Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:03, контрольная работа
Личность художника, как, впрочем, и личность зрителя, получила большую свободу творчества и оценки. Развитие культуры в этом направлении началось еще в XVII в., но XVIII столетие утвердило данные перемены. Преодоление национальной замкнутости, обмирщение и усиление личностного начала стали характерными чертами российской культуры и источником высоких культурных достижений в середине – конце XVIII столетия. В русской архитектуре в период Московского царства появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы.
ПКЗ «Культурология»
Культуры Московского царства (XVI-XVII вв.) К XVI веку сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания: 1) Соединение характерной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада. 2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3) Приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием. 4) Приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого. XVII век в истории культуры России был «бунташным», когда перемешалась старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит горизонтальная «прошлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная масса населения — крестьяне/Положение их оставалось без изменений, страна скатывалась к гражданской войне В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Его становление очень длительно. На его формирование оказали влияние природные условия, определенные архетипы, лежащие в основе поведения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века. «Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его трудом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — развивается утилитаризм, прорываясь в массовое сознание. Конкретизируется представление о человеческом благе. Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы.
|
Особенности развития российской культуры Нового времени. Начало светскому образованию было положено в 1701 г. созданием «Школы математических и навигационных наук» и Пушкарской (артиллерийской) школы в Москве. За коротких срок появились профессиональные школы (инженерная, медицинская, горная). Развитие начальной общеобразовательной школы происходит с 1714г., когда более чем в 40 городах были открыты «цифирные» школы, просуществовавшие до 20-х гг.XVIII в. Затем они преобразованы в солдатские школы. Реформы Петра 1 подготовили почву для
распространения идей Просвещения в России.
В его царствование появилось много новшеств,
в частности, газеты, журналы, портретная
живопись и другое. В страну начали проникать
философские и общественно – политические
идеи западноевропейских мыслителей. В XVII в. Россия еще не знала картин.
Писали портреты – парсуны, в которых
использовали приемы, идущие от иконописи.
В XVIII в. появляется в полном смысле светская
живопись. Личность художника, как, впрочем, и личность зрителя, получила большую свободу творчества и оценки. Развитие культуры в этом направлении началось еще в XVII в., но XVIII столетие утвердило данные перемены. Преодоление национальной замкнутости, обмирщение и усиление личностного начала стали характерными чертами российской культуры и источником высоких культурных достижений в середине – конце XVIII столетия.
|
Поле № 3. Схожие черты культуры Московского царства и культуры российского Нового времени. Личность художника, как, впрочем, и личность зрителя, получила большую свободу творчества и оценки. Развитие культуры в этом направлении началось еще в XVII в., но XVIII столетие утвердило данные перемены. Преодоление национальной замкнутости, обмирщение и усиление личностного начала стали характерными чертами российской культуры и источником высоких культурных достижений в середине – конце XVIII столетия. В русской архитектуре в период Московского
царства появляются постройки, в которых
можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так
называемое «нарышкинское барок Московское царство : Новый человек ощущал себя обладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабическую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. В период Нового времени тоже писали портреты – парсуны, в которых использовали приемы, идущие от иконописи. В Московское царствование так же как и в период Нового времени проявляется стремление к модернизации и европеизации России. В Московское царствование так же как и в период Нового времени проявляется стремление к утверждению нового взгляда на человеческую личность, преодолению замкнутости культурного развития. |
2. "Культурология" под ред. А. А. Радугина (курс лекций), изд. Москва,
1998 г.,
3. "История средних веков" под ред. С. П. Карпова, изд. Москва, 1998 г.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: Россия Нового времени
1.
Учебный курс по культурологи. / Под ред.
Драча Г. В. – Ростов-на - Дону, 1997
2. Культурология в вопросах и ответах.
Ростов-на-Дону,1997
3. Культурология. /Под ред. Драча Г. В. –
Ростов-на-Дону,1997
4. Культурология. /Под ред. Радугина А.
А. –М.,1998
5. История России XVII – XVIII века: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений.
– Москва.: «Дрофа», 2002.-гл.3..
Информация о работе Схожие черты культуры Московского царства и культуры российского Нового времени