Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:51, реферат
На рубеже XIX—XX вв. опыт «Общества искусства и литературы» в России, где любительский коллектив возглавлял К. С. Алексеев (см. К. С. Станиславский), «Гальского кружка», а затем «Свободного театра» А. Антуана во Франции, «Свободного театра» О. Брама в Германии показал, что движение театрального любительства того времени стало новаторским и помогло национальным культурам подняться на новую ступень в обновлении репертуара и открытии сценических форм.
Театральная самодеятельность — форма занятия театральным искусством ее участников в свободное от основной профессии время. В период формирования профессиональных национальных сцен в различных странах мира отечественные труппы пополнялись исключительно за счет любителей.
На рубеже XIX—XX вв. опыт «Общества искусства и литературы» в России, где любительский коллектив возглавлял К. С. Алексеев (см. К. С. Станиславский), «Гальского кружка», а затем «Свободного театра» А. Антуана во Франции, «Свободного театра» О. Брама в Германии показал, что движение театрального любительства того времени стало новаторским и помогло национальным культурам подняться на новую ступень в обновлении репертуара и открытии сценических форм. Любительство стояло у истоков Московского Художественного театра, «Свободного театра» в Париже, «Немецкого театра» в Берлине.
Октябрьская революция вызвала подлинный взрыв творческой энергии народа во всех сферах общественной жизни. Самодеятельный агитационный театр («живая газета», агитсуд и т. п.) создавался совместными усилиями красноармейцев, рабочих, крестьян и молодой захваченной революционной волной художественной интеллигенции. В романах Д. А. Фурманова «Чапаев», К. А. Федина «Первые радости», повести А. Н. Толстого «Хлеб» рассказывается об огромном воздействии самодеятельных спектаклей на красноармейскую аудиторию. Проявление революционных чувств соединялось здесь с чувством интернацибнальной солидарности. Именно самодеятельный фронтовой театр положил начало созданию национального театрального искусства у тех народов, которые прежде не знали театра совсем.
Очень много для поддержки и развития агитискусства сделал А. В. Луначарский. Он считал, что «именно в формах самодеятельного театра новая жизнь, революция впервые нашли художественное выражение на сценических подмостках. Именно в этом искусстве пробились первые ростки открытой сознательной политической тенденциозности, которая затем составит важнейшую новаторскую особенность советского театра». Театры рабочей молодежи (ТРАМы) создали собственную драматургию и сценические приемы. В. В. Маяковский называл их театрами «агитации и воздействия».
В театральной самодеятельности 30-х гг. функции прямой агитации стали выполнять агитбригады, выступавшие со скетчами, частушками, вокальными и цирковыми номерами. Повсеместно создавались любительские драматические коллективы, которые ставили многоактные спектакли по образцу профессиональных театров.
В годы Великой Отечественной войны коллективы театральной самодеятельности активно выступали как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах.
В послевоенное время театральная самодеятельность прошла ряд важных этапов. Первый из них связан с присвоением в 1959 г. лучшим театральным коллективам звания «народный театр». Эта традиция продолжает жить и сейчас. Второй этап связан с проведением I Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся (1975—1977), посвященного 60-летию Октябрьской революции. Фестиваль способствовал повышению идейно-художественного уровня самодеятельности, углублению связей и взаимообогащению культур народов СССР, укреплению содружества профессионального и самодеятельного искусства. Подобные фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Третий этап охватывает 80-е гг., для которых характерно большое разнообразие творческих почерков, стилей, форм любительского театра: театр-клуб, комнатный театр, театр поэзии, театр пантомимы, театр балета, театр юного зрителя, агиттеатр. Те коллективы, которые на рубеже 50—60-х гг. первыми получили звание народных театров, — коллектив Дома культуры ЗИЛа (Москва, режиссер С. Штейн), «Манекен» (Челябинск, А. Морозов), Молодежный театр драмы и поэзии (Иваново, Р. Гринберг), театр поэзии Дома культуры нефтяников (Омск, Л. Ермолаева), театр Дома культуры имени Ю. А. Гагарина (Усть-Абакан, В. Соколова) и многие другие — пришли в 80-е гг. с разнообразным творческим багажом. В репертуаре народных театров пьесы А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. И. Гельмана, В. С. Розова, М. Ф. Шатрова и др. Многие произведения советских писателей были впервые поставлены именно народными театрами: «Я пришел дать вам волю» В. М. Шукшина в Театре на Красной Пресне (Москва, режиссер В. Спесивцев), «Живи и помни» В. Г. Распутина в театре в Братске (К. Магидин), «Белый пароход» Ч. Айтматова в театре «Манекен» (Челябинск, А. Морозов) и др.
Наряду с народными театрами внутри любительского движения возникла новая форма организации театрального творчества — театр-студия, которая, развивая лучшие традиции театральной самодеятельности, должна углублять идейно-художественный поиск, максимально раскрывать творческий потенциал участников. Московские театр-студия на Юго-Западе (руководитель В. Белякович), театр-студия «Камерная сцена» (М. Щепенко), театр-студия «У Никитских ворот» (М. Розовский), театр-студия «На досках» (С. Кургинян), театр-студия «Человек» (Л. Рошкован), оказавшись в авангарде этого движения, приобрели статус профессиональных коллективов.
В рамках II Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества (1985—1987), посвященного 70-летию Великого Октября, заметно активизировалась творческая деятельность всех коллективов театральной самодеятельности. Коллективы-ветераны подводили итоги своей работы. Зональные смотры, Рампы Дружбы способствовали обмену опытом начинающих коллективов. Ставили новые задачи экспериментальные театры: театр-клуб «Суббота» (руководитель Ю. Смирнов-Несвицкий), театр-лаборатория Дома культуры Автозавода имени Ленинского комсомола (А. Расинский), студия «Театр» (А. Левинский) и др. Фестиваль завершился в Москве, где в июле 1987 г. состоялась декада «Литература, народные театры, агиттеатры».
В нашей стране много интересных самодеятельных коллективов. Среди них — «Поэзия и правда» (Одесса), народный театр Дома культуры имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (Магнитогорск), народный театр «Рампа» педагогического института (Абакан), студенческий народный театр Ленинградского государственного университета, студенческий театр Вильнюсского государственного университета, народный театр-студия