Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 06:37, реферат
Первоначальное значение слова синкретизм - это собрание граждан острова Крит. Сегодня слово совершенно утратило связь с первоначальным своим смыслом. Новый этап в изучении и понимании сущности синкретизма начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала. Особый интерес к понятию синкретизма проявился лишь в XIX веке, прежде всего, в связи с появлением работ по первобытной культуре (Э.Б. Тайлор).
Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм
Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих "рядом" с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Синкретизм всегда присутствовал в структуре культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества. Любая культура легко обнаруживает признаки синкретизма (слияние рациональных знаний с полумагическими верованиями и заклинаниями). Синкретизм был присущ первобытной культуре. В средние века синкретизм в культуре выражается, прежде всего, в религии. В Новое и новейшее время, хотя он практически разрушается, прежде всего, в связи с разделением субъекта и объекта, стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма, тем не менее, остается. Сегодня идет обратный процесс соединения и объединения культуры в одно целое синкретическое поле. В связи с этим можно говорить о том, что синкретизм постоянно присутствует в структуре культуры. Поэтому есть необходимость детального изучения такого явления как синкретизм.
Первоначальное значение слова синкретизм - это собрание граждан острова Крит. Сегодня слово совершенно утратило связь с первоначальным своим смыслом. Новый этап в изучении и понимании сущности синкретизма начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала. Особый интерес к понятию синкретизма проявился лишь в XIX веке, прежде всего, в связи с появлением работ по первобытной культуре (Э.Б. Тайлор).
Изучая особенности этого периода, исследователи обратили пристальное внимание на такую особенность первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с появлением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры. Именно поэтому синкретизм исследовался и исследуется сегодня чаще всего в связи с первобытной культурой, первобытным сознанием, религией.
Создателем теории первобытного синкретизма считается филолог, историк и теоретик культуры А.Н. Веселовский. Под синкретизмом первобытного искусства он понимал слитность, нерасчлененность основных форм художественного творчества - изобразительного искусства, драмы, музыки и т.д. В своей книге "Историческая поэтика" он обозначил основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделил в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии - эпос, лирика и драма. Ритуалы, разыгрывающиеся с практической (магической) целью, создавали, прежде всего, в рамках синкретизма, некую "вторую" действительность как образ "первой", что давало известную свободу воображения и творчества.
По его мнению, вместе с выделением песни из обряда происходит дифференциация родов, причем сначала выделяется эпос, а затем лирика и драма. Наследием первобытного синкретизма в эпосе он считает лироэпический характер его ранних форм. Что касается лирики, то она, по его мнению, выделилась из обрядового синкретизма.
Теория А.Н. Веселовского наиболее продуктивна для понимания происхождения лирической поэзии. Фольклорная лирика целиком песенная, а песня по самой своей природе отражает синкретизм музыки и поэзии.
Исследовательница теории и истории культуры О.М. Фрейденберг в своей работе "Поэтика сюжета и жанра" обращается к архаической системе мировоззрения. Она занимается этим "потерявшим актуальность мировоззрением, цельным, не дифференцированным на отдельные идеологии мировоззрением, которое было создано образным первобытным мышлением".
О.М. Фрейденберг была против трактовки первобытного синкретизма как одного комкообразного синкретичного действа, происхождение из которого противоречило редублирующему характеру первобытного мышления, которое отождествляло слово, действие и вещь и повторяло свои представления в поливариантных друг другу формах. То есть синкретизм для нее - это не первоначальная слитность всех проявлений человеческой культуры, а мышление тождеством, семантически приравнивающее речь, действие и вещь, что создает возможность их симбиоза: "Ритмические акты словесные и действенные идут параллельными друг другу рядами, интерпретируя одинаковой семантикой одинаковые впечатления действительности…".
Многое в особенностях первобытного мышления объясняется при изучении мифа и ритуала, которые являются господствующими компонентами первобытной культуры. По определению О.М. Фрейденберг, миф - это образное представление в форме нескольких метафор, где "нет логичной каузальности, и где вещь, пространство, время понятны ее" нерасчлененно и конкретно, где человек и мир, субъект и объект едины". Миф пронизывает всю первобытную жизнь, мифом являются и вещи, и действия, и речь, и боги.
Поскольку сознание первобытного общества оперирует одними повторениями и тождествами, оно ставит знак равенства между тем, что происходит во внешнем мире и в жизни самого общества; переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом. Человек есть природа, его жизнь - повторение космических действ. Производство, акты труда, биологические моменты - все интерпретируется космогонически и соответственно воспроизводится в действии.
О своеобразном синкретизме первобытного мышления пишет и А.А. Формозов в книге "Очерки по первобытному искусству". Он говорит о том, что синкретизм первобытного мышления включает в себя и элементы религии, и элементы реального опыта. В сознании палеолитического человека не могла еще произойти дифференциация особой религиозной сферы и сферы искусства. "Сознание людей эпохи камня представляло собой сплав, сложное переплетение ошибочных и верных посылок, охотничьей магии и положительных знании, подсказанных практикой, производством".
При этом автор подчеркивает, что это синкретическое единство по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось, походило все-таки на искусство.
Также о нерасчлененности первобытного сознания говорит и С.А. Токарев. Такая нерасчлененность, по его мнению, составляет наиболее заметный и существенный признак первобытной культуры. Первобытное искусство пронизано магическими представлениями. Музыка, пляски, театральные действа непосредственно связаны с трудовой деятельностью, охотой, войной. "Нерасчлененность первобытного общественного сознания была закономерным порождением нерасчлененности самого общественного бытия".
