Стилистические фигуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:10, доклад

Краткое описание

Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно — выразительной функции речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад на тему.docx

— 21.81 Кб (Скачать файл)

Доклад  на тему:

«Стилистические фигуры». 
 
 

Выполнила:

Большакова  Кристина,

102 НЛ. 

2011г.

Стилистические  фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно — выразительной функции речи.

Стилистические фигуры изучались такими филологами, как  А. М. Веселовским, Б. В. Томашевским  и др.

Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:

Конструктивные — фигуры, делающие синтаксические структуры более сбалансированными.

Деструктивные — фигуры, от которых идет обратный процесс («раскол» структур).

Из общей массы  стилистических фигур рассмотрим 13 основных:

1.Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Например:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла  гроза.

2. Эпи́фора (от др.-греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Нередко эпифора используется в поэтической речи (очень часто — в фольклоре) в виде одинаковых или аналогичных окончаний строф (пример — стихотворная пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» и одноимённая песня из кинофильма «Гусарская баллада»).

3. Параллели́зм (др.-греч. παραλληλισμος — расположение рядом, соположение) — фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова.

Например:

Увижу ль я твой светлый  взор?

Услышу ль нежный разговор?

— Пушкин А. С. Руслан и Людмила.

4. Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста; др.-греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Например:

И мира нет — и  нет нигде врагов;

Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь —  и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов.

                         перевод Верховского Ю. Н.

5. Градация — фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Употребительнее латинский термин градация.

Термин заимствован  у греческих грамматиков. Противоположное — ретардация. Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы.

Например:

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

— А. С. Пушкин. Полтава

6. Инве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Различают ещё одну разновидность инверсии: гипербатон (так как инверсия часто нужна для литературы (инверсия в литературе), то, если говорить проще, инверсия — это когда сначала идёт глагол, затем — существительное). Нередко рассматривается как разновидность трансформации. Нередко формы инверсии, не принятые в обычной речи, используются в поэзии:

Минутных жизни  впечатлений

Не сохранит душа моя…

7. Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля.

Например:

День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена,

Жизнь — в смерть…

А ты?.. Ты в меня!

Оставь меня!

— Г. Гейне.

8. Оксю́морон, оксиморо́н (др.-греч. οξύμωρον — «умная глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.

Например:

И день настал. Встаёт с одра

Мазепа, сей страдалец  хилый,

Сей труп живой, ещё  вчера

Стонавший слабо над могилой.

— А. С. Пушкин. Полтава

9. Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о не высказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком.

Например:

Хотя страшился  он сказать,

Нетрудно было б  отгадать,

Когда б… но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем  строже…

— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей

10. Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу.»

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или  иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы  и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание  и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации  в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в  которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное  лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен

 Например:

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять  одеть покровом

Знакомой жизни  наготу?

— Жуковский  В. А.

11. Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Например:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство

— Фёдор Тютчев

Виды риторического  воспитания:

1.Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение.

Например:

О времена, о нравы! 

— Латинское  изречение

2.Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки.

Например:

Тридцатая годовщина

Союза — держись, злецы!

Я знаю твои морщины,

Изъяны, рубцы, зубцы  —

Малейшую из зазубрин!

(Зубами — коль  стих не шёл!)

— Марина Цветаева

12. Многосою́зие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Например:

Перед глазами ходил  океан, и колыхался, и гремел, и  сверкал, и угасал, и светился, и  уходил куда-то в бесконечность.

— Короленко  В. Г.

13. Бессою́зие или аси́ндетон (греч. ἀσύνδετον, лат. dissolutio) — стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Например:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и  тусклый свет.

— А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2003.

Д. Э. Розенталь. Современный  русский язык. М.: 1999.

Е. В. Клюев. Риторика. М.: 1999.

Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.: 1997.

И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. М.: 1997.

Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика. (стилистика). — М.: Просвещение, 1991.

А. И. Чижик-Полейко. Стилистика русского языка. Воронеж, 1964. Ч. 2. 
 
 
 
 

Информация о работе Стилистические фигуры