Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:51, контрольная работа
Темой своей контрольной работы я выбрала средневековую рыцарскую поэзию, а именно историю трубадуров и миннезингеров. Тема показалась мне достаточно интересной, так как в процессе своего обучения я не сталкивалась с подобными вопросами близко и сейчас хотела бы раскрыть их для себя подробнее.
При воспоминании о Средних Веках в голове всплывают картины могучих воинов, закованных в латы, с копьями наперевес, стремящихся на войну ради завоевания и порабощения или же ради любви прекрасной дамы. Этим воинам не страшны были никакие преграды, не было ничего сильнее, чем стремление добиться желаемого, и от этого тем более невероятен тот факт, что эти непобедимые герои могли всерьез увлекаться сочинением стихов и пением. Однако, углубившись в изучение темы, я поняла, что любовная лирика была в то время не просто увлечением или средством отвлечься от тягот военной службы, а неким пропуском в высшее общество, так скажем показателем того, что в человеке властвует куртуазный эстет.
Введение 3
Трубадуры 4
Миннезингеры 7
Заключение 11
Список литературы 12
Федеральное агентство по образованию
Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»
Кафедра философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Наименование специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Номер учебного плана-графика
Учебная дисциплина: Культурология
Номер группы: БУП-12
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Номер
варианта контрольной работы: Тема
4, п. 10: Средневековая рыцарская
Дата регистрации институтом «___» ___________ 20_ г.
Дата регистрации кафедрой «___» ___________ 20_ г.
Проверил:
(фамилия, имя, отчество преподавателя)
Оглавление
Введение 3
Трубадуры 4
Миннезингеры 7
Заключение 11
Список литературы 12
Темой
своей контрольной работы я выбрала
средневековую рыцарскую
При воспоминании о Средних Веках в голове всплывают картины могучих воинов, закованных в латы, с копьями наперевес, стремящихся на войну ради завоевания и порабощения или же ради любви прекрасной дамы. Этим воинам не страшны были никакие преграды, не было ничего сильнее, чем стремление добиться желаемого, и от этого тем более невероятен тот факт, что эти непобедимые герои могли всерьез увлекаться сочинением стихов и пением. Однако, углубившись в изучение темы, я поняла, что любовная лирика была в то время не просто увлечением или средством отвлечься от тягот военной службы, а неким пропуском в высшее общество, так скажем показателем того, что в человеке властвует куртуазный эстет.
В своей работе я раскрою основные определения терминов «трубадур», «миннезингер», разберу особенности их творчества, затрону тему социального и этического облика рыцарства как такового, а также тему появления и развития рыцарской поэзии в Средневековье.
Рыцарями (от нем. ritter – всадник) представители аристократического привилегированного сословия назывались в средневековой Германии, хотя первые рыцари, называемые шевалье, появились во Франции. Именно так франки, начиная с VIII в., называли воина, наделенного земельными угодьями за верную службу сеньору или королю. Таким образом, в средневековой Европе рыцарь – это воин, который обязательно является чьим-то вассалом и несет военную службу, как правило, в качестве конного воина.
Вплоть
до IX в. рыцари были исключительно военным
сословием, которое только в XI в. приобрело
аристократические черты: рыцари разбогатели
на службе у сеньора и во время
Крестовых походов приобрели
собственных вассалов, а главное,
приобщились к достижениям
Рыцарские добродетели включали верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, соколиную охоту, игру в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца. Именно эти добродетели составляли понятие куртуазности (от фран. court -двор), т. е. этикетного, правильного поведения рыцаря при феодальном дворе, фактически – соблюдения придворного этикета Зрелого Средневековья. В рыцарской культуре на первый план выходят личные достижения рыцаря, направленные на личные цели. И рыцарь куртуазного периода жаждал не только славы. Свои подвиги он совершал во имя Прекрасной Дамы, и служил ей верой и правдой не в меньшей степени, чем сеньору, женой которого она, как правило, была. Любовь к Прекрасной Даме не следовало скрывать, напротив, произносить изысканные комплименты и сочинять стихи, прославляющие несравненную Даму, – значило следовать куртуазному поведению. Куртуазная культура именно благодаря обращенности к личным качествам рыцаря и культу Прекрасной Дамы стала источником рыцарской литературы, в первую очередь, рыцарской лирики. [3]
С культа прекрасной дамы, собственно, и началась куртуазная поэзия. Она возникла в конце XI века в Провансе, принадлежавшем к числу наиболее развитых стран тогдашней Европы. Провансальская нация – первая из всех наций нового времени выработала литературный язык. Ее поэзия служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов. [4]
Здесь и звучали песни трубадуров, здесь охотно рассуждали о любви и ее природе, здесь складывались правила любовного служения, ставшего своего рода светской религией высшего круга.
Трубадуры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Их творчество охватывает период XI — XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, народном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании. Трубадуры активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. [6]
Слово «трубадур», по мнению большинства
историков, происходит от
В поэзии
трубадуров прекрасная дама заняла примерно
такое же место, какое в религиозной
поэзии средних веков отводилось
мадонне. Только мадонна царила на недосягаемых
небесах, в то время как прекрасная
дама являлась лучшим украшением земли
и царила в сердце влюбленного
поэта. Трубадуры дружно воспевали
ее красоту и благородство. Как
ювелир, любующийся редким собранием
драгоценных камней, возьмет то один
самоцвет, то другой, так и поэт в
стихотворении перебирает драгоценные
черты своей повелительницы. У
нее сверкающие золотом волосы, лучистые
глаза, лоб — «белизной превосходящий
лилеи», румяные щеки, красиво очерченный
нос, маленький рот, пурпурные губы,
руки с тонкими и длинными пальцами,
изящные брови, «зубы жемчуга
ясней» (Арнаут де Марейль и др.).
Поэту, лицезреющему такое совершенство,
даже кажется, что он пребывает в
раю (Понс де Кандюэль). Правда, это рай
особого рода, это рай куртуазный,
весьма далекий от призрачной обители
бесплотных духов, о которой тосковали
средневековые анахореты. Куртуазному
раю соответствует куртуазная теология,
не раз смущавшая суровых
Коль не от сердца песнь идет,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споет,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны —
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд. [4]
Каковы бы ни были социальные и философские истоки лирики трубадуров – это первая лирическая поэзия на одном из новых романских языков. Просуществовала лирика трубадуров условно около трехсот лет: первым трубадуром считается Гильем Аквитанский (1071-1127), а последним Гираут Рикьер (1254-1292). [3]
Если рассуждать об особенностях лирики трубадуров, то именно им приписывают создание своеобразной культуры любви. Доктрина куртуазной любви не только поднимала на высокий пьедестал прекрасную даму, но и от влюбленного требовала непрерывного совершенствования. В связи с этим апофеоз прекрасной дамы превращался в апофеоз земной любви, которая вырастала в могучую нравственную силу, призванную преобразить человека, приобщенного к ней. Для прославления этой «совершенной» любви поэт, естественно, использовал те понятия и речения, которые предлагали ему средине века. Религиозная и феодальная фразеология была вполне уместна там, где возникала атмосфера любовного служения. Поэт охотно признавал себя вассалом дамы. Своей «госпоже» он клялся в нерушимой «верности» либо, подчиняясь приказу амура, становился ее «пленником». Само собой понятно, что после смерти прекрасная дама возносится в горние сферы рая. Так, приближая прекрасную даму к сонму ангелов, провансальские поэты освящали куртуазную любовь, ставили ее по ту сторону греха и утверждали в качестве великого блага. И любовь прочно утвердилась в творениях трубадуров. Она преобразила суровую средневековую поэзию, заставив поэтов по-новому взглянуть на окружающий мир. Она обостряла чувство прекрасного. Никогда еще средневековые поэты не восторгались столь самозабвенно земной красотой. [4]
Особенности лирики трубадуров можно разделить на несколько основных позиций, которые позволяют в кратчайшие сроки получить представление о том, что же являлось основными вехами творчества куртуазных прованцев:
Во-первых, это стремление к земной радости, материальной красоте, но в то же время и к благородству чувств. "Радость", "молодость" и "мера" (т. е. гармония, благообразие, разумная форма всякого чувства и его проявления) постоянно встречаются в поэзии трубадуров.
Во-вторых, конечно же любовь, составляющая основную тему трубадурской поэзии, понимается ею как чувство, захватывающее всего человека, облагораживающее его и влекущее ко всему прекрасному и доблестному. Такова "истинная" любовь, противопоставляемая любви "глупой"), стремящейся только к чувственным наслаждениям. "Истинный" влюбленный, утверждают трубадуры, - не "знатный синьор" и не "дурной богач", а человек с благородной душой.
Кроме того, любовь, по мнению трубадуров, определяется личным свободным выбором, отрицающим сословные, церковно-феодальные узы. Вот почему весьма обычный мотив в трубадурской поэзии - то, что предметом любви является замужняя женщина, жена другого. В этом сказывается протест человеческого чувства против господствующего в аристократической среде того времени типа браков, при котором определяющим моментом были имущественные, родовые интересы родителей.
Еще один важный момент - это поэтические штампы: возникает подробнейший кодекс свойств, прав, обязанностей любящих, особенная номенклатура и фразеология для обозначения оттенков чувств и душевного состояния влюбленных. Любовь делалась своего рода "наукой". Согласно этой схеме, любящий робок, бледен, должен скрывать свое чувство от ревнивого мужа, как и от злых доносчиков, врагов истинной любви. Возлюбленная тоже идеализируется. Она ставится им на пьедестал как средоточие всех добродетелей - "прекрасная дама", своего рода земное божество.
По своему строению произведения трубадуров были весьма разнообразны. Стремясь всемерно расширять метрические и строфические возможности поэзии, трубадуры вместе с тем все-таки тяготели к «твердым» каноническим формам, в которые, плотно облекались их творения, в связи с этим сейчас мы можем увидеть четко различаемые жанры лирики трубадуров XI-XIII веков:
Канцона отличалась изысканностью строфического построения и заканчивалась обращением к самой даме, часто называемой через условно поэтическое имя «Очей отрада», «Донна», «Надежда Живая», «Лучшая из Донн» и пр., в отличие от близкого к ней жанра – послания, завершаемого обращением к гонцу, который должен был донести слова любви до далекой возлюбленной. С точки зрения верности высокой, идеальной любви образцовым трубадуром может выступать Джуафре Рюдель (ок. 1140-1170), согласно вымышленной биографии, влюбившийся по слухам о красоте и добродетели в графиню Триполитанскую и присоединившийся к Крестовому походу только из желания увидеть ее. Один из графов Блаи, дома к которому принадлежал Джуафре Рюдель, действительно участвовал во Втором Крестовом походе. Все остальное: смерть на руках у возлюбленной, впервые увидевшей своего обожателя, ее монашеский постриг могло быть вымышлено «биографами». Однако сам характер вымысла указывает на настойчивое стремление утвердить и поэтизировать идеал высокой чистой любви. Вместе с тем, обременительность оков куртуазной любви выражалась в жанре комджаты – песни расставания, в которой рыцарь, сетуя на холодность или капризы дамы, просил его освободить от клятвы любви и верного служения.
Низкой, «глупой» любви соответствовал жанр пасторелы – лирической пьесы, изображающей встречу рыцаря и пастушки на лоне цветущей майской природы, эта встреча могла закончиться или сладостным соединением рыцаря и пастушки или вмешательством друга или жениха хорошенькой поселянки, который с ватагой дружков прогоняет сластолюбивого рыцаря.
Эмблемой провансальской лирики, воплощением ее поэтичности и строфической изощренности стал однако жанр альбы – «песни рассвета», разрушающей идеал куртуазной любви, поскольку альба изображала свидание рыцаря и дамы, прерываемое предупреждением оруженосца о наступающем рассвете и необходимости соблюдать осторожность.
Информация о работе Средневековая рыцарская поэзия: трубадуры и минезингеры