Упражнение
5. Найдите примеры неоправданного
использования штампов и экспрессивных
средств, немотивированного употребления
нелитературной лексики, смешения разностильной
лексики и т.д. Где данные недочёты используются
как стилистический приём? Всегда ли этот
приём кажется Вам оправданным?
1.
В нашей группе есть ещё
такие студенты, которые запросто
могут пропустить не только
лекции, но и практические занятия,
ссылаясь на свою перегруженность.
Конечно, сейчас всем приходится
крутиться, подрабатывать. Но это
не освобождает нас от необходимости
вовремя сдавать зачёты, получать
удовлетворительные и хорошие
оценки на экзаменах. В свете
вышеуказанного посмотрите вовнутрь
себя, и вы поймёте, что я затронул
нашу насущную проблему. 2. Я очень
люблю наблюдать, как безмятежно
спит мой котёнок под лучами
тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким
клубочком на подоконнике. И я
решила наречь его Солнышком.
3. Совсем молодым человеком я
испытал потрясение, прочитав стихотворение
Твардовского «Я убит подо
Ржевом...». Это было в 1946 году. Позади
война, огонь и пепел, гибель друзей
и товарищей. А живые строки
эти звучат и поныне, звучат
в моей памяти, как завещание
неизвестного солдата, к чьей
могиле у Кремлёвской стены
мы несём цветы, и куда идут
юные пары в день бракосочетания,
чтобы почтить память отцов
и дедов своих, сложивших головы
за Отечество. 4. Павел решил разыскать
тех, кто в пламенные годы войны
вместе с оккупантами творил
свои грязные дела на территории
Украины. 5. Словно сговорились молодые
поэты бухаться на колени перед
родниками и речками своего
детства, иначе говоря, припадать
к истокам. Так и видишь здоровых
молодых людей, которые вдруг
хлопаются на землю и начинают
наперебой хвастать своей облегчённой
любовью к родным купелям, криницам,
сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня
возмущает повсеместная грубость
наших пассажиров. Многие запросто
могут толкнуть убелённого сединами
пенсионера. А можно вежливо спросить:
«Вы не вылазите на следующей
остановке?» 7. На одном из Канарских
островов я чаял лицезреть
аборигенов, от которых пошло
великое разнообразие ныне существующих
канареек. 8. Серёжка возомнил себя
самым умным и дружит теперь
только со всякой шпаной. 9. Давно
уже пора организовать учёт
средств в ЖСК по науке, а
не как бог на душу положит.
10. Нашей команде не впервой
нагонять упущенное. Хотя при
такой игре на это навряд
ли стоит надеяться. Опять же
защита у нас хромает. Пора
по-серьёзному отнестись к физической
подготовке каждого члена команды.
Упражнение
6. Прочитайте отрывки из школьных сочинений.
Выделите стилистические ошибки. Дайте
обоснованную характеристику этих ошибок.
1.
Природа с восторгом восприняла
известие, что князь Игорь бежал
из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь
текста, то сразу проникаешься
теми же чувствами, что и поэт.
3. Болконский храбро сражался
на войне, согласно желанию отца.
4. Мы счастливы, что можем свободно
петь, веселиться, писать, считать. 5. В.
Маяковский в своих произведениях
говорит о тружениках, своим трудом
преобразующих планету. 6. Каждый
человек хочет быть бесстрашным
гражданином своей Отчизны. 7. Пусть
всегда зеленеют поля и леса
и никогда не зеленеют мундиры
фашистских захватчиков. 8. Народ, движение
масс – вот локомотив истории,
и лучше встать на подножку
этого локомотива, чем соваться
под колёса. 9. Софья своими опустошительными
войнами совсем опустошила свою
страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая
в далёкой Сибири на строительстве
Байкало-Амурской магистрали, успешно
закончат начатое Павлом строительство
узкоколейки. 11. Жадность, накопительство
настолько разложили Плюшкина, что
хочется вымыть руки после
того, как прочитал о нём. 12. А.М.
Горький написал свой роман
Горького «Мать». 13. Герой романа
знал, что ценой своей жизни
спасает жизнь своим сослуживцам.
14. Отец попытался выбиться из
нужды, даже заимел киоск, но вскоре
его продал. 15. Не только в те
годы, но и сейчас «Как закалялась
сталь» Н. Островского пользуется
большим спросом у населения.
16. В 1812 году партизанами руководили
Денисов, Долохов и другие товарищи.
17. Будут у нас и новые дороги,
и новый клуб, и дома большие,
чистые, и вода горячая, и другие
удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе
«Вишнёвый сад» показал не
только людей двух разных классов,
но и новых, посредством которых
писатель обличал существующий
строй. 19. В романе с большой
обличительной силой раскрыто
растлевающее влияние на человека
крепостничества. 20. Мать решила
презентовать сыну старый отцовский
пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять
Веру, загоняет лошадь. 22. Павел ещё
пуще сплачивает друзей. 23. Шабашкина
не мучила своя собственная
совесть. 24. Все помещики – «мёртвые
души», поэтому за них начинают
говорить неодушевлённые предметы
– лицо, внутренний интерьер, усадьба.
25. Герой целеустремлённо стремится
к своей намеченной цели. 26. В
ледяной холод и стужу Павел
работает на этой стройке узкоколейки.
27. Жители города Калинова живут
однообразной, безрадостной жизнью...
Катерина заранее предчувствует
свою гибель. Она не может возвратиться
обратно в дом Кабановых и
лучше предпочитает гибель повседневной
обыденности безрадостной и тоскливой
жизни, в которой бесполезно пропадают
все благородные порывы её
возвышенной души. 28. Наружная внешность
героини достаточно привлекательна.
29. Мама попросила купить булку
хлеба и молока, а я все деньги
потратил на пирожные.
Упражнение
7. Прочитайте отрывки из газет, публичных
выступлений и других жанров публицистического
стиля. Выделите стилистические ошибки.
Дайте обоснованную характеристику этих
ошибок.
1.
В этом году театр намерен
показать три новые премьеры.
2. Любителей природы всегда восхищали
птичьи трели в наших лесах.
Но достаточно ли мы печёмся
о пернатых наших друзьях? В
мероприятиях по дичеразведению
важное значение имеют работы
по охране птиц в период
их размножения. Поэтому общество
охотников проводит работу по
истреблению хищных птиц и
зверей. 3. Наконец наступила долгожданная
весна, звенят ручьи, на улицах
проводятся весенние работы, повсюду
произведена подрезка зелёных
насаждений. 4. В дивизии давно
слышали о новых снайперских
винтовках, но так и не смогли
их заполучить. 5. С августа месяца
по сентябрь месяц нашим управлением
проложено пятьдесят километров
газопровода. 6. Мы предлагаем внести
в проект некоторые коррективы
и поправки. 7. Обо всех своих
репрессированных родственниках
я прямо рассказал в своей
автобиографии. 8. Это первый дебют
молодой актрисы на сцене прославленного
театра. 9. Красив рабочий, управляющий
станком, строитель, орудующий краном,
тракторист, поднимающий жирные
пласты земли. 10. На объекте работали
укрупнённые бригады. Так был обретён
новый опыт работы крупных коллективов.
11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни,
фермеры вершат свое благородное дело.
12. Это достаточно надёжный плацдарм для
движения к глубинным резервам экономики
России. 13. Проводится огораживание посадок
до того времени, когда верхушки деревьев
выходят за пределы досягаемости мордой
зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель
предупреждает: «Во избежание падения
при резком торможении просьба держаться
за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники
и газоны не только украшают нашу жизнь,
но и делают огромную полезную работу:
фильтруют воздух, собирая на листьях
пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных
микробов, смягчают температурный режим.
16. Новое здание университета окрашено
в колер жёлтого цвета. 17. До школы нас
проводили вездесущие местные аборигены
– сельские мальчишки. 18. Из детских садиков,
расположенных на улице Раунас в домах
№35 и 37, стали поступать сигналы о том,
что эти очаги воспитания подрастающего
поколения подвергаются набегам со стороны
любителей спиртного. 19. Мюнхен не ходит
на теннис, а балдеет от футбола. 20. Над
жителями Камчатки постоянно висит дамоклов
меч устрашения в ожидании землетрясения.
21. Предполагаемый район лесозаготовок
изобиловал болотами, несметным количеством
комаров. 22. Молодой корреспондент сумел
нарыть некий компромат на верхушку министерства.
Коллеги считают, что он поплатился именно
за это. 23. В прошедшие дни прошли снегопады,
и погодные условия при нынешней гонке
создали дополнительные трудности при
проведении нынешней гонки. 24. Пока не
ясно, кто из соперников станет нашим основным
конкурентом.
Стилистические
ошибки, их классификация, причины появления,
пути предупреждения.
I. Ошибки,
связанные с нарушением семантического
критерия.
Ошибки |
Причина |
Предупреждение |
1. Употребление слов в
несвойственном им значении |
Незнание лексического значения
слов |
Справочник |
2. Тавтология (немотивированный
повтор) |
Недостаточное владение синонимикой
языка |
Составление синонимических
родов, упражнения с привлечением слов-синонимов |
3. Употребление плеонсутов |
Неразличение значений слов |
Упражнения с толкованием слов,
словари аронимов и антонимов |
4. Нарушение лексической
сочетаемости |
Незнание норм лексических
сочетаний, ограниченность словарного
запаса |
Упражнения по развитию умения
вникать в точный смысл слова и словосочетания,
редактирование текстов |
5. Нарушение порядка слов
в предложении |
Незнание порядка слов |
Упражнения по конструированию
предложений |
II. Ошибки,
связанные с нарушением функционального
критерия.
Ошибки |
Причина |
Предупреждение |
1. Немотивированное употребление
просторечных слов, форм, предложений |
Отсутствие систематической
работы стилистических качеств языковых
явлений и символьным влиянием слов и
оборотов разговорной речи |
Включение разговорных просторечных
слов в тексты делового, научного и публицистического
стилей |
2. Неудачное использование
эмоционально-оценочной окраски |
Незнание стилистических пластов
лексики |
Упражнения по распознаванию
стилистических норм |
3. Немотивированное употребление
.... |
- |
- |
4. Неоправданное употребление
книжных слов, профессиональных
терминов |
- |
- |
III. Ошибки,
вызванные нарушением эстетического
критерия.
Ошибки |
Причина |
Предупреждение |
1. Неоправданное многословие |
Невнимание к правилам построения
предложений, неумение отбирать слова |
Упражнения, направленные на
соблюдение стилистических норм, работа
со справочной литературой, конструирование
предложений |
2. Однообразие в построении
предложений |
Бедность мысли и языка |
Развитие устной и письменной
речи |
3. Излишняя длина предложений |
Неумение ясно выражать мысли |
Развитие устной и письменной
речи |
4. Излишне рубленые фразы |
Неумение пользоваться присоединительными
конструкциями |
Упражнения по анализу текстов
различных стилей |
5. Употребление штампов,
снижающих эстетическую ценность |
Недостаточное внимание к стилю |
Работа с текстом различных
стилей (деловой, научный, публицистический) |
6. Нарушение благозвучия
речи из-за скопления одинаковых
звуков, морфем |
Недостаточно развитое чувство
языкового слуха |
Слуховой и звуковой анализ
текста |