Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:42, реферат
Целью настоящей работы является анализ культурной ситуации XIX века, определение основных стилей искусства, особенностей философско-мировоззренческих направленностей этого периода.
В соответствии с настоящей целью были выделены основные задачи работы:
•проанализировать социально-культурные особенности культурного состояния и его динамику в XIX веке;
•рассмотреть основные стили искусства XIX века, определив, исходя из рассмотренного особенности изменений мировоззрения.
Введение
Глава 1. Век утраченных идеалов
1. Общекультурные и мировоззренческие особенности XIX века
2. Новые философские концепции
Глава 2. Романтизм и реализм как явления культуры XIX века
2.1. Предпосылки возникновения романтизма
2.2. Основные принципы романтизма
2.3. Особенности литературы
Заключение
Список использованной литератур
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
Кафедра философии
Реферат на тему: Специфические особенности культуры ХIХ века
Выполнил: студентка «701Б» группы |
Тюмень – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Век утраченных идеалов
Глава 2. Романтизм и реализм как явления культуры XIX века
2.1. Предпосылки возникновения романтизма
2.2. Основные принципы романтизма
2.3. Особенности литературы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с середины XIX
в. в философской и социально-
Целью настоящей работы является анализ культурной ситуации XIX века, определение основных стилей искусства, особенностей философско-мировоззренческих направленностей этого периода.
В соответствии с настоящей целью были выделены основные задачи работы:
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются общекультурные и мировоззренческие особенности XIX века, проводится анализ причин изменения культурной ситуации, в третьем дается обзор основных культурных достижений, стилей сформировавшихся и развивавшихся в XIX веке, рассматривается их влияние на современную культуру, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.
ГЛАВА 1. ВЕК УТРАЧЕННЫХ ИДЕАЛОВ
1.1 Общекультурные и мировоззренческие особенности XIX века
XIX век - век разочарований в идеалах века ХVIII. Упование на разум, попытка воплотить в жизнь общественный идеал, основанный на рациональных принципах, обернулось террором Великой французской революции, которая так и не привела к торжеству свободы, равенства и братства.
Традиционная буржуазная идеология провозгласила идеал свободного человека, который прокладывает себе дорогу в жизнь, используя природную сноровку, личную инициативу, напористость. На этой основе формировались представления о свободе, которая понималась как отсутствие внешних социальных ограничений для активности индивида. В качестве мотива такой деятельности выступал идеал свободного предпринимательства, накопительства, собственного бизнеса. Такой чисто индивидуалистический жизненный идеал пронизывал буржуазную идеологию ХVIII века. Эти идеи и стимулировали общественную активность, в их русле вырабатывались буржуазные социальные и нравственные ценности. Но в ХIХ веке этот идеал был претворен в жизнь, в реальности он оказался не столь привлекательным, как представлялось мыслителям ХVIII в., ибо идеал разумного, инициативного индивида воплотился в образе самодовольного буржуа.
Складывание нового типа
национального
Промышленная революция, которая обещала прогресс и процветание, превратила человека в часть механизма. Несмотря на очевидный прогресс, увеличение производительности труда, человек не обрел возможностей для личностного выражения. Технический прогресс оказался обмененным на человеческую индивидуальность, на целостность человеческой личности. Детище эпохи Разума - наука - оказалась враждебной человеку, ибо ее достижения не изменили сущность человека к лучшему.
Революция 1848 года, которая воочию показала, что ни о какой свободе и равенстве и речи быть не может, смела последние иллюзии в отношении эпохи разума. Культурные доминанты XIX века непонятны, если не обращаться к характеристикам основных приоритетов культуры XVIII в., которые столь активно переосмысляются и отрицаются культурой последующего времени.
Ведущей темой буржуазной идеологии раннего периода было прославление разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Именно культ разума послужил идеологическим выражением оппозиции "неразумному" феодализму со стороны буржуазии. С ним было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику идеологии Просвещения.
Ее исходным тезисом было то, что человек сам по себе, по своим внутренним задаткам и способностям является разумным существом, которое может осознать собственные возможности и организовать общественный строй на рациональных началах. Само общество рассматривалось как воплощение в жизнь социальных идеалов, которые могут быть оценены с точки зрения их соответствия "истинной" природе человека. Поэтому, для организации "свободного" общества с точки зрения просветителей, люди должны иметь точные и ясные представления о подлинной природе человека, выявление которой они и считали своей задачей. Мышление ранних буржуазных идеологов было проникнуто оптимизмом, сознанием интеллектуального миссионерства: оно рисовало перспективу восхождения к счастью на основе прогресса науки, техники и просветительской деятельности.
1.2. НОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Традиционным стало убеждение в том, что человек способен познать природный и общественный мир. Отсюда задача философии понималась как выяснение и объяснение людям их способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы, выработка методов такого познания, успехи которого и должны были разрушить традиционное невежество и тем самым ликвидировать социальную несправедливость и тирании. Лозунг "знание - сила" и стремление такое знание получить объединяли мыслителей различных философских направлений. Таков внутренний пафос взглядов Бэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Канта, Гегеля. Несомненный, безмятежный рационализм господствовал в западноевропейском сознании до середины XIX века, черпая свой оптимизм, находя подтверждение своей истинности в рационалистической философии XVIII века.
