Субъекты культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.
Целью данной работы является раскрыть такие понятия как субъект культуры, народ и «массы», личность, определить роль интеллигенции в обществе.

Содержание

1. Введение. Что такое культура.
2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».
3. Личность как субъект культуры.
4. Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология кр в6.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

-ориентация на общечеловеческие  качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим  социальным формам правления  общества, далеким от идеалов  гуманизма и демократии;

-единство духовной природы  человека-интеллигента и людей,  чьи интересы и потребности  он выражает;

-верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая  одержимость;                                                                                     

-глубоко развитое понимание  своего "Я", независимость, достаточная  самостоятельность, обостренная  любовь к свободе, к свободе  самовыражения. Личностное начало  осознается интеллигентом как  высшая ценность;                                                                  

-мужество, стойкость в  отстаивании своих, продиктованных  совестью и убеждением позиций;                                                                   противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;                                                         

-своеобразное, двойственное  осознание действительности, приводящее  нередко к серьезным политическим  колебаниям, проявлению консерватизма,  некоторой импульсивности на  события в жизни;     

-нередкое сочетание одухотворенности  с меркантилизмом, высокой степени  самосознания с эгоцентризмом.

   Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособлен- ность и неумение реализовать ее. 
      Многие неоднозначные черты интеллигенции проявляются под воздействием обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама. 
      Интеллигентность характеризуется определенной степенью нравственной зрелости личности независимо от социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека. Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры.

В свое время академик Д.С. Лихачев  говорил: "...нельзя притвориться интеллигентным. Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец,...но интеллигентным - никогда".

   Миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции:  
1. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.   

2. Интеллигенция как субъект духовного производства служит правде, исти -не, идеалу. Именно на этой стезе она вместе с народом сознательно выражает общечеловеческие ценности.                                                                              3.Заглавная роль интеллигенции в обществе - нести нравственную миссию, являться при любых обстоятельствах жизни носителем такой социальной ценности, как интеллигентность - способность воспринимать, сохранять, распространять и создавать духовные ценности. Эта роль интеллигенции настолько велика, что самый авторитарный режим вынужден вводить интеллигенцию в свой состав в качестве специалистов по различным сферам жизни общества, допускать определенное распределение функций, подчиняя и приспосабливая духовную сферу к своим задачам, хотя бы ценой резкого ограничения этой сферы и деформации ее подлинных общественных функций. 
 4. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти. 
      Без обеспечения такой функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции - учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т.д. Именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой. 
      5. Творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ. 
      Отличительная особенность носителей этого типа функций - высокая степень индивидуализации, так как инновации (нововведения) большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя автора или группы. Такое творчество неизбежно протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение

принятых представлений, норм и  правил. Но такой процесс нередко  сопровождается не только мысленным  экспериментированием над общественными  конструкциями и доктринами, но и  экспериментом над собой и  своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей  и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые  могут рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать  его развитость.     

6. Анализ и отбор посредством критики наиболее важных и достойных достижений духовной жизни. 
       Между творческой элитой и обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации были переданы для общего пользования, они должны быть санкционирова -ны, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, то есть необходим тщательный анализ и отбор наиболее важного и достойного. Эту функцию выполняет интеллигенция посредством критики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

 

    Анализ данной работы позволяет сделать вывод, что субъектом культуры является личность, социальная группа,  народ или общество в целом. Культура формируется, и становиться возможной лишь как развитие потенциала человека, его способностей, умений и навыков. Она строится на  социальных качествах, разуме, воле, стремлениях человека, его отношении к другим людям и самому себе, природе и обществу. Важно не допускать противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную природу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его "окультуривания", превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей, но в этом случае он становится носителем культуры. Если же он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца. Тогда личность в культуре рассматривается как индивид, индивидуальный носитель культуры, а также как творец этой культуры.                                                                                                              Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, он скатывается к простейшим потребностям. Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить в материальном и духовном мире прекрасное означает умение войти в мир культуры. Творческое отношение - это желание самому быть участником создания нового. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. С момента рождения человека культура формирует его внутренний мир. Культура - не просто все, что потребляется нами. Научиться понимать потребляемое нами - это расширить свое отношение к миру. Высокая культура народа - это гарантия совершенства регулятивных систем общества, демократичности его институтов.

  1. Использованная литература

1. Культурология. Под ред. Еремина Ю.В. // Гуманитас. – М., 2007.

2. Культурология. Учебник. Под. ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2007.

Интернет- ресурсы:

http://www.onlinedics.ru/slovar/his/k/kultura.html


Информация о работе Субъекты культуры