Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:12, реферат
Понятие идеального типа - это в целом ряде случаев завершающий момент в концептуальных тенденциях Веберовой мысли. Идеальный тип связан с категорией понимания, поскольку всякий идеальный тип - это установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последовательности событий. Вместе с тем идеальный тип связан с явлением, характерным для общества и современной, науки, а именно - с процессом рационализации. Теоретическая конструкция идеального типа это воплощение усилий всех научных дисциплин, направленных на то, чтобы представить научный материал в осмысленном, понятном виде, извлечь из него содержащееся в нем рациональное начало, при необходимости путем создания мысленной конструкции этой рациональности из полубесформенного материала.
Теория идеального типа Макса Вебера.
Понятие идеального типа - это в целом ряде случаев завершающий момент в концептуальных тенденциях Веберовой мысли. Идеальный тип связан с категорией понимания, поскольку всякий идеальный тип - это установление осмысленных связей, свойственных какой-либо исторической целостности или последовательности событий. Вместе с тем идеальный тип связан с явлением, характерным для общества и современной, науки, а именно - с процессом рационализации. Теоретическая конструкция идеального типа это воплощение усилий всех научных дисциплин, направленных на то, чтобы представить научный материал в осмысленном, понятном виде, извлечь из него содержащееся в нем рациональное начало, при необходимости путем создания мысленной конструкции этой рациональности из полубесформенного материала. И наконец, идеальный тип связан с аналитической частностной концепцией причинности. Действительно, категория реального типа позволяет - выявить исторические индивидуальности или исторические целостности. В то же время идеальный тип - это частичное постижение общего целого. Он позволяет любой причинной связи сохранить свой частный, единичный характер, даже когда внешне кажется, будто охватывается все общество в целом.
Сложность Веберовой теории идеального типа связана с тем, что это понятие применяется одновременно и для обозначения понятий, используемых в науках о культуре, и некоторых других четко определенных понятий. Разграничим понятия - хотя это разграничение в четкой форме не представлено в творчестве Вебера - идеально-типическую тенденцию всех понятий, используемых в науке о культуре, и четко выраженные идеальные типы, которые он сам выделяет, по меньшей мере косвенно.
Идеально-типической
тенденцией всех понятий, используемых
наукой о культуре, можно называть
наиболее характерные понятия этой
науки (не зависимо от того, относятся
ли они к религии, господству, пророчеству
или бюрократии), которые содержат
элемент стилизации и рационализации.
Профессия социолога
Идеальные типы выражаются
в терминах, которые не соответствуют
определениям Аристотелевой логики.
Историческое понятие не содержит в
себе всех характеристик, свойственных
всем индивидуальностям, входящим в
объем этого понятия, и тем
более усредненных
Идеально-типическая
тенденция в концепции Макса
Вебера связана с общей его
философией и предполагает отнесение
к ценностям и категории «
Упрощая, можно сказать, что Вебер называет идеальными типами три вида понятий.
К первому виду
он относит идеальные типы индивидуальных
исторических образований, например, «капитализм»
или «западный город». Идеальный
тип в этом случае является осмысленной
конструкцией исторической реальности
одновременно общего и частного характера.
Общего - потому что совокупность экономического
строя определяется термином «капитализм»,
и частного - поскольку, с точки
зрения Вебера, капитализм, в том
смысле, в каком этот термин его
определяет, в полной мере был реализован
только в современных западных обществах.
Идеальный тип исторической индивидуальности
остается вместе с тем частичной
ее реконструкцией, поскольку социолог
выбирает в этой исторической совокупности
только некоторые признаки, чтобы
создать затем осмысленное
Вторым видом идеальных типов, по Веберу, служат понятия, определяющие абстрактные элементы исторической реальности, которые проявляют себя при многочисленных обстоятельствах. Эти понятия -позволяют, при определенных сопоставлениях, охарактеризовать и дать понимающее толкование реальным историческим целостностям.
Различие между
этими двумя видами идеальных
типов обнаруживается особенно явно,
если взять в качестве примера
первого вида понятие «капитализм»,
а второго - «бюрократия». В первом
случае называется реальная и единичная
историческая целостность. Во втором -
определяется один из Признаков политических
институтов, который не покрывает
всего строя в целом и
Эти идеальные типы характерных признаков общества имеют разную степень абстракции. К более низкому уровню абстракции можно отнести такие понятия, как «бюрократия», «феодализм». К более высокому - три типа легитимного господства (легальный или рациональный, традиционный и харизматический). Каждый из трех указанных типов власти определяется мотивами повиновения или характером легитимности, признанной управляемым индивидом. Рациональное господство осуществляется с помощью законов и правил; традиционное - обусловлено издревле существующими порядками и нравами; харизматическое господство основано на экстраординарной, почти магической способности, которой обладает господин и которая дарована ему теми, кто идет за ним и предан ему. Три типа господства служат примерами понятий, которые можно было бы назвать «атомами» социологии. Их используют в качестве элементов, способствующих теоретическому построению и осмыслению конкретных политических режимов, большинство из которых сочетает в себе элементы присущие всем трем типам легитимного господства. Подчеркиваю именно потому, что действительность смутна к ней нужно обращаться с ясными мыслями; именно потому что элементы различных типов - господства в реальной жизни переплетаются между собой, необходимо дать весьма четкое определение каждому из них; именно потому, что нет чисто харизматического или традиционного господства, необходимо, по нашему представлению четко разделить эти два типа. Конструкция идеальных типов - не конечная цель научного исследования, а средство достижения цели.
Используя только четко определенные понятия, можно соизмерить отклонение их содержания от реальности, рассматривая многочисленные отдельные понятия только в их сочетании; так же можно постигнуть совокупность реальности. И наконец на последней стадии абстрагирования мы имеем типы социального поведения: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.
Третий вид идеальных
типов составляют рациональные теоретические
конструкции поступков