Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющиеся и тогда, когда миф утрачивает своё абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь-то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Миф и культура …………………………………………………………………. -
1.1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека …………….. 4
1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание ………………….. 6
1.3. Выражение общечеловеческих ценностей и
социальных норм в мифологии ……………………………………………… 8
2. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями ………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………... 13
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3  

  1. Миф и культура …………………………………………………………………. -   
    1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека …………….. 4   
    2. Основные тематические циклы мифов и их содержание ………………….. 6
    3. Выражение общечеловеческих ценностей и

социальных норм в  мифологии ……………………………………………… 8

  1. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями ………….. 10  

Заключение ………………………………………………………………………... 13

Список используемой литературы ………………………………………………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Миф есть не только исторически  первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющиеся и тогда, когда миф утрачивает своё абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь-то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Всё одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.

В обыденном понимании  мифы – это, прежде всего, античные, библейские  и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях

древних богов и героев – Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание».

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во взаимосвязи её с другими науками и философскими понятиями и категориями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Миф и культура.
  • Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

Миф – наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе всё условно и символично.

В этих условиях выбор  и ориентация личности раскрепощается  и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

Мифологическое мировоззрение – начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется  рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощённые в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.

Европейским  народам  вплоть до XVI – XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем, сначала учёным, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определённой стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Сегодня большинство учёных склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Основные тематические циклы мифов и их содержание

Среди всего множества  мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времён.

Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец  создаёт сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделён даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский  Адам,  вкусивший  плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

Мифы о культурных героях повествуют, о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнём – иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода – древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, заниматься ремеслами, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной  жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения – орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времён». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядёт второе пришествие Христа – Он придёт не как жертва, а как Страшный Судья, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времён», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное. В мифе нет абстрактных понятий, в нём всё – очень конкретно, персонифицировано, одушевлёно.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф живёт в своём, особенном времени – времени  «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.

Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

 

 

  • Выражение общечеловеческих  ценностей и социальных норм  в

мифологии

Мифология выполняет  функцию объяснения социальных норм. Соответствующая мифическая версия санкционирует определённый (наличный, естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного сохранения.

Миф выражает и кодифицирует верование, придаёт престиж традиции,  руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике правил человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более широкими и глобальными отношениями, общемировыми (космическими) процессами и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют своё значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.

Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах, создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное (природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а всё человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере,  в  какой оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям  и велениям. Причём в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.

Согласно божественной справедливости, все люди  равны по природе и наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим

божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные

между собой представления  о божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые  обычаи  и  нравы,  установления  властей  и судов), был страх перед наказанием – при жизни или неминуемо после смерти – за те  или  иные  прегрешения  или  проступки.  Этот  страх  успешнее  всего культивировался там, где упирался  на  стойкую  веру  в  бессмертие  души  и загробный суд богов.

Мифологически и религиозно окрашенные представления о  дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на источники древнего права – нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.

Мифология отражает интенции её носителей, и в результате, героика полностью вытесняется из жизни.

Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом, а миф настраивает на веру в правосудие.

В специфичном контексте  мифологической интерпретации победа добра над злом,  несомненно, значима и для человеческих отношений, принципом упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому источнику и авторитету. В ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий всё злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права – ждёт, по тогдашним правопредставлениям, неминуемая и суровая кара.

 

  1. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

Мифология находится  в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придаёт им особую ценность.

Информация о работе Соотношение мифологии с другими философскими понятиями