Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить развитие концертной деятельности и современное состояние шоу-бизнеса в России.
2. Рассмотреть специфику подготовки и проведения концертной программы.
3. Провести анализ концертной деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации концертной деятельности на фестивале.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5
1.1 Современное состояние отечественного шоу-бизнеса 5
1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14
1.3 Особенности подготовки и проведения концертной программы 24
Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33
2.1 Общая характеристика концертного агентства «Мельница» 33
2.2 Анализ концертной программы фестиваля «Пикник Афиши» 35
2.3 Совершенствование организации концертной деятельности 41

Вложенные файлы: 1 файл

Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.doc

— 677.00 Кб (Скачать файл)

Развивается коррумпированность средств массовой информации, что сильно влияет на качество музыкального контента. Проплаченные эфиры, заказные статьи, постановка в эфир по прайс-листу - все это привело к тому, что людям приходилось либо полагаться на собственный вкус, либо сталкиваться с отсутствием альтернативы. По большому счету продюсеры, продвигая артиста на рынок поп-музыки, были заведомо уверенны, что успех обеспечен, так как у покупателей музыкальной продукции, особенно в провинции, выбора особого не было.

Ситуация стала меняться ближе к концу десятилетия. Проверенные способы раскрутки перестали работать. Возникли замкнутые, но довольно многочисленные сообщества меломанов со своими музыкальными пристрастиями: фанаты «Гражданской обороны», «Армия Алисы» или поклонники ДДТ. Кроме того, появились относительно неангажированные СМИ, радио «Максимум», например. Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела альтернативный плей-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние - организовала стадионный фестиваль «Максидром», который с тех пор проходит ежегодно.

 Окончательно переломил  ситуацию телеканал MTV. Его создатель  и идеолог Борис Зосимов оказался  человеком, который изменил музыкальную  индустрию в пост-советской России  полностью. Зосимов получил заранее  привлекательный брэнд, аудитория которого была заведомо внушительна. А условия западных владельцев торговой марки MTV были очень жестокими. При этом на канал можно было попасть любому и бесплатно, просто принеся клип на рассмотрение дирекции. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их песней «Убили негра». Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Главным правилом стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом, после чего ждать реакции публики и действовать дальше.

Если до «молодежной революции» 1960-х потребителями зрелищ являлись главным образом взрослые люди, то затем произошел резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия связана в основном с молодежной культурой.

С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса обозначились непростые взаимоотношения между коммерческими зрелищами и более культурными видами досуга: зрелища более демократичны, но гораздо менее способствуют развитию личности.

В XX веке шоу-бизнес решительно потеснил более элитарные виды искусства. Создалась ситуация, когда даже «высокое» искусство вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса: вряд ли какое-либо явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. будет замечено общественностью и получит признание, если оно не обретет форму шоу. По мнению многих деятелей от искусства, успешно встроившихся в эту систему, рыночные отношения – единственный способ «спасти» культуру.9

На современном этапе в отрасли шоу-индустрии происходит задействование новых каналов продвижения — появляется сеть Интернет, а также новый формат аудиозаписи — mр3, что приводит как к позитивным, так и негативным изменениям в этой сфере деятельности. К первым относятся: высокое качество звука, свобода выбора мелодий (пользователь скачивает лишь те треки, которые ему нравятся, и продюсер проекта лишается возможности продать песни «худшего» качества «в нагрузку»). К негативным — неограниченное копирование музыкальных файлов, уменьшение денежных оборотов музыкального бизнеса вследствие постепенного упразднения материальных носителей и многих других факторов».10

Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ – News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Поскольку шоу-бизнес требует исключительно больших затрат на рекламу, в этой отрасли очень высока концентрация производства. Так, в мировой индустрии звукозаписи абсолютными лидерами является «большая пятерка» – американские фирмы Sony, Universal и Warner, английская EMI и германская BMG. Это пять крупнейших производителей фонограмм, так называемые «мэйджоры», контролируют более 70% мирового рынка. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.

Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц.

Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной и иной зрелищной продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003.11

Таким образом, шоу-бизнес имеет достаточно продолжительную историю как в мире, так и в России. Можно выделить несколько этапов развития, связанных со спецификой отрасли: возникновение шоу-бизнеса как предпринимательской деятельности, выделение института продюсерства, нахождение инновационных методов раскрутки артистов, возникновение развитой инфраструктуры бизнеса, что вызвало появление конкуренции. На современном этапе российский шоу-бизнес во многом уступает западному. Существуют проблемы относительно законодательства в области авторского права, пиратство, низкое качество музыкальной продукции, недостаточный культурный уровень населения для восприятия более сложного и высококлассного музыкального материала.

 

1.2 История развития  и классификация концертной деятельности

 

Концерт - один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят своё выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него. Концерт (от латинского concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.12

Понятие «концерт» пришло из арсенала музыкальных терминов. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона толкует его следующим образом: «Музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения...»13

 Само слово концерт  возвращает нас в античность. Предшественниками концерта можно  считать разного рода состязания древней в Древней Греции и Древнем Риме. Наряду с спортивными состязаниями, демонстрирующими красоту и выносливость человеческого тела, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом.

В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами14. С конца XVIII века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов — любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными. Дивертисменты родились в конце XVIII века и длительное время существовали под эгидой театра.

Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафе-шантанов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

В середине 20-х годов XIX века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александрийском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. Именно антракт приучал к соседству разнообразие жанров. На суд зрителя выносились лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно преобразовывался, в новую форму искусства — концерт.

С приходом в нашу жизнь нового вида искусства – концерт, неразделимо связано и новое слово «вокзал», которое на сегодня утратило своё первоначальное значение, но которое по-прежнему является неотъемлемой частью истории. В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. Большой популярностью пользовался Павловский вокзал – излюбленное место отдыха жителей столицы, где были построены концертная и танцевальная эстрада. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.15

С сороковых годов XIX века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду, а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танцах, песнях, обрядах, некоторых областей России. В вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку.

Новый вид искусства развивался в демократическом направлении, чем не мог не вызвать недовольство властей, и как следствие «контроль равноценный запрету». Вышедший в 1862 году циркуляр окончательно подчинил концертное дело высочайшему контролю, что не могло не сказать на истории развития концертного искусства. Новый вид искусства, который казалось начал с успехом закрепляться на эстрадных подмостках, вновь становиться принадлежностью ресторанов и кафешантанов.

В 20-е – 30 – е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.

В советское время образовалась система под эгидой министерства культуры входили «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа.16

Сегодня концерт стал самостоятельным явлением искусства, поражая зрителя многоликостью и разнообразием. Он вобрал в себя разные жанры, появившиеся в его предыстории: от серьезной — камерной и симфонической музыки до жанров эстрадных — развлекательных.

Изучая концерт как особую организационно – художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально – культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Основными чертами концертной деятельности являются:

  • жанровое многообразие исполняемых номеров;
  • количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;
  • тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и так далее);
  • время и аудитория концерта.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии»: «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». 17

Тем не менее, необходимо отметить, что организационное деление концертного исполнительства на указанные три раздела в определенное мере соответствует и его делению с позиции современного искусствоведения. Знание ее жанрового содержания необходимо, в первую очередь для понимания как сути концертного творчества, так и технологии организации концертов. Ибо проблемы развития тех или иных жанров концертной деятельности, финансирования, планирования и учета различных направлений концертного творчества оказываются неразрывно связанными с проблемами изучения и систематизации жанровой спецификации репертуара, уточнения понятийного аппарата, глубокого понимания организационных и экономических условий проведения концертов.

Информация о работе Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе