Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:21, реферат
Культура (от лат. colere-cultura - возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении- искусство, так и включающее все, что создано руками человека. Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные.
1.Понятие культуры.
2.Структура культуры
3.Основные элементы культуры.
4.Функции культуры
5.Список использованных источников
Московский гуманитарно-экономический институт
Чувашский филиал
Факультет экономики и управления
Кафедра финансов и кредита
Дисциплина
Культурология
РЕФЕРАТ
На
тему: «Структура
культуры и ее основные
элементы»
Выполнила студентка
Курса 3 группы № 20ФК-3/10
Сенцова Татьяна Анатольевна
___________________________
Проверил: _________________
___________________________
Оценка ___________________
________________________
« ___»
______________2010 год
Дата поступления работы в деканат
______________________________
г. Чебоксары
2010 г.
Содержание
ПОНЯТИЕ
КУЛЬТУРЫ
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре.
Культура
(от лат. colere-cultura - возделывание, обработка)
– это понятие, охватывающее всю
творческую деятельность человека; совокупность
умений, совершенств ее обеспечивающих;
результат этой деятельности, взятый как
в своем высшем проявлении- искусство,
так и включающее все, что создано руками
человека. Специфичность культуры состоит
в том, что она характеризует только существование
человека. Человек является единственным
существом, культурным в родовом и индивидуальном
смыслах. Другие творения природы, какими
бы высокоразвитыми они ни были, не могут
быть охарактеризованы как культурные.
Процесс возникновения и развития человека
как социокультурного существа называется
антропосоциогенез. Процесс возникновения
и развития культуры называется культурогенез.
Понятие «культура» имеет множество оттенков
смысла. Еще одно важнейшее свойство культуры
заключается в том, что именно она является
универсальным основанием для самоидентификации
общества и человека, осознания коллективом
и его членами своей индивидуальности,
маркирования себя, различения «своих»
и «чужих».Культура усваивается личностью
в процессе социализации и представляет
собой совокупность общепринятых образцов
поведения, мышления и мироощущения, а
также индивидуально значимых действий.
Важнейшим признаком культуры является
ее всепроникающий характер, непременное
включение во все сферы жизни общества
и личности. В ХХ в. стало совершенно очевидным,
что культура, во всех своих масштабных
модификациях – от культуры личности
до культуры человечества, включая культуру
нации, сословия, страны, города, семьи,
-является целостным и самоорганизованным
образованием, т.е. системой, причем системой
функционально и исторически развивающейся
в силу связей с природой и обществом.
СТРУКТУРА
КУЛЬТУРЫ.
Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим. Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.
Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.
1.
Мировая культура - это синтез
лучших достижений всех
2.
Национальная культура в свою
очередь выступает синтезом
Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.
Все это структура культуры по ее носителю.
Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
Материальная культура - это совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности .В материальную культуру входят:
1.
культура труда и
2. культура быта;
3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);
4.
культура отношения к
5. физическая культура.
Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную входит производственно техническая культура.
Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:
1. познавательную (интеллектуальную) культуру;
2. нравственную;
3. художественную;
4. правовую;
5. педагогическую;
6. религиозную.
Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.
Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке). Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник-искусство-публика». Элементами этой самоуправляемой системы являются «художественное производство - художественные ценности - художественное потребление». В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Так, познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.
Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.
Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, правовая , политическая, экологическая, эстетическая.
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. И материальная, и духовная культуры не существуют независимо друг от друга. Они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенности, отличительные черты любой культуры. Но материальная культура имеет тенденцию физического и морального старения, поскольку совершенствование техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне знаний о мире и технической вооруженности. Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены моральному старению и могут раз лично восприниматься современниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры. Любой вид культуры представляет собой надприродную деятельность людей и общества в целом, результаты которой закрепляются на всех уровнях культуры – от высокого до маргинального, и создает свою особую систему ценностей и норм. Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.
Через всю историю человечества проходит противопоставление «культуры» и «некультуры» (то, что древние греки называли «варварством», имея в виду высокую организованность своего общества). Сегодня мы понимаем, что тогдашнее «варварство» было лишь иным типом культуры, что современное «варварство» недаром уделяло культуре такое острое внимание, пыталось внедрить как единственно возможный «свой тип» культуры. Правда, в окружении Гитлера родились знаменитые слова: «Когда я слышу слово «культура», мне хочется сразу же схватиться за пистолет». Тут нет противоречия: тип культуры не только научное понятие, не только явление, формирующееся органически в процессе исторического развития.
Тип культуры может стать положительным или отрицательным идеалом, сама же культура находится в любом обществе в очень ложной взаимосвязи с идеологией, с политикой, с экономикой, со всей системой социальный отношений. И любая социальная сила не может быть безразличной к существующему или возникающему, тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и тем более насильственно формируемому типу культуры. Так и фашизм, и любая другая форма авторитаризма, тоталитаризма, всякой абсолютной власти непременно стремится ввести жесткую регламентацию в систему культуры, подчинить культуру своему воздействию, контролю, «изъять» из культуры как памяти и из культуры как процесса то, что «не угодно», «вредно». И чем острее социальные, политические и иные противоборства в обществе, тем острее и конфликты внутри культуры, тем острее конфликт культуры, отстаивающей гуманистические идеалы, с обществом, с властью.
В структуру культуры входят также и субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
Субстанциональные блок составляет «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.
Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса.
Информация о работе Структура культуры и ее основные элементы