Сталин и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

После развала СССР и ликвидации советской системы прошло двадцать лет. Вроде бы нам подарили путь к «свободному» развитию страны, Православная Церковь получила дополнительные возможности, стали открываться новые храмы, приходы, монастыри и семинарии. И в то же время духовно-нравственная атмосфера становилась все хуже и хуже. В результате сегодня в душе у многих нарастает тревога за будущее. Правильно говорит известный православный старец, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры отец Герман (Чесноков): «Со всех сторон мрак сгущается».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Исторические подмостки.
Путь Вождя.
Вечная жизнь Иосифа Сталина:
Период с 1941 по 1953 год;
Период с 1953 по 1991 год;
Период с 1991 года по настоящее время.
Блаженная Матрона Московская и Иосиф Сталин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГОТОВО!.docx

— 57.91 Кб (Скачать файл)

   Мы не зря сказали, что данный  период является наиболее сложным  и наиболее важным. Ведь в это  время не только происходит  кардинальный перелом в отношениях  нашего Советского Государства  и нашей Русской Православной Церкви6. Именно в этом периоде следует искать главные предпосылки и корни нынешнего глубокого переосмысления нашим Духовенством личности Иосифа Сталина и его роли в Истории России.

      Вопрос об искренности сторонников положительного взгляда на И.В.Сталина в этот период остается открытым, и является весьма деликатным для церковного сознания. Можно предположить, что Духовные Пастыри Церкви Сталинского времени (люди, многие из которых прошли ссылки и лагеря, но не предали Веру) в своих положительных отзывах об И.В. Сталине были неискренни; что они "лицемерно лгали"  в угоду требованиям "мира сего" называли истину – ложью, лицемерно воспевая "тирана, погубившего миллионы". Но, заявляя, подобные вещи, мы ставим себя в очень не простую ситуацию. Так как подобная постановка вопроса, при её детализации, неизбежно влечет за собой переход разговора на конкретные личности. Личности, которые занимали высшие иерархические посты в среде духовества РПЦ и от которых имеет поставление весь епископат нынешней Русской Православной Церкви в России…

   Теперь к вопросу о том, какие  были основания для положительного  взгляда на И.В. Сталина в  среде Российского духовенства  в данный период.

      Во-первых, именно Иосиф Сталин, по факту, воссоздал нашу Русскую Православную Церковь. В этот период мы видим: признание Церкви атеистическим Советским Государством; покровительство и личная поддержка Церкви И.В.Сталиным; проведение Соборов 1943 и 1945 года; освобождение из тюрем/лагерей и прекращение открытых гонений на духовенство; разрешение служить; открытие храмов, монастырей, семинарий; издательская деятельность, внешнецерковная деятельность РПЦ МП – все это плод личных трудов Иосифа Виссарионовича, без него все этого просто бы не было.

   Во-вторых, Благодаря Иосифу Сталину  наша Родина, наш Русский Народ  одержал Победу в Великой Отечественной  Войне. Вермахт (нем. Wehrmacht, название  вооруженных сил фашистской Германии) и подразделения СС (нем. SS, сокр. от Schutzstaffeln – нацистские элитные  политические подразделения и  зондркоманды охранного и репрессивного  характера, ибо они находились  под личным командованием Гиммлера, руководителя Главным управлением  имперской безопасности) воевали  не с абстрактным коммунизмом.  Они воевали с конкретными  людьми. Они воевали с нашей  Родиной, они уничтожали наш  многонациональный Русский Народ.  Они уничтожали нашу Русскую Православную Церковь, поскольку Церковь – это, прежде всего, люди, которые миллионами гибли по вине фашистских агрессоров и всех тех, кто был на их стороне. Глубоко символично, что День Победы 1945 года совпал с днем Светлого Христово Воскресения – Пасхой Христовой. И что по всем храмам нашей Отчизны, вслед за "Христос Воскресе!" летело "С Днем Победы!". День Победы – это наш Русский Церковный Праздник, это наша малая Русская Пасха. И, слава Богу, что многие это прекрасно понимают!

   Следует понимать, что немцы открывали православные церкви на оккупированных территориях не из любви к Православию или к Русскому Народу. Они это делали исключительно для того, чтобы привлечь к сотрудничеству недовольных. Это отлично понимали и священство, и само население оккупированных территорий, и хотя открытие церквей принималось с радостью, но любвь к себе немецкие оккупанты не обретали! Напротив, в подавляющем своем большинстве верующие (в том числе и священники!) по мере своих сил помогали советским военнопленным и партизанам.

   Напомним, что репрессии на священство  в 1937 году, вопреки И.В.Сталину, снова начали комиссары в кожаных тужурках – коммунистические князьки на местах. За что, в конечном счете, и поплатились.

   "В-третьих, благодаря Иосифу  Виссарионовичу Сталину была  поднята из руин испепеленная войной Страна7 и создан Ядерный Щит8 нашей Родины, что в купе со Сталинской Армией в прямом смысле слова спасло нас от уничтожения "ядерной дубиной" США. А то, что вплоть до 1983 года США не оставляли попыток массированного ядерного нападения на нашу Родину – этого не скрывают даже сами американцы. В качестве примера можно посмотреть план "Dropshot" – операция ядерного нападения на СССР в конце 40-х. Все было подготовлено, проведение операции было отложено в последний момент по причине успешного испытания нашей ядерной бомбы. И такое балансирование на волоске от "ядерного апокалипсиса" продолжалось вплоть до 1983 года. Создав Ядерный Щит России И.В.Сталин третий раз стал тем человеком, руками которого Господь спас от физического уничтожения наш Русский Народ, а через это и нашу Русскую Православную Церковь.

   Вышеперечисленные факты отчетливо  осознавали многие пастыри и  архипастыри нашей Церкви того  времени. Поскольку не понаслышке  знали о реальности тех лет.  Многие были фронтовиками и  на опыте познали настоящую  любовь: что такое на деле полагать  душу свою за други своя. Многие  из священников той поры сами  были военными. А потому не  из книжек знали о реальности  того колоссального подвига, который  благодаря И.В.Сталина подъял  и совершил наш Великий Русский  Народ в 40-е годы XX века для спасения Отечества.

   Многих Священников той поры, которые, подобно Святителю Луке  Войно-Яссенецкому, открыто выказывали  свое почтение к Иосифу Сталину,  нам нынешним просто не понять. Подобные Истины, очевидные для большинства наших отцов-фронтовиков, для некоторых нынешних "богословов" – не более чем предрассудки.

   3.2. Период с 1953 по 1991 год

"После  моей смерти много мусора нанесут  на мою могилу, но придет время  и сметет его"

                                                                                           Иосиф Сталин

   Ключевой характеристикой данного  этапа можно назвать то, что  положительное отношение к И.В.Сталину  в среде нашего Российского  духовенства становиться более искренним и осознанным.

   После убийства И.В.Сталина его "соратниками", в стране возникает острая политическая борьба9, в результате которой по Божьему Попущению к власти в России приходят люди совершенного иного плана. С подачи нового генсека – Н.С.Хрущева, – который на XX-м (1956) и XXII-м (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой деятельности И.В. Сталина, в нашем Отечестве на Государственном уровне начинается антисталинская компания.

   Антисталинская компания произвела  двоякий эффект: с одной стороны,  та часть духовенства, которая  лицемерно воспевала Иосифа Сталина  и для которых положительное  отношение к Иосифу Виссарионовичу  было поверхностным, не глубоким, с приходом к власти Хрущева  очень быстро отказались от  своих "просталинских" взглядов. С другой стороны, та часть  духовенства нашей Церкви, которая искренне почитала Иосифа Сталина ещё более утвердились в своей позиции. Ведь "вера, – по выражению В.А.Солоухина10– что гвоздь. Чем больше по нему бьют, тем глубже входит". По течению плыть всегда легко, в 40-х годах быть сторонником И.В. Сталина было "сыто и безопасно". А вот при троцкисте Хрущеве, когда на "верных сталинцев" начались открытые репрессии, остаться "сталинистом" означало стать исповедником.

   В послехрущевский период в  высшем политическом руководстве  СССР к И.В.Сталину также относились  прохладно. Например, во всесоюзном  дворце съездов, где проходили пленумы ЦК, профиль Иосифа Сталина был снят и замен профилем Ф.Энгельса и К.Марса. А с началом перестройки вообще стали открыто звучать речи, что в проблемах социализма в СССР виноват Сталин11. Так что в период с 1953 до 1991 года не было внешнего фактора (со стороны представителей советской власти), который бы силой поддерживал положительный взгляд на Иосифа Сталина в среде Российского духовенства. Скорее даже наоборот. Что является веским основанием для того, чтобы говорить об искренности тех священников, которые положительно отзывались об И.В. Сталине в этот период. В качестве наиболее характерного примера такого искреннего отношение к И.В. Сталину можно привести Святителя Луку (Войно-Яссенецкого), которому принадлежат, уже ставшими крылатыми, слова об Иосифе Сталине: "Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как Православный Христианин и Русский Патриот низко кланяюсь Сталину".

   Наиболее знаменательным памятником  той эпохи является речь патриарха  Московского и всея Руси Алексия  I (Симанского) перед панихидой по  И.В.Сталине, сказанная в Патриаршем  Соборе в день его похорон  8-го апреля 1953 года. В этой речи  есть такие удивительные слова:

   «Великого Вождя нашего Народа, Иосифа Виссарионовича Сталина,  не стало. Упразднилась сила  великая, нравственная, общественная: сила, в которой Народ наш ощущал  собственную силу, которою он  руководился в своих созидательных  трудах и предприятиях, которою  он утешался в течение многих  лет. Нет области, куда бы  не проникал глубокий взор  Великого Вождя. <...> Как человек  гениальный, он в каждом деле  открывал то, что было невидимо  и недоступно для обыкновенного  ума. <...> Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.<...> собравшись для молитвы о нем, [мы] не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим Церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством. Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас. <...>. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память»12.

   Всякое древо познается по  плодам. Вкусив на опыте разницу  той жизни, которая была при  И.В.Сталине в послевоенные годы, с той, которая началась после  его смерти, многие пастыри начали  по-другому смотреть на И.В.Сталина.  В качестве примера можно привести  одного из старейших монахов-священников  Санкт-Петербургской Епархии –  игумена Ефстафия (Жакова), который,  как тогда, так и по сию  пору не скрывает своих взглядов13.

   Таким образом, ключевой характеристикой  данного этапа является то, что  положительное отношение к И.В.Сталину  в среде нашего Российского  духовенства становиться более  искренним и осознанным. Начинается  процесс духовного осознания  и осмысления роли Иосифа Сталина  в Истории России, которая (еще  раз повторимся) неслиянно, неизменно,  неразлучно, нераздельно соединяет  в себе Гражданскую и Церковную  сторону жизни Русской Нации  и всех народов, которые связали  свою судьбу с Россией (не  важно, Царского, Советского или  нынешнего образца).

3.3. Период с 1991 года по настоящее время

"Что  лучше: “деспотизм” сталинских  времен или демократия нашего  времени? Сталинизм, скажите, тот  же деспотизм, подавление свободы,  принижение личности. Либерализм, демократия  – значит полные права, полная  свобода всего и вся. – Нет,  господа! Перед жестокостью демократии  бледнеет всякий деспотизм"

                                                                           Священик Димитрий Дудко

   Либеральный погром нашего Отечества  в 90-х годах дал новый мощный  стимул для глубокого переосмысления в среде духовенства нашей Церкви личности И.В.Сталина и его роли в Истории России. Наиболее показательным в этом отношении является жизненный путь всемирно известного московского протоиерея, выдающегося Русского духовного писателя и мыслителя.Первоначально Отец Димитрий крайне негативно относился к И.В.Сталину, но погром нашей Родины 90-х побудил его серьезно подойти к изучению данного вопроса. Следствием чего стало его глубокое переосмысление личности Иосифа Сталина и его роли в Истории России.

   Вот стихи священника Дмитрия  Дудко, написанные им до "перестройки":

Я вас согласен почитать

И даже славить, но не в силах,

Когда слепая ваша рать

Гуляет буйно  на могилах.

Какой из ада  страшный плач

Несется: умерли в неверье 

И вы мне  кажетесь палач,

Их погубивший, самый первый.

   А вот другая цитата: «Он и  отец родной был. Заботился  о народе. Ну и как отец наказывал.  Сажал! А что, преступников  надо наказывать. Вот сейчас не  наказывают, и – видишь, что происходит. Грабят и убивают на каждом  шагу» 

   Обе эти цитаты принадлежат  Димитрию Дудко. Обе о Сталине.  Первая вышла из-под его пера  в 1944 году. Вторая – через 33 года – в 1997-м.

   Именно Отец Димитрий был одним  из первых священников нашей  Церкви, который в 90-е года начал  с амвона положительно говорить  о Сталине открыто проповедывать,  что "если с Божеской точки  зрения посмотреть на Сталина,  то это в самом деле был  особый человек, Богом данный, Богом хранимый", аргументировано писать о том, что Иосиф Сталин был верующим.

   Отношение русского православного  священства к Сталину несет  на себе черты тех же противоречий, которые мы наблюдаем сегодня  в обществе. В нем тоже нет  единодушия в оценках личности  вождя. Отец Димитрий Дудко  отнюдь не единственный защитник  Иосифа Сталина. Помимо отца  Димитрия Дудко, в нашей Церкви  есть немало других священников, которые не только не скрывают своего положительного взгляда на Иосифа Сталина, но и несут доброе слово о Сталине в народ. Например, священник Владимир Чащин, трудами которого был снят документальный фильм "Сталин. Разгром пятой колонны" – сам отец Владимир был диктором в этом фильме. Священник Роман Зеленский, который на Православном радио Санкт-Петербурга, в программе "пастырский час" неоднократно выступал с "Добрым словом о Сталине"14. Священник храма Святителя Николая в Хамовниках Александр Шумский и многие другие.

Информация о работе Сталин и церковь