Театрализованные представления и праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народ не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Содержание

. Введение
2. Парад 7 ноября 1941 года.
3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.
4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.
5. Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.
6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников.
7. Заключение
8. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории массовых праздников.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Для 30-х годов характерно бурное развитие физической культуры и спорта в нашей стране, строительство новых стадионов, площадок и других спортивных сооружений, создание добровольных спортивных обществ. Всё это не могло не отразиться на содержании физкультурных праздников. В 1931 году в колоннах участников парада на Красной площади прошли 40 000 человек, в 1932г. – 70 000 человек, а в 1933 – 80 000 человек.

В 1933 году после марш-парада впервые были проведены массовые гимнастические выступления. Упражнения исполняли 2000 физкультурников крупнейших заводов Москвы (режиссёр – С. Лазарев) и студенты Государственного Центрального института физической культуры (режиссёр – М. Окунев).  С этого года традицией парадов стало выполнение массовых гимнастических упражнений. Парады 1934 и 1935 годов были рекордными по количеству участников по 12 000 человек в каждом.

В параде 1936 года очень интересным и ярким было выступление физкультурников спортивного общества «Спартак». Расстелив огромный войлочный ковёр, они преобразили Красную площадь в огромный стадион, на котором продемонстрировали     показательные легкоатлетические выступления и игру в футбол.

Парад физкультурников 1937 года был посвящён 20-летию революции и принятию Конституции СССР. В связи с этим была поставлена задача: найти соответствующую форму проведения парада. Для участия  в марш-параде и спортивно-гимнастических выступлениях были приглашены делегации физкультурников союзных республик. Спорткомитеты союзных республик, городов Москвы и Ленинграда провели большую работу по подготовке делегаций к параду. Они привлекли к работе по режиссуре и оформлению выступлений квалифицированные кадры: тренеров по спортивной гимнастике, режиссёров, балетмейстеров, лучших театральных художников и композиторов, определили темы выступлений.

Творческие группы разработали  сценарии выступлений, создали эскизы художественного оформления и костюмов, композиторы написали оригинальные мелодии или аранжировали музыку.

Большинство художников союзных республик сумели создать неповторимые стилизованные спортивные  костюмы, они использовали не только отдельные предметы и формы покроя народных костюмов, но и органически ввели в спортивные костюмы национальные орнаменты, аппликацию и художественную вышивку.

Разнообразная народная музыка, в исполнении большого духового оркестра, сопровождавшая все выступления делегаций союзных республик, выгодно отличало парад 1937г., от  предыдущих.

Основными средствами выражения темы в выступлениях большинства делегаций были массовые гимнастические упражнения преимущественно вольные с предметами. Были показаны национальные виды спорта (борьба и игры), а так же народные пляски, танцы и песни.

Необычайно интересное выступление «Граница на замке» подготовили физкультурники Белоруссии (режиссёры - И. Моисеев и А. Губанов, художник – А. Мандельберг). Тему выступления они решили простыми средствами: декоративными берёзками и блестящими гимнастическими палками. С помощью берёзок «создавали пейзажи» родной Белоруссии: леса с полянами, причудливые формы дорог, лесные завалы, маскировку оборонительных пограничных сооружений.  Гимнастические палки в руках физкультурников превращались в «тракторы», трансформировались в «танки» и  в «оружие». По мнению специалистов, отзывам прессы и зрителей, это выступление было лучшим  на  параде  1937г.,  оно  стало эталоном,  на который ещё долгие годы ровнялись режиссёры и художники массовых гимнастических выступлений.

Всесоюзные парады физкультурников предвоенных лет отличались чёткой идейной направленностью и проводились, в основном, по единой схеме.

Схема Всесоюзного парада физкультурников 1938 года, как наиболее характерная для парадов предвоенных лет:

1.                Церемония приёма парада. Митинг.

2.                Торжественный марш участников  парада.

3.                Спортивно-гимнастические выступления.

В 30-е годы парады физкультурников обретают особые черты. Они превращаются в синтетическое зрелище, впитавшее в себя элементы спорта, искусства и культуры первого в мире пролетарского многонационального государства. Эти парады были глубоко пронизаны партийной и советской идеологией. «Свет кремлёвских звёзд», «Счастливая родина», «Спасибо ВКП(б) за счастливую юность», «Готовим будущих героев» - темы, которые решали на параде 1938 года физкультурники страны.

Для парадов тех лет характерны яркость, красочность костюмов и художественно-декоративного оформления колонн, каскад остроумных режиссёрских и художественных находок и решений, красивые построения и сложные перестроения, синхронность гимнастических движений, исполняемых на ходу, смелость в показе различных видов спорта и отличная строевая подготовка.

Всё это произошло не сразу. В 20-е годы торжественные марш-парады, по существу, мало чем отличались от демонстраций трудящихся. Физкультурники несли те же лозунги, почти те же предметы оформления. Лишь к середине 30-х годов появились признаки новизны и оригинальности. У каждой колонны обозначилась своя тема, которую определяла производственная, национальная и спортивная принадлежность участников марша. Яркие и разнообразные одежды, оригинальное оформление, стремление показать образную картину, связанную с производственной деятельностью, культурой и бытом той или иной республики – всё это рождало художественное впечатление, но требовало большой предварительной работы режиссёров, художников, тренеров и организаторов. Однако они были стеснены в возможностях, поскольку время действия строго ограничивалось временем прохождения колонны перед трибуной.

Участники  торжественного марша одним коротким движением или  какой-нибудь деталью обозначали замысел темы, звучавшей как тезис, как лозунг. Стиль оформления тяготел  к плакатности. Широко стали применяться всевозможные предметы бутафории, картины, диаграммы. Таким образом, была преодолена статичность в элементах оформления.

Был найден более динамичный принцип построения и оформления колонн марш-парада. Спортсмены сами должны были стать объектом зрелища. Появились паузы в марше, стремительные развороты колонн, оригинальные перестроения, показ гимнастических упражнений.

Поиск всё новых изобразительных решений вёлся неустанно – во время торжественного марш-парада стали применяться трансформирующиеся гимнастические снаряды и предметы: булава мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, веслом с цветными лопастями или флагом. Важным компонентом действия стала музыка. Обрёл высокое значение ритм.

            Совершенствовали свои выступления  гимнасты.  Они стали выполнять  упражнения на разнообразных  гимнастических снарядах. Это требовало тщательной подготовки и большого мастерства спортсменов. Необходимо было не только показать сложные гимнастические упражнения, но и добиться их синхронности и зрелищности. Основная трудность при подготовке массовых выступлений на гимнастических снарядах – необходимость очень быстро их внести на площадь и унести обратно. Было создано много облегчённые гимнастических снарядов.

            Для    Всесоюзного   парада    физкультурников    1938г.     режиссёры-постановщики делегации  Белорусской ССР (К. Галейзовский и А. Губанов) создали многоярусную сварную конструкцию, которая мгновенно заполнялась гимнастами. Отлично отработанные поточные движения гимнастов, цвет их костюмов и «бронза» тел создавали образ причудливой многоцветной вазы, которая многократно меняла свою форму.

            Эта композиция открыла возможность  использовать поточные движения  в самых разнообразных комбинациях  массовых гимнастических выступлений. Поточные движения, мастерски перенесённые  из хореографии в массовые  гимнастические выступления известным балетмейстером К. Галейзовским, развивались, видоизменялись и совершенствовались.

            Спортивная режиссура тех лет  добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных  массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства, достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером.

           В 1939 году постановлением Совета  Народных Комиссаров СССР было  установлено ежегодное проведение  дня физкультурника и Всесоюзные парады физкультурников в Москве стали проводиться именно в этот день.

            Прерванные Великой Отечественной  войной массовые физкультурные  праздники и зрелища возобновились  за год до её окончания. 16 июля 1944 года в Москве на стадионе  «Динамо» проводился большой спортивно-гимнастический праздник, посвящённый Всесоюзному дню физкультурника.

            В   августе   1945  года   на   Красной   площади   состоялся   Всесоюзный парад  физкультурников, посвящённый Победе  советского народа в Великой  Отечественной войне. Выступления всех делегаций были пронизаны всеобщим восторгом и ликованием.

            В 1946 году Всесоюзный парад физкультурников  впервые был перенесён с Красной  площади на Центральный стадион  «Динамо». Массовые гимнастические  выступления и спортивные соревнования приобрели особую праздничность и торжественность. Всё пространство спортивных арен подчинено восприятию спортивных зрелищ. Амфитеатры трибун и их круговая организация обладают преимуществом перед плоскостным расположением зрительных мест.

            Круговой амфитеатр открывает  не локальные зоны действия, а  всё пространство арены. Зритель  видит общую картину, слагающуюся  из множества разнообразных элементов: гимнастики, спорта, строевой подготовки, художественно-декоративного и музыкального оформления.

           С 1946 года на специально оборудованном  стадионе «Динамо», где для парадов  были выстроены две звуковые  студии, появилась возможность проводить  массовые гимнастические выступления  в сопровождении не только  духового оркестра, но и симфонического, оркестра народных инструментов и даже вокалистов.

            На стадионах зрители смотрели  на поле сверху. Зелёные травяной  ковёр стал глубоким и насыщенным  по цвету фоном. Линии и цвет  стали основными средствами в  создании композиций. Многообразные перестроения групп спортсменов в разноцветных костюмах использовались для игры цвета. Наряду с этим режиссёры и художники стали применять и новые цветовые элементы: шарфы, ленты, веера, гирлянды и т.п. Постепенно возникла новая сфера творчество, где происходило слияние спорта и искусства, сфера художественной выразительности и образной содержательности. Физкультурное зрелище стало оказывать такое же эмоциональное воздействие, как музыка, танец или цирковое представление.

            Ещё до 1946 года все массовые гимнастические и спортивные выступления, проводимые на Красной площади, повторялись затем в течение нескольких дней на Центральном стадионе «Динамо», и здесь возникли непредвиденные сложности. Зрители на трибунах были одеты по собственному выбору и вкусу. Нередко пестрота одежды на Южной трибуне стадиона резко мешала восприятию зрелища с других трибун. Целостная цветовая композиция разрушалась. Поэтому при подготовке Всесоюзного парада физкультурников 1946 года возникла мысль о создании мягкого по цвету фона на Южной трибуне, который помогал бы органичному восприятию зрелища. При дальнейшей разработке этой проблемы художники и режиссёры открыли новый выразительный приём – смену цветового фона для различных эпизодов. Б. Кноблок предложил «книгу», сброшюрованную из цветных страниц. На Южной трибуне разместились 7 000 участников. В руках у каждого из них была такая книга, которую они листали в определённом порядке. Так на трибуне стали появляться различные фоны и орнаменты, сопровождающие выступления.

            Дальнейшие физкультурные праздники  и зрелища, проведённые не только  в Москве и Ленинграде, но и  в ряде других городов, показали  безграничные возможности этого  приёма.

            На Всесоюзных парадах физкультурников, проводимых на стадионе «Динамо» (1946, 1947 и 1954гг.) резко сократилось число участников торжественных маршей  и увеличилось число участников массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований.

            Последний парад физкультурников  прошёл  в мае 1954 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Заключение

Театрализованные представления и праздники рождают у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник – первичная основа культуры человека, говорит М.М.Бахтин. Он необходим людям, так как это форма самовыражения народа, возможность индивида влиться в общность, получить необходимую долю внимания и общения, отдохнуть и приподняться над буднями и суетой жизни.

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.

 

Информация о работе Театрализованные представления и праздники