Специфика культуры первобытного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:18, доклад

Краткое описание

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens). Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру.
Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:
медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
приверженность существующим образцам поведения;
господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

Вложенные файлы: 1 файл

4.Специфика культуры первобытного человека..docx

— 17.88 Кб (Скачать файл)

Мировая культура берет свое начало в первобытном  обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens). Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру.  
Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно: 

  • медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
  • ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
  • приверженность существующим образцам поведения;
  • господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
  • отсутствие письменности.

 
Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены: 

  • охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
  • изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе. 

 
Существенным проявлением синкретизма  первобытной культуры стала и  нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму. 
 
Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на: 

  • эпоху родового стада;
  • эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
  • эпоху военной демократии.

 
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на: 

  • каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
  • железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры. 

 
Духовная культура первобытных собирателей  и охотников включала в себя: 

  • первоэлементы морали;
  • мифологическое мировосприятие;
  • ранние формы религии;
  • ритуальное обрядовое действо и начальное пластическое изобразительное творчество.

 
Главным условием начала культурного  процесса явился язык. Он формирует важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение.  У древнего человека  начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами.  
Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу.  
 
В первобытной культуре сферу «идеального» образовывало мифологическое мировосприятие, которое обусловливалось отношением человека к природе. Наш предок был слаб перед лицом могущественной и властвующей над ним силой природы. Это рождало у человека страх и поклонение ей.  
Как было отмечено выше, первоначальными формами религии являлись: 

  • тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;
  • анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
  • фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
  • магия - вера в действенность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). 

 
Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям, успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов.  
 
Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления. Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.


Информация о работе Специфика культуры первобытного человека