Соотношение культуры и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.
Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня».
Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов - есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому она рассматривается как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Содержание

1 Сущность и место религии в обществе…………………………......................3
2 Соотношение культуры и религии …………………………………………....6
3 Христианство и европейская культура ….………………………..…………..8
4 Культура и ислам….…………………………….…………………………..…10
5 Культура и буддизм…………………………………………………………....12
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Взлёт мусульманской  культуры периода средневековья  сменился упадком после ослабления арабских халифатов. Мусульманский Восток отстал от Европы, вставшей на путь свободомыслия и просвещения. В наши дни, как и страны буддизма, исламский мир преодолевает образовавшийся разрыв. Однако мусульманство и ныне зачастую оказывается консервативной силой, стремящейся сохранить давно отжившие традиции и формы бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Культура и буддизм

 

Буддийская культура изначально связана с проповедью общественного согласия, равноправия  и ненасильственного бытия. Благоразумие, уверенность, сдержанность, мягкость - главные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека - мудрость, украшение мудрости - спокойствие, украшение спокойствия - отвага, украшение отваги - мягкость». Основные принципы буддийского мироощущения сформулированы следующим образом: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. А в китайском буддизме перечислены пять ведущих заповедей нравственного поведения: не убивай, не воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением, не пей спиртного. Ведь индийская эротика и культ сексуальных наслаждений - продукт брахманизма или индуизма, а вовсе не буддизма. Он же не поощряет любовных удовольствий, но и не порицает.

В области духовной культуры буддизм развил традиции поиска в  человеке особых психических сил, позволяющих ему управлять внутренними процессами тела и проникать мыслью в глубины тайн мироздания. Традиции эти привели к накоплению огромного опыта духовного самосовершенствования, к разработке особых средств и приёмов погружения в себя, приведение собственного «я» в состояние так называемого транса, дающее необычайные мистические переживания.

Таких высоких успехов  в сфере самопознания личности не достигла ни одна культура, зато в научном  анализе мира успехи буддийской цивилизации  довольно скромны. И пусть даже индийским мудрецам I-II вв. нашей эры приписывают создание десятичной системы исчисления или изобретения нуля, точные научные дисциплины в странах буддийской культуры практически не развивались. Исключением стала лишь архитектура - наиболее яркое воплощение буддийского искусства. В многочисленных, отличающихся изысканностью отделки и неповторимыми формами храмах, можно встретить сотни статуй буддийских богов. Каждая из них несёт свой смысл и является проводником верующего в мир его самосознания. Но увлечение погружением в себя, отчуждённое и пренебрежительное отношение к чувственному миру породили расплывчатость взглядов, оторванность от реальной жизни, недоверие и некоторую неповоротливость ума там, где дело касалось фактов. Отсюда отсутствие каких-либо серьёзных исторических исследований, научных открытий и отставание стран буддийского востока в техническом развитии, преодолеваемое только сейчас. Ведь исключением в их сообществе стали лишь древний Китай и современная Япония, где религиозность в общем, и буддийская религия в частности, не занимали и не занимают господствующих позиций в культуре или общественной жизни.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – Спб.: Издательство «Лань», 2005;
  2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М: Юрайт, 1998;
  3. Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2007;
  4. История мировой культуры (мировых цивилизаций) под ред. Г.В. Драча.- Ростов н/Д: Изд-во «Фениск», 2002;
  5. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учебное пособие. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005
  6. Садохин А.П. История мировой культуры: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  7. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г. Культурология: учебник. – М.: Издательство Оникс, 2007;
  8. www. culturolog.ru
  9. www.countries.ru/library.htm

Информация о работе Соотношение культуры и религии