Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:02, доклад
Детальное исследование мифов таких народов, как австралийские, не подтвердило высказывавшиеся ранее предположения о значимости солнца в мифологиях наиболее архаичных типов. Таким образом, на смену солярной теории мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть черты С. м. в большинстве древних мифологических образов, приходит такая историческая интерпретация, которая относит нарастание роли С. м. к позднейшим этапам мифологии в обществах, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию.
СОЛЯРНЫЕ МИФЫ, мифы, главным персонажем которых
является солнце; в научной литературе,
особенно в трудах В. Манхардта и других
представителей мифологической школы
19 в., солярными называются также мифы,
в которых у героя или героини обнаруживаются
солярные черты, т. е. черты, сходные с признаками
солнца как мифологического героя. Детальное
исследование мифов таких народов, как
австралийские, не подтвердило высказывавшиеся
ранее предположения о значимости солнца
в мифологиях наиболее архаичных типов.
Таким образом, на смену солярной теории
мифопоэтической школы, пытавшейся вскрыть
черты С. м. в большинстве древних мифологических
образов, приходит такая историческая
интерпретация, которая относит нарастание
роли С. м. к позднейшим этапам мифологии
в обществах, имеющих развитый аппарат
власти и достаточно продвинутую технологию.
Это, в частности, прослеживается на Древнем
Востоке, где в шумерской космогонии бог
солнца Уту - сын бога луны Нанны занимает
подчинённое по отношению к отцу положение.
В австралийских астральных мифах С. м.
играют значительно меньшую роль, чем
представления о радуге-змее, хотя солнце
и фигурирует среди тотемов некоторых
племён. Возможно, однако, что достаточно
ранний тип С. м. представлен у бушменов,
которые считают солнце человеком со светящимися
подмышками, заброшенным на небо. Когда
он поднимает руку, земля освещается; когда
опускает, ложась спать, свет исчезает.
Наиболее архаической формой С. м. представляются
близнечные мифы, в которых солнце и месяц
или луна образуют пару связанных и вместе
с тем противопоставленных друг другу
культурных героев, один из которых подчинён
другому и выполняет его поручения. В ряде
архаических С. м. солнце представляется
женщиной. В С. м. у солнца - хозяина света
и тени обычно есть помощники, чаще всего
дети, которые и зажигают свет. Универсальным
С. м„ встречающимся у большого числа
народов, является миф о дочери солнца.
В грузинской сказке герой похищает купающуюся
в реке дочь солнца, затем добывает у самого
солнца золотого козла, предварительно
разорив райский сад. Связь золота, райского
сада и его плодов с солнцем характерна
также для С. м. и основанных на них волшебных
сказок многих других народов, в т. ч. славян.
Мотив дочери солнца в индоевропейской
мифологии и в отдельных мифологических
традициях связывается с близнечным мифом
о её братьях. Балтийские мифы о дочери
солнца совпадают с древнеиндийским мифом
о дочери солнца и с греческим мифом о
Елене. В наиболее ранней форме этого С.
м., по-видимому, речь шла о близнецах -
брате и сестре - детях солнца.
В архаических С. м. повествуется о возникновении
солнца или об уничтожении лишних солнц.
В начале мифологического времени солнце,
как и другие светила, отсутствует. Второстепенное
значение солнца по сравнению с другими
персонажами заметно и в мифах, повествующих
о времени, когда солнце было слепым (невидимым);
связь с глазом или зрением известна во многих
С. м. Архаическим является также представление
о возможности остановить солнце, отражённое
и в Ветхом Завете.
Существенным отличием развитых С. м. от
архаических является включение солнца
в пантеон в качестве главного божества
или одного из двух главных божеств. Согласно
гипотезе английского этнолога Хокарта,
С. м. этого типа характерны для обществ,
в которых увеличиваются функции священного
царя. В архаическом шумерском эпосе Уту
является культурным героем, срубающим
мифологическое дерево и побеждающим
чудовищ. В аккадской мифологии бог солнца
Шамаш исполняет роль судьи и пастуха
людей; аналогичные мотивы известны и
в других развитых ближневосточных мифологиях.
В цикле египетских С. м. древнейшими признаются
мифы о рождении солнечного младенца из
лона небесной богини и о сражениях солнца
(Ра) с его врагами - змеей, крокодилом,
драконом Апопом, а также о глазе бога
солнца. В это время в славословиях солнцу
говорится о сотворении солнцем всех существ,
включая людей, домашних животных и зверей.
В этот же период широкое распространение
в различных традициях, как восходящих
к индоевропейской, так и в переднеазиатских,
получает представление о том, что солнце
выезжает на колеснице, запряжённой лошадьми,
и объезжает четыре стороны света. Этот
мифологический образ археологически
датируется достаточно поздним временем,
но лежащее в его основе мифопоэтическое
уподобление солнца колесу возводится к более ранней эпохе.
С тем же кругом мифопоэтических представлений
связаны С. м. о колесе солнца, в которых
обнаруживается соперничество двух божеств,
датируемых относительно более поздним
периодом, - божества солнца и божества
грозы. У индейцев Северной Америки, знакомых
с горячей ковкой меди, возникновение
солнца описывается в С. м. в связи с погружением
меди в огонь костра; в мифологии инков
С. м. объясняет титулатуру правителей
империи инков, считающихся детьми солнца.
Символика солнца характерна также для
храмов инков. Мотивы и символика С. м.
сохраняются в более поздние эпохи (вплоть
до средних веков и начального периода
нового времени) в качестве элементов
официального государственного ритуала
и мифо-поэтической образности, связываемой
с реальными царями. Символика архаических
С. м. прослеживается на уровне поэтических
образов вплоть до 20 в.