Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:38, контрольная работа
Фрейд разделяет культуру по тому, как в них осуществляется легализация бессознательного, культуры различаются по тому, как они воплощают в жизнь сексуальные стремления. Западная культура базируется на определенных религиозных нормах, как и восточная. Именно в них воплощается принцип реальности. Западная культура базируется на мужских религиях (отцовских) - иудаизм, христианство, таким образом, сексуальные влечения оказываются под запретом. Восточные культуры базируются на материнских религиях. Отсюда стремление западного бессознательного замаскироваться, и выразиться в другом, не случайно на Западе существует культурное многообразие, в отличии от Востока.
Введение …........................................................................................................... 3
Концепция зарождения культуры ….................................................................. 4
Основы концепции ….......................................................................................... 5
Путь к культуре.................................................................................................... 6
Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре ….................................. 7
Культура как регулирующий фактор социальный отношений ….................... 9
Культурный процесс в современном обществе …............................................ 12
Культура и личность …....................................................................................... 13
Заключение …...................................................................................................... 14
развитие имеет особые черты, которые не повторяются в культурном
процессе человечества. Первый процесс имеет целью вхождение индивида в
сообщество только там, где он совпадает со вторым. Подобно тому, «как
планета вращается не только вокруг собственной оси, но и вокруг
центрального тела, отдельный человек, следуя по своему собственному
жизненному пути, принимает участие и в развитии человечества». У каждого
человека сталкиваются два стремления - к собственному счастью и к единению
людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место под солнцем
процессы индивидуального и культурного развития. Но эта борьба прямо
не вытекает из непримиримого антагонизма двух первичных влечений, Эроса
и Смерти. Эта борьба допускает согласие человека с обществом в культуре
будущего, сколь бы этот раздор не отягощал сегодняшнюю жизнь индивида.
7. Культура и личность.
Систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «Я и Оно» (1923). В ней 3игмунд Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу стремлением к смерти (Танатос) как второй силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния. Оно (id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной). Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре.
Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями
личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить
поведение, деятельность человека современной и архаической культуры,
нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и
Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и
необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным
портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд
определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким
меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти».
Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру)
— религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных
бессознательных импульсов в социокультурных формах.
Заключение.
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. “Запреты”, которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их “культурными запретами” и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений —это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему “Я”.
Следует подчеркнуть,
что фрейдовский термин “культура”
в большинстве случаев
Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее) ; с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: “В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы.” Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.