XIX век, разочарованный в ценностях эпохи разума, пытается выразить это разочарование, переосмысливая ценности, противопоставляя рационалистической философии новые философские концепции. Немецкий классический идеализм, столь популярный в начале XIX века сменяется другими философскими направлениями. Теперь Гегель становится символом ненавидимой цивилизации разума, ибо разум теперь осознается как создатель идеологии обмана. Именно в это время в философии совершается ряд "философских революций", бунтов против рационалистических концепций, попытки создания философии, исходящей из интересов индивида. С.Къеркегор, например, ставит под сомнение правомерность всякой рационалистической системы и выдвигает в качестве критерия философствования тесную связь с человеческим индивидом, его фактическими чувствованиями, настроениями, переживаниями, с «безысходной трагичностью человеческого существования».
Учения Гегеля отвергается
им за игнорирование жизненных
Взгляды Кьеркегора отразили глубокие сдвиги в самом характере философии XIX в. и общественном сознании в целом. Мыслителей этого периода объединяет враждебность по отношению к разуму, к рационалистическим системам, которые не способны ориентировать человека в сложном мире, поскольку исключают из своего рассмотрения существенные измерения его жизни. Если раньше гуманистические представления были связаны с культом знаний, возвеличиванием разума в противовес "темным" не проясненным предрассудкам и подсознанию, то теперь возникают формы своеобразного "иррационалистического гуманизма", апеллирующему именно к подсознанию.
Так, философские воззрения А.Шопенгауэра представляют одну из иррационалистических концепций XIX в.
В своем труде «Мир как воля и представление » он показывает, что царящая в мире воля исключает закономерность природы и общества и тем самым научного познания. Воля ничего не делает, но она сама себя обманывает, ставя перед собой цели, когда же они достигнуты, она их отбрасывает. Воля вовлекает и человека, приводя его к страданиям.
Страдание же человека неотвратимо, ибо человек порочен по природе, вечно страдает от дурных наклонностей, либо от скуки.
Неудовлетворенное желание – это страдание и мука, а удовлетворенная страсть порождает скуку.
Так жизнь человека качается подобно маятнику между страданиями и скукой. Высшее благо – это полное удовлетворение воли, но это невозможно, ибо только отсутствие желания является путем освобождения от мирового зла.
Реакция на спекулятивную философию не обязательно находит себя только в иррационализме.
Позитивизм, марксизм, антропологический материализм Фейербаха – реакция вполне в рационалистическом духе на философию XVIII в.
Так, позитивизм вообще отвергает теоретическую спекуляцию как средство получения знаний, отказывается от проблем, изучаемых прежней философией, таких как проблема бытия, причинности и т. п. Основоположник позитивизма О. Конт считал, что философия должна быть построена по образцу эмпирических наук, поэтому все научные законы и теории могут быть только обобщением эмпирических фактов, задача же науки – описание фактов.
Философию этого времени объединяет интерес к человеку, сочувствие к нему, попытка вернуть человеку целостность, уничтожить отчуждение.
Л. Фейербах в отличие от материалистов XVIII видит в человеке не механизм, машину, а рассматривает человека как психофизическое единство, единство души и тела.
Для K. Маркса классический идеализм представляется надстроечным явлением, в полной мере отражающим сущность буржуазных отношений. Бороться, по его мнению, нужно не опровергая одни философские концепции другими, а уничтожая те отношения, которые порождают эти концепции. Только уничтожив отчуждение труда, человек вновь обретает свою родовую сущность, что и приведет к гармонизации отношений человека с человеком, человека с природой, человека и общества.
Подытоживая, можно сказать, что для мыслителей XIX в. время, в котором они живут, представляется бездуховным и пустым, общество превращает человека в часть сложного общественного механизма, усредняя человека, лишая его индивидуальности, превращая его в объект манипулирования, неспособный отличать добро от зла.
Философская мысль этого периода ищет выход из такого положения, в котором оказался человек, она занята поиском новых идеалов, которые могут вернуть человеку смысл его существования.
Для них невозможно упрощенное представление о человеке, они решаются заглянуть в те сферы человеческого существа, куда не осмеливалась заглядывать философия разума.
ГЛАВА 2. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ХIХ ВЕКА
2.1. Предпосылки возникновения романтизма
XIX век осознает себя, прежде всего, в философии и литературе. Для философии этого периода свойственно стремление познать человека во всей его целостности, те же задачи ставит перед собой и литература. В искусстве XIX века возникает такое явление как романтизм.
Романтизм - широкое направление в культуре и искусстве, которому свойственно стремление к возвышенным ценностям, романтизм выражает потребность в ценностных параметрах человеческой жизни, гипертрофированную в условиях возникшего при капитализме вакуума.
Информация о работе Специфические особенности культуры ХIХ века