Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:41, реферат
Контекст - фрагмент текста, словесное окружение избранного для анализа элемента текста, определенная совокупность слов, грамматических форм и конструкций, в которых использовано данное слово или другая единица, эквивалентная слову. Именно в контексте возникает и реализуется множество языковых и неязыковых значений.
В соответствии с указанными «ступенями сущности человека» А.В. Пузырев выделяет:
- личность мыслительную (точнее – мыслящую), как всеобщее;
- языковую личность (точнее
– владеющую определенным
- личность речевую (говорящую) как особенное;
- личность коммуникативную (точнее – коммуницирующую) как проявление единичного. Именно единичное создает уникальность и неповторимость языковой личности. Ученые выделяют следующие основные сущностные характеристики языковой личности: языковая способность, языковое сознание, коммуникативная потребность.
К языковой личности как к задаче исследования, объекту изучения и как исследовательскому приему можно подойти с разных позиций:
1) с позиции психолингвистики - от психологии языка и речи;
2) с позиции лингводидактики – от закономерностей изучения языку;
3) от изучения языка художественной литературы.
Языковая личность рассматривается с позиций психолингвистики, прагматики, лингвокультурологии, когнитологии, прагмалингвистики, этнолингвистики, лингвистики текста, социолингвистики и других антропоцентрических направлений. Изучение языковой личности на пересечении различных областей науки обусловливает сложность и неоднозначность подходов к определению, структуре, критериям и способам описания данного понятия.