Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 03:09, реферат
Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга.
Введение
1. Педагогическое общение
2. Стили общения
3. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
Список литературы.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к
которому также иногда обращаются начинающие
учителя, связан в, основном с неумением
организовать продуктивное общение
на основе увлеченности совместной деятельностью.
Ведь такое общение сформировать
трудно, и молодой учитель нередко
идет по линии наименьшего
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности своей
оно не только не создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот, регламентирует
ее, так как ориентирует детей не на то,
что надо делать, а на то, чего делать нельзя,
лишает педагогическое общение дружественности,
на которой зиждется взаимопонимание,
так необходимое для совместной творческой
деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в
основном, для молодых учителей и
связанное с неумением
А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню
за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих
помощников, а у меня были просто гении
в воспитательной работе, но я их убеждал,
что меньше всего нужно быть любимым воспитателем.
Я лично никогда не добивался детской
любви и считаю, что эта любовь, организуемая
педагогом для собственного удовольствия,
является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит большой
вред воспитателю и воспитанию. Я убедил
себя и своих товарищей, что этого привеска...
не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших
усилий. Но если человек видит цель в любви,
то это только вред...”
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения,
возникает в результате: а) непонимания
педагогом стоящих перед ним ответственных
педагогических задач; б) отсутствия навыков
общения; в) боязни общения с классом и
одновременно желания наладить контакт
с учениками.
В чистом виде стили не существуют. Да иперечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От стиля зависит
Наиболее плодотворный процесс воспитания
и обучения обеспечивается именно надежно
выстроенной системой взаимоотношений.
Такая система должна характеризоваться:
В результате многочисленных
исследований и экспериментов
психологи и педагоги советуют
учителям для развития
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10)Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет
следовать этим советам, то
избежит многих проблем и
Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
Литература:
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург,
1999.
Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Научный журнал. Вопросы психологии. М.,5-2000.