отождествлялось с вольнодумством и, следовательно,
считалось социально опасным явлением.
Университеты, как и другие вузы, оставались местом концентрации интеллектуальной работы, несмотря на бдительный надзор за ними и полицейские меры за преподавателями и студентами.
Серьезной проблемой образовательной
системы XIX в. стало недостаток и низкий
уровень профессионального мастерства
учителей начальных и средних учебных
заведений и преподавателей университетов.
Это было вызвано прежде всего ростом
числа учебных заведений всех уровней,
недостатком в России педагогических
вузов и политическим давлением со стороны
правительства на передовую часть профессорско-
Список литературы
Андреевский И.В. Классическое и реальное образование / И.В. Андреевский. Глухов, 1900. - 52 с.;
Змеев В.А. Высшее образование в России во второй четверти XIX века. // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 187-198.;
Ивановский В. Государственное
право. // Известия и ученые записки Казанского
университета № 5 1895. С.23.;
История педагогики и образования.
(От зарождения воспитания до конца XX века)
: учебное пособие для педагогических
университетов. / под ред. академика РАО
А.И. Пискунова. М., 1997. - 501 с.;
Овчинников А. В. Развитие российского
законодательства о народном образовании
на рубеже XIX-XX вв. // Педагогические и политико-правовые
проблемы образования в России конца XIX
начала XX вв. Сб. ст. — М.,2000. С. 22-42.;
Перминов А. В. Гимназии и лицеи
в истории образовательных систем : автореф.
дис. канд. пед. наук / А. В. Перминов. Алма-аты,
1998. - 23 с.
Россия. Энциклопедический
словарь. JL, 1991. 922 с;
Смирнов С. К. История Московской
славяно-греко-латинской академии. М.,
1855.430 с.;
http://yandex.ru/clck/jsredir?
http://ru.wikipedia.org/wiki.
Блок схема
Развитие образования в России
Информация о работе Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича