Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:08, реферат
Сфера культуры и досуга — это лицо города, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния горожан.
Поэтому управление сферой культуры и досуга является важным направлением местного самоуправления в социальной политеки, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
В частности значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание деятельности местного самоуправления в сфере культуры и досуга, его методологическую основу внесли такие отечественные исследователи, как Анимица Е.Г., Тертышный А.Т., Быстрова Н.Н., Воронин А.Г., Вульфович P.M., Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И., Головина Г. и многие другие.
Как правило, положения об Управлении культуры, где определены компетенция и полномочия, утверждаются решением представительного органа местного самоуправления, а устав и структура подведомственной сети утверждаются постановлением (распоряжением) администрации местного самоуправления.
В начале 1990-х гг. в целях эффективного
использования бюджетных
Опыт показал, что культура и молодежная политика тесно взаимосвязаны, но, к сожалению, в данное время не очень успешно совмещается. Хотя есть единством целей и общностью форм их работы, но нет единого плана развития.
Еще более сложно происходило объединение культуры со спортом из-за разницы в правовом обеспечении их деятельности, в частности, в вопросах нормирования и оплаты труда, других проблем нормативного характера.
Практика объединения
Характерным недостатком действующих
моделей управления явились противоречия
между полномочиями органа власти и
реальными источниками
1) объективные - слабая ресурсная
база местного бюджета,
2) субъективные - несоответствие действий
управляющих структур
На текущий период можно условно выделить пять моделей управления объектами культуры на уровне местного самоуправления.
Первая модель - управления культуры, обладающие доверенностью от районных Комитетов по управлению муниципальным имуществом на оперативное управление объектами культуры, осуществляющие финансирование организаций культуры, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.
Вторая модель - управления культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, так как эти права напрямую делегированы учреждениям от Комитета по управлению муниципальным имуществом, являющихся совместно с управлением культуры учредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Третья модель - управления культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусом юридического лица, и одновременно совместно с Комитетом по управлению муниципальным имуществом являющиеся учредителями организаций культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через управление культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом.
Четвертая модель - управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся как в собственности районных Комитетов по управлению муниципальным имуществом, так и в собственности сельских администраций.
Пятая модель - управления культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных в арендованных помещениях других собственников, в том числе бывших профсоюзных зданиях.
Соответствующие органы местного самоуправления, в чью компетенцию входит управление муниципальным имуществом, как правило, делегируют полномочия учредителя районным органам культуры. Часто учредителями организаций культуры выступают одновременно районные управления культуры и комитеты по управлению имуществом, причем Комитет по управлению муниципальным имуществом в учредительном договоре наделяет учреждение правом оперативного управления либо делегирует это право районным управлениям культуры.
Как правило, районные управления культуры,
являющиеся распорядителями кредитов
для подведомственной сети ведут
финансовую деятельность через централизованные
бухгалтерии управлений культуры; обеспечивают
бюджетные заявки; готовят проекты
нормативных документов муниципального
образования по опросам культуры;
формируют и финансируют
В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг культуры, досуга и массового отдыха населения.
Задача заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры. Управление является одним из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, приданных ресурсов органам управления может самым негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения культурных благ.
Роль органа управления культурой
на уровне местного самоуправления должна
заключаться в создании системы
взаимодействия органов власти и
управления различных уровней, а
также условий саморазвития и
партнерства с общественными
организациями и структурами
социального сектора в
Основные функции управления местного самоуправления культурой.
- Координация культурно-
- Контроль над содержательной
и финансово хозяйственной
- Методическая и финансовая помощь учреждениям культуры;
- Выдача лицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культуры и досуга на территории;
- Проведение общественных
- Организация обустройства мест массового отдыха, культурного обслуживания этих мест;
- Учет, охрана, содержание реставрация памятников истории и культуры местного значения, заповедных мест;
- Взаимодействие с творческими
союзами и общественными
- Контроль над исполнением
- Поддержка народных промыслов и обрядов;
- Разработка предложений по
строительству, реконструкции
Таким образом, управление в местном самоуправлении в сфере культуры и досуга представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, которые позволяют значительно повысить культурный уровень муниципального образования. Рассмотрим данный комплекс на примере города Владивосток.
2. Практика управления сферой культуры и досуга в городе Владивосток
2.1 Особенности социокультурной политики в городе Владивосток
В условиях современного развития Владивостока можно выделить два основных значения социокультурной политики для города.
1. Гуманистический.
Социокультурная политика как реальная программа развития учреждений культуры, искусства и досуга, деятельность которых направлена на создание условий саморазвития личности в контексте социально-экономического развития города.
Город Владивосток представляет собою многомерный мегаполис, в котором сосуществуют различные социальные, возрастные, профессиональные, этнические, религиозные, культурные группы и общности.
В настоящее время необходимо консолидировать население города Владивостока в едином социокультурном поле, создать условия для равноправия жителей в отношении культурных ресурсов города, в творческой самореализации каждого жителя Владивостока. Необходимо расширять сеть организаций культуры, увеличивать количество площадок для предоставления культурных услуг населению в отдаленных от центра районах.
2. Прагматический.
Социокультурная политика как имиджевый проект, направленный на создание привлекательного образа города как культурного центра региона в российском и международном контексте.
В настоящее время на общероссийском уровне город Владивосток воспринимается торговой столицей и лицом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности после проводенного недавно Саммита АТЭС 2012. Жители города Владивосток во многом разделяют подобное представление. Вместе с тем, город Владивосток обладает значительным культурным потенциалом, имеет сложившиеся культурные традиции.
Сегодня необходимо популяризировать реальные культурные достижения города Владивосток, необходимо создавать условия для их динамичного поступательного развития. Это позволит качественно изменить представление жителей города о роли и месте Владивосток в современной российской действительности. На общероссийском уровне позитивный культурный имидж Владивосток будет способствовать дополнительным социокультурным инвестициям. И на федеральном уровне повысит привлекательность города в условиях углубления международного сотрудничества.
Основными составляющими социокультурной политики в городе Владивосток являются:
Таким образом, цель социокультурной политики в городе Владивосток - целенаправленное, поступательное и динамичное развитие социальной и культурной составляющих городского пространства.
В рамках этой цели планируемые и реализуемые задачи социокультурной политики включают следующие позиции:
В целом, в структуре стратегических приоритетов социальной и культурной политики города Владивосток можно выделить следующие. Конструктивное взаимодействие власти, культуры, науки, образования:
Информация о работе Сфера культуры и досуга на примере Владивостока