Структура и типы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:09, контрольная работа

Краткое описание

С другой стороны, проблема структурирования сложных образований таит в себе опасность перемудрить с классификациями, утерять наглядность в материале, так что пользоваться такой схематикой как инструментом для объяснения социальных механизмов будет невозможно. В самом деле, схема радиоприемника, компьютера или синхрофазотрона может быть сколь угодно сложна в деталях, но она должна состоять из принципиально понятных специалисту блоков, делающих возможным инструментальное использование схемы.

Содержание

1. Структура культура
2. Типы культуры
3. Политическая культура
4. Достижения и потери древней (античной) культуры
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Структура культура
  2. Типы культуры

     3. Политическая культура

     4. Достижения и потери древней (античной) культуры

     Список литературы

 

 

1. Структура культуры

 

Подобно всем другим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры также  относится к числу остро дискуссионных. Не все авторы отдают себе отчет в том, что решение вопроса о структуре культуры неотделимо от идеи культуры, от понимания культуры как неструктурированного целого, предшествующего частям.

Не будучи же в состоянии найти это основание  деления, поскольку дело это, действительно, не так уж элементарно просто: найти  надо не просто существенное, а самое  существенное основание, что в современной  развитой теоретической науке нельзя сделать без использования генетического (порождающего) метода, без отыскания  исходной теоретической «клеточки» анализа, - строители «таксономий» нагромождают категорию на категорию без малейших попыток отчитаться в проделанной  работе хотя бы перед собственной теоретической совестью. Бесполезно до отчаяния ловить таких «теоретиков» за руку: пойманные на месте теоретического преступления, они отговариваются чисто по-детски - что-нибудь вроде «а я только что сюда пришел!» или «а ты кто такой, чтобы судить меня?». Все никак не проникнет у нас в научное поведение идея о логической ответственности, которая в науке может быть потяжелее уголовной...

С другой стороны, проблема структурирования сложных  образований таит в себе опасность  перемудрить с классификациями, утерять наглядность в материале, так что пользоваться такой схематикой как инструментом для объяснения социальных механизмов будет невозможно. В самом деле, схема радиоприемника, компьютера или синхрофазотрона  может быть сколь угодно сложна в  деталях, но она должна состоять из принципиально понятных специалисту  блоков, делающих возможным инструментальное использование схемы.

Есть, однако, и другие пути структурирования культурных явлений - когда облик культуры упрощается до крайности и вместе с тем  приобретает в деталях немыслимо сложный вид. Это часто происходит тогда, когда, отчаявшись в возможностях социальной теории указать место категории культуры и помочь ее пониманию, исследователь начинает кустарно изготавливать «теоретическую» культурную схематику, руководствуясь только простым здравым смыслом и игнорируя весь опыт социальных наук в обращении с основными социальными понятиями. Позитивной стороной такой «методологии» оказывается незашоренность, известная свобода обращения с материалом, которая позволяет ученому увидеть свежим взглядом то, что непосредственно профессионалу может не броситься в глаза. Примеры подобных прозрений из нашей повседневной научной жизни еще впереди. Однако издержки такого подхода столь велики, что и допустимая творческая свобода не дает преимуществ: теоретическая кустарщина, о которой уже шла речь, бьет в глаза и мешает видеть «позитивы» этих образов культуры.

Сразу же, однако, необходимо со всей определенностью  заявить, что, будучи сама по себе правомочной, по-своему логичной, и уж конечно, имеющей  право на существование, позиция, отстаиваемая в книге, совершенно неприемлема  для автора данной работы. Речь при  этом идет не об отдельных несогласиях, а об иных общемировоззренческих  ориентациях, полемика и даже просто диалог, к чему с настойчивостью призывают все эти авторы, возможны только за пределами данного текста и при условии (по правде говоря, несбыточном) неограниченного запаса времени. Мировоззренческие споры  разрешает только время, и то не всегда, а зачастую далеко за пределами жизненного цикла спорящих.

Для культуролога, который не приемлет абсолютно релятивистскую позицию в понимании разнообразия культур, очевидна необходимость выявить такие критерии типологизации культурных феноменов, которые позволили бы, не упуская из видугоризонтальные измерения культуры, относительно легко справляться с задачей различения культур по вертикали. Если говорить попросту и без затей, для любого непредвзятого читателя ясна разница между культурой готтентотов и культурой итальянского Возрождения. Спору нет, в некоторых отношениях они равны абсолютно в качестве разновидностей человеческой культуры. Но столь же бесспорно и то, что они представляют собой разные стадии в развитии этой культуры. Неясно лишь, каким критерием следует руководствоваться, чтобы надежно различить эти стадии.

