Составляющие Профессиональной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:59, реферат

Краткое описание

Основы профессиональной культуры были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, клятва Гиппократа, правила и нормы торговли. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Содержание

1.Введение
2. Определение профессиональной культуры
3.Профессиональная культура, ее черты и особенности
4. Составляющие отечественной профессиональной культуры
5. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов в учебном заведении
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

          Содержание                                                                                            стр. 

  1.Введение

2. Определение  профессиональной культуры

  3.Профессиональная культура, ее черты и особенности

4. Составляющие  отечественной профессиональной культуры

5. Формирование  профессиональной культуры будущих  специалистов в учебном заведении

6. Заключение

7. Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение

   Основы  профессиональной культуры были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, клятва Гиппократа, правила и нормы торговли. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

   Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной профессиональной культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Многие западные предприниматели считают, что их бизнес может рассматриваться как конкретизация принципов христианского учения и христианских заповедей. Однако бурное развитие стран Юго-Восточной Азии ясно показало, что, хотя в основе жизни людей на Востоке лежат совсем иные религиозные учения, моральные ценности рыночной экономики в целом оказываются общими для всех капиталистических стран, независимо от вероисповедания предпринимателей. Общепризнанными этическими нормами профессиональной культуры во всем мире считаются соблюдение права неприкосновенности частной собственности; уважение к закону; соблюдение государственных требований и норм; верность данному слову; честная конкуренция; участие в благотворительных акциях; щепетильность и забота о своей собственной репутации и репутации фирмы и т.п. 
 
 

   2. Определение профессиональной культуры

   Культура  профессиональная - социологическая категория, характеризующая социально-профессиональное качество субъекта труда. К.П. представляет собой степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса, является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами.

     Основные элементы К.П. - общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт. Роль общего и специального образования неизмеримо возросла под влиянием современных тенденций развития общественного производства. Более глубокие профессиональные знания способствуют лучшему пониманию закономерностей процесса производства, критическому осмыслению производственного опыта.

     В настоящее время специальное  образование становится важнейшим  фактором качественного изменения  социально-профессиональных характеристик  трудящихся. В ходе научно-технического  прогресса повышается общий уровень квалификации за счет уменьшения объемов малоквалифицированного труда и качественного изменения самого феномена квалификации. Если, например, при ремесленной технике квалификация рабочего обусловливалась сложностью функций по обработке предметов труда, то на машинной стадии она определялась сложностью управленческих функций рабочего, обслуживающего машину. В условиях же автоматизированного производства квалификация рабочего в решающей степени зависит от сложности контролируемых систем. Так как эти исторически сменяющие друг друга типы техники сосуществуют в современном производстве, феномен квалификации совокупного промышленного рабочего наполняется качественно различным содержанием, отражающим уровень развития культуры общественного производства и культуры труда

   Повышение квалификации в условиях научно-технического прогресса сопровождается накоплением  и систематическим обновлением  профессионального опыта в течение  всей активной трудовой деятельности работника. Разные формы ее повышения  обогащают различные аспекты профессионального опыта. В результате овладения вторыми и смежными профессиями и специальностями происходит расширение профессионального профиля работника, однако без качественного роста его К.П. Культуроформирующий эффект от совмещения профессий и специальностей проявляется в преодолении профессиональной ограниченности, вступающей в противоречие с потребностями организации производства. Переход к более сложным видам деятельности вызывает качественное усложнение трудовых функций и слияние их в профессии так называемого интегрального типа, что отражает процессы гармонизации физического и умственного труда. Процессы освоения профессий широкого профиля, требующих повышения мастерства, вызывают политехнизацию К.П., сопровождающуюся ее качественным ростом. Политехнизация и повышение уровня К.П. служат превращению профессии из характеристики "частичного" работника в свойство гармонично развитой личности.  Приобретенные путем специальной подготовки и обогащенные профессиональным опытом, элементы К.П. интегрируются в систему культуры труда. Профессиональные знания и навыки реализуются тем активнее, чем полнее человек постигает объективное значение культурной деятельности (как деятельности, соответствующей прогрессивным социально-экономическим, технико-организационным и социально-психологическим нормативам) и организует свои собственные силы как общественные. Само участие человека в развитии системы культуры труда как профессионала и как личности приобретает общественно-необходимый характер, так как становится важнейшим критерием меры приобщения отдельного человека к миру духовного богатства общества, показателем развитости человеческих сущностных сил. 

   3.Профессиональная культура, ее черты и особенности

  Из  теории культуры и из понимания профессионализма следует, что данным социальным явлениям суждено находиться друг подле друга, причем их союз, «тесный и неразрывный», рожден системой трудовой деятельности и социальных отношений. Профессионализм и культура встречаются на «поле» деятельности и отношений, и на этой «почве» произрастает новый социальный феномен, который называется «профессиональная культура».

  Обычно  при становлении и развитии той  или иной профессиональной деятельности люди, ее практикующие, создают свою собственную культуру, которая включает в себя определенный набор ценностных установок (как правило, они вписываются в существующую в данном обществе структуру этических норм), а также специфические для данной профессии лексикон, номенклатуру, поведенческие установки и др. Эти установки и ориентации связаны с той функцией, которую приобретает данная профессия как свое предназначение, как свою роль в обществе.

  Профессиональная  культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том  виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено, это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях.

   Ее  понимают и определяют по-разному,  в зависимости от дисциплинарного,  т. е. свойственного данной  научной отрасли, характера и  интереса.

  Действительно, профессиональная культура рождается, живет и совершается в «живом огне» деятельности и вне ее не может реализоваться. Стремясь овладеть профессией, т.е. участвуя в каком-то виде трудовой деятельности, человек одновременно с этим приобщается и к общей культуре; именно в этом слиянии, соединении профессионализма и общей культуры появляется на свет и культура профессиональная, которая служит мерой, степенью и качеством самой деятельности человека, объективным показателем участия его в общественном развитии и совершенствовании всего социального организма. Как субъект деятельности участвует в прогрессе общества, так и культура (общая и профессиональная) способствует интеллектуальному росту самого индивида, подъему его сил и способностей.

  Таким образом, профессиональная культура является объективным качественным индикатором  формирования и субъекта деятельности, и среды его обитания; по характеру профессиональной культуры можно в целом судить и о самом обществе, и о его многочисленных составляющих: сферах, элементах, частях. одним из главных показателей профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе, так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, норм и правил человеческого общежития и поведения.

  Социальное и профессиональное общение отражает уровень состояния культуры, все ее достижения и недостатки. В профессиональной культуре, где необходима совместная деятельность, посредством общения ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения людей.

  Профессиональная  культура, будучи качественным индикатором  отношения человека к труду, к  сотоварищам, является сгустком культуры общения, общей культуры. Последняя  создает базовый уровень и культуры общения, и профессиональной культуры. Все характеристики и требования общечеловеческой культуры распространяются на ее виды и сферы. Это, конечно, закон, которому подчиняется частное проявление его, устанавливая связи, единство, взаимозависимость и целостность историко-культурного процесса.  
 
 

   4. Составляющие отечественной профессиональной  культуры

   Понятие «профессиональная культура» получило широкое распространение в отечественной  науке 80-х гг. 20-го столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие процессы и явления. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества .

     В принципе, ею должен обладать каждый, кто  занят работой,

  неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура

  включает  совокупность специальных теоретических  знаний и практических

  умений, связанных  с конкретным видом труда. Степень  владения

  профессиональной  культурой выражается в квалификации и

  квалификационном  разряде. Необходимо различать а) формальную

  квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат,

  удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и

  подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических

  знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет

  работы  в данной области, включающую совокупность практических навыков

  и умений, т. е. профессиональный опыт.

   Профессиональная  культура формируется под влиянием внешних факторов: государственная  политика; степень усвоения демократических ценностей; поддержание идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия.

   В современной  России восприняты только некоторые  из этих ценностей; специфика социально-профессиональных отношений: аспекты социальной стратификации  общества, которые является одним  из факторов формирования образа профессионала, патриархатная культура порождает такие явления как гендерная асимметрия в социально-экономической сфере, отраслевая сегрегация, феминизация бедности идеология; степень развития научного знания и его отражение в системе образования. Среди внутренних факторов можно выделить социокультурное пространство профессии, создающее определенные ограничения или возможности; специфику отношений со смежными узконаправленными специальностями; аспекты информационно-коммуникативной деятельности профессионалов; индивидуальный профессиональный опыт.

   В результате наших размышлений сделан вывод о том, что профессиональная культура формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся:

- государственная  политика;

- степень усвоения  демократических ценностей: поддержание  идей равенства и принципы взаимоуважения, дающие возможность взаимодействовать на основе взаимопонимания и согласия. В современной России восприняты только некоторые из этих ценностей;

- специфика социально-профессиональных  отношений; 

- аспекты социальной  стратификации общества, которые является одним из факторов формирования образа профессионала, патриархатная культура порождает такие явления как гендерная асимметрия в социально-экономической сфере, отраслевая сегрегация, феминизация бедности; идеология; степень развития научного знания и его отражение в системе образования.

   Среди внутренних факторов можно выделить

- социокультурное  пространство профессии, создающее  определенные ограничения или  возможности; специфику отношений  со смежными узконаправленными специальностями;

- аспекты информационно-коммуникативной  деятельности профессионалов;

- индивидуальный  профессиональный опыт.

Информация о работе Составляющие Профессиональной культуры