Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:22, контрольная работа
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Введение…………………………………………………………………3
1. Структура культуры………………………………………………...4
1.1 Мировая и национальная культура………………………………4
1.2 Материальная и духовная культура……………………………..7
2. Функции культуры………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………..25
Список литературы ……………………………………………………27
Брянская государственная
инженерно-технологическая
Контрольная работа
по культорологии
На тему: «Структура и функции культуры»
Выполнил: студент
Строительного факультета
заочного отделения
группы ПГС-201(4 года)
Горбачёв Роман Иванович
Шифр: 11-8.203
Проверил: Павлей
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1 Мировая и национальная культура………………………………4
1.2 Материальная и духовная культура……………………………..7
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………27
Введение
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура». Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы. Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, структуру и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
1. Структура культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые приобретают предметный характер в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др., духовная и материальная. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
1.1 Мировая и национальная культура
Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную. Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Вторая - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д. Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы - элитарная, народная и массовая культуры.
Элитарная культура включает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры - фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.
Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры - детище ХХ века. Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, -- одинаковость людей и их мировосприятия. Человеку-творцу, гению нет места в массовой культуре. Основными признаками продукции массовой культуры являются следующие:
Массовая культура - это часть культуры. Основное достоинство ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Вместе с тем, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него. В нашем обществе невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается прежде всего в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры. Невежество опасно всякое, но особенно политическое (так как это борьба за власть и управление), экономическое (так как подрывает материальную основу жизни общества), культурное (так как растлевает корни и душу общества и человека). Справиться с невежеством под силу образованию, но необходима и собственная заинтересованность человека.
Наиболее подробно проблемы массовой культуры рассматривались в работах О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс". Х.Ортега-и-Гассет, противопоставляя культуру элиты и массовую культуру, писал: "Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств.
1.2 Материальная и духовная культура
Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры. Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.
Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.
Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.
В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Между тем непредвзятое рассмотрение тотчас же обнаружит весьма искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выбранные нами совершенно произвольно для примера, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они — элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.
То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие — это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры. А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.
Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности. А такая организация невозможна без сложной и разветвленной системы социального символизма. Человек как человек не может совершить даже самого элементарного действия, не вплетая его в цепочку символов. Символический смысл действия зачастую оказывается важнее его чисто практического результата. В данном случае принято говорить о ритуалах, т.е. о таких видах деятельности, которые сами по себе совершенно нецелесообразны, но связаны с целесообразной деятельностью чисто символически.
Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры, - это человек как родовое существо. Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи. Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.
Культура, если ее рассматривать
в широком плане, включает в себя
как материальные, так и духовные
средства жизнедеятельности человека,
которые созданы самим
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.
В настоящее время культура исследуется системно, а это значит, что в ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах.