Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 22:14, реферат
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
1. Введение
2. Субкультура
3. Контркультура
4. Пример субкультуры
5. Список литературы
Содержание
1. Введение
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культуро-философы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.
По моему мнению, контркультура оказывает оживляющее действие на официальную культуру, но и несет опасность «скинуть с корабля современности» основную культуру с ее вечными и не преходящими ценностями. Однако сделать это не получится, поскольку нигилизм не сможет существовать без этих ценностей культуры.
2. Субкультура
Субкультурой называют такие
явления культуры, которые отличают группу
от большинства общества.
Ценности субкультуры воздействуют на
формирование личности члена группы. Они
не означают отказа от национальной культуры,
принятой большинством, но обнаруживают
лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры
разрабатывают свои образцы, стандарты,
стиль, свой кодекс норм и правил поведения.
Они могут иметь свой слэнг - т. е. специфический
словарь. Возникновение субкультур объясняется
этническими, социальными, демографическими,
возрастными различиями, существующими
в обществе.
Уровень специфичности тех или иных субкультур
по отношению к основной национальной
культуре в каждом конкретном случае уникален,
так же, как и тенденция сближения или
все большего размежевания с базовой культурой.
Еще три века назад Франция фактически
состояла из нескольких десятков этносов
со своеобразными культурами, а собственно
французской была лишь субкультура города
Парижа и его окрестностей. Сегодня от
этого местного многообразия почти не
осталось следа, все слилось в единую национальную
французскую культуру. Обратный пример:
бывшая Югославия, в которой сербская,
хорватская, македонская, боснийская культуры
по уровню своих различий являются преимущественно
субкультурами единой культуры славян
зоны среднего течения Дуная.
Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:
1. Социально-экономические
причины (безработица, скучная, малоинтересная
работа).
2. Недостатки системы
образования.
3. Различия между поколениями,
проблема "отцов и детей", неблагополучные
семьи.
4. Особенности возрастной
психологии. Молодежь эмоциональнее,
динамичнее, независимее. У большинства
еще нет семьи, профессии, того
круга многочисленных
5. Стремление молодежи
создать свой особый мир
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные
объединения. Они стоят в стороне
от социальных проблем, но не
представляют угрозу обществу. Как
правило, это неформальные объединения,
названия которых отражают
2. Антисоциальные объединения.
Их протест может принимать
социально опасные, агрессивные
формы. Они открыто противостоят
органам власти.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. Однако, в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные культуры начинали претендовать на некую универсальность. Они выходили за рамки собственной культурной среды и провозглашали ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких культурных феноменов используется понятие "контркультура".
3. Контркультура.
Контркультура - это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.
В качестве примеров контркультуры можно назвать движение киников, ранний буддизм, раннее христианство. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму. Оно провозглашало идеи братства, равенства, справедливости, которые шли вразрез с принятой в Риме системой ценностей и укладом жизни. Поэтому христианство на протяжении первых четырех веков своего существования было запрещенной, нелегальной религией. В конце 4в. Христианство становится государственной религией римской империи, т. е. из контркультуры превращается в официальную, господствующую культуру Рима, а затем и всей средневековой Европы. Таким образом, контркультура выступает катализатором культурно-исторического процесса, она заключает в себе возможность преобразования культуры, обладает потенциалом ее обновления.
Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. в период массового молодежного движения на Западе. Это было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии - все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.
Молодежная контркультура не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.
В настоящее время проявлением контркультуры на Западе можно считать движение антиглобалистов. Они выступают против экономической и культурной глобализации, против транснациональных кампаний, резкого разделения стран на богатые и бедные, социальной поляризации в современном мире. О том, что современный мир очень поляризован, красноречиво говорит тот факт, что 358 самых богатых людей планеты получают столько же доходов, сколько 3 миллиарда человек, т. е. половина населения планеты. Уровень жизни в развитых странах в 60 раз выше, чем в развивающихся. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной специфики, унификации образа жизни, превращению целых народов в копию американского стандарта.
Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.
Последнее время широкое распространение получили различные религиозные течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные религиозные секты и учения. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, неустроенные, ищущие, но не нашедшие себя в этой жизни. Они, как правило, легко поддаются внушению, готовы отказаться от свободы и принять установки своих учителей. Вступить в секту легко, выйти из нее крайне трудно. Специалисты сравнивают сектантскую деятельность с наркотической. Некоторые секты создаются с корыстными целями господства над людьми. На территории России сейчас действует около 2 тысяч различных сект, в которых задействовано более полутора миллионов молодых людей. В мире, в том числе в России, получили распространение такие религиозные секты, как "церковь Христа", мормоны, иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна, "Аум-Сенрике", "Церковь последнего завета", виссарионовцы, "Новая эра", "Век водолея" и др. Некоторые из них оказались под запретом. Таким образом, современная контркультура существует не только в политической и художественной, но и религиозной форме.
4. Список литературы
Интернет ресурсы: www.ru.wikipedia.org
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что общего и в чем различие
между субкультурой и
2. Какими причинами объясняется существование
субкультуры и контркультуры?
3. Может ли контркультура оказывать влияние
на доминирующую культуру?
4. Назовите основные направления молодежной
субкультуры в современном обществе.