Логическое  развертывание категориальной сети теории культуры, отражающее одновременно этапы исторического становления  всего разнообразия культурных феноменов, характеризуется тремя главными ступенями, их следовало бы структурно обозначить как этажи культуры, чтобы  не путать с общественно-экономическими формациями как ступенями всемирно-исторического  развития. Вот, собственно, почему и  возникает главная проблема эпистемологического анализа культуры, опять-таки в форме кантовского вопроса о природе - нет, не культуры, а теории культуры: как возможна теория культуры. Здесь этот вопрос никак не отделить силой абстракции - безболезненно, без разрывов - от проблем эпистемологических и даже гносеологических, собственно теоретико-познавательных, сопряженных напрямую с материалистическим пониманием истории, с философией истории, с теорией исторического процесса.

Смысл марксистских дискуссий 60-80-х гг. вокруг теории общественно- экономической формации, как это теперь видится воочию, состоял в том, чтобы избавиться от унилинейности в понимании общественного развития - от представления, согласно которому все общество в целом проходит пресловутые пять стадий - ступеней. От унилинейности не спасает, как тотчас же выяснилось, и представление, в силу которого каждое общество по-своему проходит все те же стадии. Ведь как раз при этом последнем «раскладе» получается, что некоторая изначальная этно-культурная заданность определяет последующие социальные структуры и формы экономической жизни. Именно невозможность построить развитую картину истории - исторической смены социального устройства на базе марксистского представления о последовательной смене способов производства со своей механикой разрешения противоречия производительных сил и производственных отношений - заставляла отказываться от идеи стадиальности всемирно-исторического развития. И тогда выходило, что теорию исторического процесса как смены общественно-экономических формаций надо дополнить теорией культуры. Логика дополнительности здесь не действует, как не действует она нигде, если берется в качестве универсального методологического принципа: даже будучи дополнена холистскими отсылками-вкраплениями, она исключает диалектику, - ведь диалектика-то предполагает существование внутри себя противоречивого единства изначальной социальной тотальности, выражением которой как раз служит субъект - объектное отношение, обусловливающее двоякодетерминированность социальной реальности.

Социально-экономические закономерности объективны.

Производственные  отношения - та социальная материя, которая, существуя в обществе (и, значит, немыслимая без сознания), не зависит  от общества (resp. от сознания) и определяет их собой, определяет социальную реальность, частью которой она сама является. Другая часть этой реальности - все остальные отношения между людьми, исключая производственные. Все эти отношения зависят от сознания в том смысле, что формируются не иначе, как проходя через сознание людей. Однако само это сознание имеет источником объективные, материальные отношения между людьми. Остается определить, что в этой сфере от чего зависит, чем определяется, как структурируется. Важно понять, что первичная детерминация - это детерминация в пределах отношения мира и сознания, то есть в пределах основного гносеологического вопроса. За пределами этого вопроса различие материального и идеального относительно, условно. Значит ли это, что в этой сфере все бесструктурно? Конечно, нет. Находясь в гносеологической зависимости от социальной материи как своего источника, общественное сознание в остальном функционирует, повинуясь иным закономерностям. Что определяет эти закономерности, как структурирована эта часть социальной реальности? Определяет предшествующий опыт людей - культура. Не будучи материальной, она объективна: продукт деятельности, раз возникнув, сам порождает серию связей и отношений, от которых субъект оказывается в неизбежной зависимости.

Таким образом, существует порядок вещей, определяемый социальной материей и по традиции образно именуемый объективной  логикой или объективной социальной диалектикой. Момент образности здесь  состоит в том, что, строго говоря, логика объективной быть не может: мысль, так или иначе - принадлежность субъекта, и потому налет метафоричности всегда сохраняется в требовании соответствия логики идей - логике вещей. Тем не менее, реальная, объективная, необходимая связь явлений действительности, представляющая цепь закономерных событий можно назвать объективной логикой, имея в виду именно прообраз связи идей, материальные отношения, получившие отражение в связях идей.

Но есть еще объективная логика - логика культуры, не менее объективная, но не материальная. Эта логика относительно самостоятельная, в известной мере независимая от социально-экономических  отношений. Логика эта - предмет теории культуры. Конституируется ее предмет  не только в рамках теории, но и практической потребностью: надо же постигать отдельную  особую логику заблуждений, произволений, художественных эмоций. Утверждая это, мы сразу же вновь попадаем в центр  проблемы соотношения материалистического  понимания истории, с одной стороны, и теории культуры - с другой. В таком случае, однако, приходится принять во внимание серьезность антиномичной ситуации: если культурный детерминант - «вторичная детерминация», causa dynamis seconda - становится предметом социально- экономической теории, теория культуры теряет право на существование, а культура остается в лучшем случае материалом для феноменологического описания того, что до поры до времени не может получить социально- экономического обоснования. К такому выводу тяготеют все серьезные исследователи, чуждые как мистико-экстатических придыханий на слове «культура», так и, напротив, фашистского тупого нигилизма в отношении к культуре, когда это слово рождает лишь инстинктивное движение руки к кобуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2.Типы культуры

 

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур и цивилизаций, населяющих нашу планету (от первобытной культуры, Античной , включая и  культуру ХХ  века)..

Национальная  культура – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, выражающих своеобразие ее образа жизни и традиций. К формам  проявления культурного национализма можно отнести  европоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм, азиоцентризм.

Мнения  ученых о сущности мировой и национальной культур  выразились в теоретической оппозиции  партикуляризма и универсализма. С точки зрения партикуляризма национальные культуры развиваются автономно и непроницаемы друг для друга. Даже функционируя в едином историческом измерении они «не слышат» друг друга. Этот подход ученых предполагает разнообразие цивилизаций, которые не стремятся к  культурному единству. Позиция  универсализма, напротив, проявляется в утверждении единства культурных миров, которые взаимодействуют  между собой, используя накопленный разными народами культурный потенциал,  создают преемственность культуры и образуют ее универсум. В современной культурной практике это противостояние выразилось в движении глобалистов и антиглобалистов.   

 В изучении  мировой и национальной культуры  большую роль играют механизмы  (способы) передачи культурного  наследия. К ним прежде всего относятся:

Цивилизация – это культурные суперсистемы, достигшие высшего уровня развития и обладающие ярко выраженными внешними признаками. Каждая культурная суперсистема обладает целостностью, которая не сводится ни к отдельным национальным культурам, ни к государствам.   

 Существует по меньшей мере приблизительно 30 цивилизационных систем, но не всякая культура достигает уровня развития цивилизации

3. Политическая культура

 

Политическую  культуру иногда рассматривают как  самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта  тоталитарной политической культуры —  строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры — производные от авторитарного  стиля управления и безынициативности  подчиненных.

Показателями  уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских  и политических прав личности, то, насколько  они соответствуют международным  правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская  лексика общения политических деятелей и многое другое1.

Политическая культура личности - сложное, многоуровневое понятие. В  его основе лежит общая культура человека. Политическая культура личности включает в себя совокупность идеалов и вообще ценностей, соответствующих знаний и умений и даже политических чувств2.

Для высокоразвитой личности разум, воля и чувства не разбегаются в разные стороны, а  образуют некую целостность. Это  сочленение трех сфер человеческой активности более всего и проявляется  в политическом поведении, в умении проявлять силу своего ума и воли на социально-политическом уровне. Эта способность укрепляется вокруг политических интересов человека на базе его собственного опыта. Степень осознания им своих реальных интересов зависит от кругозора личности и ее информированности относительно политических процессов, в которых она принимает участие.

Таким образом, политическая культура - составная часть общей культуры личности и ее духовного мира в целом. Она определяет политическое поведение гражданина.

Разумеется, в повседневной жизни многим из нас не достает общей культуры, опыта или информированности, и поэтому мы часто не в состоянии осознать свои подлинные интересы, оказываемся жертвами обмана и внушения. Поэтому нередко люди попадают под влияние толпы, отстаивают не свои собственные, а чуждые им интересы. Такое иррациональное политическое поведение - не столь уж редкое явление. Достаточно взглянуть на участников многих митингов и пикетов на площадях Москвы, чтобы убедиться в этом. Вспомним трагические эпизоды похорон Сталина в 1953 году. Явление, которое публицистика окрестила “политической шизофренией”. Это - издержки социализации личности, деформация отношения между личностью и обществом, когда человек не руководствуется разумом, а ведет себя, словно зомбированный, под воздействием аффекта. В старину говорили про таких: “в него вселился бес”. К. Юнг удачно назвал этот феномен “коллективным бессознательным”. В политической практике именно так развиваются популистские движения.

Следует различать психологическое состояние  личности и уровень ее культуры. Обычно выделяют высокий, средний и  низкий уровни политической культуры. Неграмотные люди, люмпенизированные и маргинальные слои, по общему правилу, не участвуют в политической жизни. В нормальных условиях, при стабильной ситуации активное участие в повседневной политической жизни принимает от четырех до десяти процентов граждан. Остальные участвуют в политике эпизодически, обычно во время предвыборных кампаний и референдумов3.

Информация о работе Структура и типы культуры