Тем не менее, существует ряд точек зрения, согласно которым к понятию первобытного синкретизма необходимо относиться критически. Сторонником таких взглядов является А.Ф. Еремеев. В своей работе "Первобытная культура: происхождение, особенности, структура" он определяет теорию первобытного синкретизма как неясную и произвольную в самих своих основаниях. "Теория синкретизма в любом своем виде смешивает методологические карты, как конкретных наук, так и следующих из них интегралов, и человеческая история начинает напоминать диффузные беспорядочные движения без каких-либо качественно определенных образований типа бытие, сознание, культура, религия, искусство".
Материальная культура первобытного общества
Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тысяч лет тому назад. Некоторые ученые отодвигают эту границу до 80 тысяч лет. Тем не менее, где-то в тех временных границах начинается становление и развитие социума - существа социального. Для его деятельности, образа жизни присущ синкретический характер, органическая слитность материальных и духовных деяний. Остановимся на тех аспектах становления древнего человека, которые связаны с изготовлением и использованием простых орудий труда, появлением видов хозяйственной деятельности и формированием повседневных условий жизни. На начальном этапе используются, прежде всего, каменные орудия, поэтому этот период называют каменным веком.
Основные периоды каменного века:
Палеолит - (гр. palaios древний + гр. lithos камень) - это начальный древнейший этап рассматриваемого века, когда люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства - камни, палки. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Завершается палеолит - 35 - 33 тысячи лет до рождения Христа.
Мезолит - (гр. mesos средний, промежуточный + гр. lithos камень) - эпоха каменного века между палеолитом и неолитом. Человек того времени применяет микролиты (миниатюрные каменные орудия) и отбитые рубящие орудия. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы - дерево, кость, кожа и т.д. Тогда появились лук и стрелы. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.
Неолит - (гр. neos новый + lithos камень) - завершающий период каменного века, когда заканчивается использование каменных орудий труда. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике. Это время совершения "неолитической революции", связанной с началом развития скотоводства и земледелия. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие - семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6 - 4 тысячелетиями до нашей эры.
Энеолит - (лат. aeneus медный + lithos камень) - меднокаменный век, время перехода от камня к бронзе: каменные орудия вытесняются медными и бронзовыми. Датируются 4 тысячелетием до нашей эры.
Энеолит сменяется бронзовым веком. С конца 4 тысячелетия до нашей эры.
Далее следует железный век, завершающий первобытную и раннеклассовую историю человечества.
Возникновение материальной культуры связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием орудий труда. Их было два вида:
- первичные - палка, камень, копье, дубина и т.п., с помощью которых добывалась пища;
- вторичные - с помощью которых создавались первичные орудия; обработанный камень, с помощью которого можно было сделать заостренную палку, копье и др.
Вторичные орудия составляют ту специфическую искусственную среду, которая создается не природой, а человекообразным существом и являет собою начало возникновения культуры.
Первые каменные орудия труда - это расколотая галька, затем появляются грубо заостренные крупные рубила. В гальке предок человека нашел то вещество природы, с помощью которого можно было воздействовать на другие вещества, изменять их. Только камень обладал твердостью и весом, качествами, нужными для обработки дерева, кости и других предметов, а также для добывания пищи.
Первым способом изменения естественной формы камня, приспособления его для "работы", был удар. Среди пород камня предпочтение давалось кремню, а при отсутствии - применялись риолит, базальт, порфир и другие.
Орудия из камня найдены на территориях Франции, Бельгии, Англии, Алжира, Индии, Вьетнама, Армении, Узбекистана, Южного Казахстана, Сибири и других районов.
Какие орудия труда изготовлялись из камня?
Первыми делались так называемые галечные орудия труда. Форма у них шаровидная, яйцевидная, дисковая. Использовались для разбивания орехов, размельчения и растирания твердых плодов, а также в качестве метательных снарядов.
Другие - последующие орудия труда - кремневые рубила - производились путем заострения рабочего конца орудия.
Постепенно круг расширяется: делаются ножи, скрепки, резцы, проколки. С совершенствованием техники обработки изготавливаются топоры, наконечники, сверла, серпы и т.д.
Для обработки камня кроме удара применяется огонь (нагреваются заготовки на углях, потом обрабатываются). Затем - сверление, для изготовления бус и поделок из камня, пиление, шлифовка и полирование, точечная техника для выдалбливания каменных ступок и других целей.
С расширением технических приемов обработки появляется большая мускульная сила, особенно - сила кистей рук. Мустьерский человек (периода среднего палеолита, времени максимального оледенения Европы), по мнению ученых, проводивших модельный эксперимент, обладал силой сжатия пальцев превосходившей среднюю силу кисти современного человека в 6 - 7 раз.
Будучи сильным человеком той эпохи он применял самые разные приемы обработки, техники, в том числе давления, с силой нажатия до 150 кг.
Он совершенствовал орудия труда:
монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес, делал кремневые орудия "гигантолиты", достигавшие веса до 8 кг. Вероятно, их использовали для разрушения, разбивания костей мамонта;
совершал и "тонкую работу", делал микролиты, вес которых исчислялся граммами.
Развитие техники проявляется и в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали, делались из дерева, кожи, кости, камня и даже вяжущих веществ.
Важная особенность развития техники заключалась в росте механической мощности орудий: человек постоянно искал способы повышения силы физического воздействия:
а) увеличивал вес ударных орудий;
б) землевладельцы древней Океании, например, улучшили землекопалку, изготовляя ее с уступом из крепкого древесного сука; при работе нажимал на уступ ногой, используя вес тела;
в) применял рычаг;
г) применял отдельные бревна, плоты, долбленые лодки в качестве транспортного средства, ускорял возможности передвижения.
Миф как форма культуры. Миф и магия
В обыденном сознании слово "миф" ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое - неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А, во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
Информация о работе Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм