Средневековая рыцарская поэзия: трубадуры и минезингеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Темой своей контрольной работы я выбрала средневековую рыцарскую поэзию, а именно историю трубадуров и миннезингеров. Тема показалась мне достаточно интересной, так как в процессе своего обучения я не сталкивалась с подобными вопросами близко и сейчас хотела бы раскрыть их для себя подробнее.
При воспоминании о Средних Веках в голове всплывают картины могучих воинов, закованных в латы, с копьями наперевес, стремящихся на войну ради завоевания и порабощения или же ради любви прекрасной дамы. Этим воинам не страшны были никакие преграды, не было ничего сильнее, чем стремление добиться желаемого, и от этого тем более невероятен тот факт, что эти непобедимые герои могли всерьез увлекаться сочинением стихов и пением. Однако, углубившись в изучение темы, я поняла, что любовная лирика была в то время не просто увлечением или средством отвлечься от тягот военной службы, а неким пропуском в высшее общество, так скажем показателем того, что в человеке властвует куртуазный эстет.

Содержание

Введение 3
Трубадуры 4
Миннезингеры 7
Заключение 11
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Культурология.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет  экономики и управления – «НИНХ»

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Наименование  специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 

Номер учебного плана-графика 

Учебная дисциплина: Культурология

Номер группы: БУП-12

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Номер варианта контрольной работы: Тема 4, п. 10: Средневековая рыцарская поэзия: трубадуры и миннезингеры

Дата  регистрации институтом «___» ___________ 20_ г.

Дата  регистрации кафедрой «___» ___________ 20_ г.

Проверил:  

(фамилия,  имя, отчество  преподавателя)

 

 

Оглавление

Введение 3

Трубадуры 4

Миннезингеры 7

Заключение 11

Список литературы 12

 

 

 

Введение

 

Темой своей контрольной работы я выбрала  средневековую рыцарскую поэзию, а именно историю трубадуров и  миннезингеров. Тема показалась мне  достаточно интересной, так как в  процессе своего обучения я не сталкивалась с подобными вопросами близко и сейчас хотела бы раскрыть их для себя подробнее.

При воспоминании о Средних Веках  в голове всплывают картины могучих воинов, закованных в латы, с копьями наперевес, стремящихся на войну ради завоевания и порабощения или же ради любви прекрасной дамы. Этим воинам не страшны были никакие преграды, не было ничего сильнее, чем стремление добиться желаемого, и от этого тем более невероятен тот факт, что эти непобедимые герои могли всерьез увлекаться сочинением стихов и пением. Однако, углубившись в изучение темы, я поняла, что любовная лирика была в то время не просто увлечением или средством отвлечься от тягот военной службы, а неким пропуском в высшее общество, так скажем показателем того, что в человеке властвует куртуазный эстет.   

В своей  работе я раскрою основные определения  терминов «трубадур», «миннезингер», разберу особенности их творчества, затрону тему социального и этического облика рыцарства как такового, а также тему появления и развития рыцарской поэзии в Средневековье.

 

 

Рыцарями (от нем. ritter – всадник) представители  аристократического привилегированного сословия назывались в средневековой Германии, хотя первые рыцари, называемые шевалье, появились во Франции. Именно так франки, начиная с VIII в., называли воина, наделенного земельными угодьями за верную службу сеньору или королю. Таким образом, в средневековой Европе рыцарь – это воин, который обязательно является чьим-то вассалом и несет военную службу, как правило, в качестве конного воина.

Вплоть  до IX в. рыцари были исключительно военным  сословием, которое только в XI в. приобрело  аристократические черты: рыцари разбогатели  на службе у сеньора и во время  Крестовых походов приобрели  собственных вассалов, а главное, приобщились к достижениям цивилизации  Ближнего Востока, значительно опередившего в культурном отношении Западную Европу. Если в период Раннего Средневековья  идеальным рыцарем был, прежде всего, искусный воин, преданно служащий королю и Отчизне, то в XII-XIII вв. рыцарский идеал приобретает этический характер, причем, этическое в данном случае неотделимо от эстетического.

Рыцарские добродетели включали верховую езду, фехтование, владение копьем, плавание, соколиную охоту, игру в шашки  или шахматы, умение слагать стихи  в честь дамы сердца. Именно эти  добродетели составляли понятие  куртуазности (от фран. court -двор), т. е. этикетного, правильного поведения рыцаря при  феодальном дворе, фактически – соблюдения придворного этикета Зрелого  Средневековья. В рыцарской культуре на первый план выходят личные достижения рыцаря, направленные на личные цели. И  рыцарь куртуазного периода жаждал не только славы. Свои подвиги он совершал во имя Прекрасной Дамы, и служил ей верой и правдой не в меньшей  степени, чем сеньору, женой которого она, как правило, была. Любовь к Прекрасной Даме не следовало скрывать, напротив, произносить изысканные комплименты и сочинять стихи, прославляющие несравненную Даму, – значило следовать куртуазному поведению. Куртуазная культура именно благодаря обращенности к личным качествам рыцаря и культу Прекрасной Дамы стала источником рыцарской литературы, в первую очередь, рыцарской лирики. [3]

С культа прекрасной дамы, собственно, и началась куртуазная поэзия. Она возникла в  конце XI века в Провансе, принадлежавшем к числу наиболее развитых стран  тогдашней Европы. Провансальская нация – первая из всех наций нового времени выработала литературный язык. Ее поэзия служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов. [4]

Здесь и звучали песни трубадуров, здесь охотно рассуждали о любви и ее природе, здесь складывались правила любовного служения, ставшего своего рода светской религией высшего круга.

Трубадуры

 

Трубадуры (фр. troubadours, окс. trobador) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Их творчество охватывает период XI — XIII веков, его расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, народном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании. Трубадуры активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. [6]

  Слово «трубадур», по мнению большинства  историков, происходит от окситанского  глагола trobar, означающего «сочинять», «изобретать» и «находить». Как считают исследователи провансальской поэзии, это довольно точно описывает творческий процесс стихотворца-трубадура, находящего верное слово и изобретающего новую рифму.

В поэзии трубадуров прекрасная дама заняла примерно такое же место, какое в религиозной  поэзии средних веков отводилось мадонне. Только мадонна царила на недосягаемых небесах, в то время как прекрасная дама являлась лучшим украшением земли  и царила в сердце влюбленного  поэта. Трубадуры дружно воспевали  ее красоту и благородство. Как  ювелир, любующийся редким собранием  драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в  стихотворении перебирает драгоценные  черты своей повелительницы. У  нее сверкающие золотом волосы, лучистые глаза, лоб — «белизной превосходящий  лилеи», румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпурные губы, руки с тонкими и длинными пальцами, изящные брови, «зубы жемчуга  ясней» (Арнаут де Марейль и др.). Поэту, лицезреющему такое совершенство, даже кажется, что он пребывает в  раю (Понс де Кандюэль). Правда, это рай  особого рода, это рай куртуазный, весьма далекий от призрачной обители  бесплотных духов, о которой тосковали  средневековые анахореты. Куртуазному  раю соответствует куртуазная теология, не раз смущавшая суровых ревнителей церкви. Сам бог создает прекрасную даму. И создает ее из собственной  своей красоты (Гильем де Кабестань). Прославленному трубадуру Пейре  Видалю даже кажется, что, глядя на даму, он видит бога. Улыбка четырехсот ангелов  не может сравниться с улыбкой  любимой (Рамбаут д'Ауренга). А один из поэтов, имя которого до нас не дошло, так пленен несравненной женской  красотой, что не находит в сердце своем места для бога. Любовь собирает под своими священными знаменами  старопровапсальских поэтов. Она  одушевляет их и умножает их творческие силы. Недаром один из самых талантливых  трубадуров — Бернарт де Вентадорн  — заявлял:

Коль  не от сердца песнь идет,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споет,

Любви не зная совершенной.

Мои кансоны вдохновенны — 

Любовью у меня горят 

И сердце, и уста, и взгляд. [4]

Каковы  бы ни были социальные и философские  истоки лирики трубадуров – это  первая лирическая поэзия на одном  из новых романских языков. Просуществовала  лирика трубадуров условно около  трехсот лет: первым трубадуром считается  Гильем Аквитанский (1071-1127), а последним Гираут Рикьер (1254-1292). [3]

Если  рассуждать об особенностях лирики трубадуров, то именно им приписывают создание своеобразной культуры любви. Доктрина куртуазной любви не только поднимала на высокий пьедестал прекрасную даму, но и от влюбленного требовала непрерывного совершенствования. В связи с этим апофеоз прекрасной дамы превращался в апофеоз земной любви, которая вырастала в могучую нравственную силу, призванную преобразить человека, приобщенного к ней. Для прославления этой «совершенной» любви поэт, естественно, использовал те понятия и речения, которые предлагали ему средине века. Религиозная и феодальная фразеология была вполне уместна там, где возникала атмосфера любовного служения. Поэт охотно признавал себя вассалом дамы. Своей «госпоже» он клялся в нерушимой «верности» либо, подчиняясь приказу амура, становился ее «пленником». Само собой понятно, что после смерти прекрасная дама возносится в горние сферы рая. Так, приближая прекрасную даму к сонму ангелов, провансальские поэты освящали куртуазную любовь, ставили ее по ту сторону греха и утверждали в качестве великого блага. И любовь прочно утвердилась в творениях трубадуров. Она преобразила суровую средневековую поэзию, заставив поэтов по-новому взглянуть на окружающий мир. Она обостряла чувство прекрасного. Никогда еще средневековые поэты не восторгались столь самозабвенно земной красотой. [4]

Особенности лирики трубадуров можно разделить на несколько основных позиций, которые позволяют в кратчайшие сроки получить представление о том, что же являлось основными вехами творчества куртуазных прованцев:

Во-первых, это стремление к земной радости, материальной красоте, но в то же время и к благородству чувств. "Радость", "молодость" и "мера" (т. е. гармония, благообразие, разумная форма всякого чувства и его проявления) постоянно встречаются в поэзии трубадуров.

Во-вторых, конечно же любовь, составляющая основную тему трубадурской поэзии, понимается ею как чувство, захватывающее всего человека, облагораживающее его и влекущее ко всему прекрасному и доблестному. Такова "истинная" любовь, противопоставляемая любви "глупой"), стремящейся только к чувственным наслаждениям. "Истинный" влюбленный, утверждают трубадуры, - не "знатный синьор" и не "дурной богач", а человек с благородной душой.

Кроме того, любовь, по мнению трубадуров, определяется личным свободным выбором, отрицающим сословные, церковно-феодальные узы. Вот почему весьма обычный мотив в трубадурской поэзии - то, что предметом любви является замужняя женщина, жена другого. В этом сказывается протест человеческого чувства против господствующего в аристократической среде того времени типа браков, при котором определяющим моментом были имущественные, родовые интересы родителей.

Еще один важный момент - это поэтические штампы: возникает подробнейший кодекс свойств, прав, обязанностей любящих, особенная номенклатура и фразеология для обозначения оттенков чувств и душевного состояния влюбленных. Любовь делалась своего рода "наукой". Согласно этой схеме, любящий робок, бледен, должен скрывать свое чувство от ревнивого мужа, как и от злых доносчиков, врагов истинной любви. Возлюбленная тоже идеализируется. Она ставится им на пьедестал как средоточие всех добродетелей - "прекрасная дама", своего рода земное божество.

По  своему строению произведения трубадуров были весьма разнообразны. Стремясь всемерно расширять метрические и строфические возможности поэзии, трубадуры вместе с тем все-таки тяготели к «твердым» каноническим формам, в которые, плотно облекались их творения, в связи с этим сейчас мы можем увидеть четко различаемые жанры лирики трубадуров XI-XIII веков:

Канцона отличалась изысканностью строфического построения и заканчивалась обращением к самой даме, часто называемой через условно поэтическое имя «Очей отрада», «Донна», «Надежда Живая», «Лучшая из Донн» и пр., в отличие от близкого к ней жанра – послания, завершаемого обращением к гонцу, который должен был донести слова любви до далекой возлюбленной. С точки зрения верности высокой, идеальной любви образцовым трубадуром может выступать Джуафре Рюдель (ок. 1140-1170), согласно вымышленной биографии, влюбившийся по слухам о красоте и добродетели в графиню Триполитанскую и присоединившийся к Крестовому походу только из желания увидеть ее. Один из графов Блаи, дома к которому принадлежал Джуафре Рюдель, действительно участвовал во Втором Крестовом походе. Все остальное: смерть на руках у возлюбленной, впервые увидевшей своего обожателя, ее монашеский постриг могло быть вымышлено «биографами». Однако сам характер вымысла указывает на настойчивое стремление утвердить и поэтизировать идеал высокой чистой любви. Вместе с тем, обременительность оков куртуазной любви выражалась в жанре комджаты – песни расставания, в которой рыцарь, сетуя на холодность или капризы дамы, просил его освободить от клятвы любви и верного служения.

Низкой, «глупой» любви соответствовал жанр пасторелы – лирической пьесы, изображающей встречу рыцаря и пастушки на лоне цветущей майской природы, эта встреча могла закончиться или сладостным соединением рыцаря и пастушки или вмешательством друга или жениха хорошенькой поселянки, который с ватагой дружков прогоняет сластолюбивого рыцаря.

Эмблемой  провансальской лирики, воплощением  ее поэтичности и строфической изощренности стал однако жанр альбы – «песни рассвета», разрушающей идеал куртуазной любви, поскольку альба изображала свидание рыцаря и дамы, прерываемое предупреждением оруженосца о наступающем рассвете и необходимости соблюдать осторожность.

Информация о работе Средневековая рыцарская поэзия: трубадуры и минезингеры