Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:10, доклад
Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно — выразительной функции речи.
Доклад на тему:
«Стилистические
фигуры».
Выполнила:
Большакова Кристина,
102
НЛ.
2011г.
Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно — выразительной функции речи.
Стилистические фигуры изучались такими филологами, как А. М. Веселовским, Б. В. Томашевским и др.
Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:
Конструктивные — фигуры, делающие синтаксические структуры более сбалансированными.
Деструктивные — фигуры, от которых идет обратный процесс («раскол» структур).
Из общей массы стилистических фигур рассмотрим 13 основных:
1.Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Например:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
2. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»).
3. Параллели́зм (др.-греч. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.
Например:
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
— Пушкин А. С. Руслан и Людмила.
4. Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Например:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
перевод Верховского Ю. Н.
5. Градация — фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Употребительнее латинский термин градация.
Термин заимствован у греческих грамматиков. Противоположное — ретардация. Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы.
Например:
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?
— А. С. Пушкин. Полтава
6. Инве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Различают ещё одну разновидность инверсии: гипербатон (так как инверсия часто нужна для литературы (инверсия в литературе), то, если говорить проще, инверсия — это когда сначала идёт глагол, затем — существительное). Нередко рассматривается как разновидность трансформации. Нередко формы инверсии, не принятые в обычной речи, используются в поэзии:
Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя…
7. Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.
Например:
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня!
Оставь меня!
— Г. Гейне.
8. Оксю́морон, оксиморо́н (др.-греч. οξύμωρον — «умная глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.
Например:
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
— А. С. Пушкин. Полтава
9. Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о не высказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком.
Например:
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей
10. Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу.»
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторический вопрос,
так же как риторическое восклицание
и риторическое обращение, — своеобразные
обороты речи, усиливающие её выразительность,
— т. н. фигуры. Отличительной чертой
этих оборотов является их условность,
то есть употребление вопросительной,
восклицательной и т. д. интонации
в случаях, которые по существу её
не требуют, благодаря чему фраза, в
которой употреблены эти
Например:
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
— Жуковский В. А.
11. Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Например:
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство
— Фёдор Тютчев
Виды риторического воспитания:
1.Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение.
Например:
О времена, о нравы!
— Латинское изречение
2.Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки.
Например:
Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)
— Марина Цветаева
12. Многосою́зие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Например:
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
— Короленко В. Г.
13. Бессою́зие или аси́ндетон (греч. ἀσύνδετον, лат. dissolutio) — стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Например:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
— А. Блок. Ночь,
улица, фонарь, аптека
Литература:
Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2003.
Д. Э. Розенталь. Современный русский язык. М.: 1999.
Е. В. Клюев. Риторика. М.: 1999.
Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.: 1997.
И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. М.: 1997.
Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика. (стилистика). — М.: Просвещение, 1991.
А. И. Чижик-Полейко.
Стилистика русского языка. Воронеж, 1964.
Ч. 2.