Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:02, контрольная работа
Актуальность изучения теории этногенеза очевидна: вопросы развития, взаимоотношения и взаимодействия различных культур всегда представляют интерес для человечества. Такие понятия как «национальная идея», «межнациональные конфликты», «этническая терпимость», «взаимоотношения центра и регионов» встречаются во многих СМИ. При рассмотрении культурно-цивилизационных процессов в современном мире аспекты теории этногенеза могут выступать в качестве идейного источника.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
2. Пассионарность как движущая сила этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
3. Фазы этногенеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии) – люди, не изменяющие мир и не сохраняющие его, а существующие за его счет. В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев способны лишь на разбой, жертвами которого становится основная масса населения.
Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны.
«Пусковым моментом» этногенеза (взрывом этногенеза, пассионарным толчком) является внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом разваливаются, а новые активно развиваются.
Гумилев отметил в мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям, или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь»2. Причину взрывов этногенеза Л.Н. Гумилев усматривает в солнечной активности.
Одним из 17-ти указанных Гумилевым пассионарных толчков является взрыв этногенеза в I веке н. э., имевший место между 20 и 40 градусов восточной долготы и захвативший этносы даков (современная Румыния), иллирийцев, готов, славян. Но самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось.
В VШ веке пассионарный толчок затронул испанцев, что ознаменовалось началом Реконкисты; франков, в результате чего империя Карла Великого раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов, выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов.
Толчок ХШ века породил литовский (Великое княжество литовское) и великорусский (собирание земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман и эфиопов.
Пассионарный толчок – это такой
разрыв естественной причинности,
который закрыт для научного познания
при настоящем уровне развития
науки. На сегодняшний день он недоступен
проверке опытным путем, и остается гипотезой.
3.
Фазы этногенеза
Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз:
Вначале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подъема.
Примером могут служить события на Востоке Римской империи, где в I-П веках н. э. на стыке эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, одновременно близкая и чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община, противопоставлявшая себя всем остальным, и действительно выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине I в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина, христиане доставили ему победу, удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем «византийской».3
Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает, что по мере сил нужно исполнять свои общественные обязанности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Результатом такого восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в Фермопилах, послушники Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для них характерно отсутствие личной заинтересованности.
Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна.
Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно.
Фаза подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением
территории.
В акматической фазе биохимическая энергия достигает таких значений, что пассионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они начинают воевать друг с другом.
Акматическая фаза часто является весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности протекающих этнических процессов. По утверждению Гумилева, если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация 4.
При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи.
Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей.
В фазе надлома пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками».
Так, в Западной Европе ХV-ХVП веков процент субпассионариев значительно возрос за счет истребления консервативной части населения –
гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых. В эпоху Возрождения человекоубийство было повседневным занятием обитателей Западной Европы, причем имело массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы и поэты, но и большей частью простые, безобидные люди с воображением. Их сжигали, объявляя колдунами и ведьмами.
Отличительной чертой фазы инерции является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Девиз инерционной фазы - «Будь таким, как я». Так, в Новое время – ХVП-ХIХ вв. – этот принцип нашел воплощение в образе «джентльмена», которому полагалось подражать по мере сил, а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением.
Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса.
В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество зданий, памятников – за счет природных ресурсов.
Завершает пассионарный цикл фаза обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской империи. В то время как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации.
Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность.
После конца динамических фаз этногенеза при наступлении мемориальной фазы уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже или глупее. Изменяются не люди, а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей.
Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии сильных соседей он может длительное время существовать как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой).
Этнография знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой через системные связи (симбиоз).
Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту, которые используют их как проводников и платят за это своими изделиями из железа.
Но когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, гибель его весьма вероятна.
Даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос при благоприятных условиях в системе с другими этносами может создать этнос новый.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь немногие этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в самых разных возрастах. Однако и тут есть статическая закономерность.
Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен. Так получилось с зулусами в ХIХ веке, когда Чака повел их к победам. Но технический прогресс Европы оказался сильнее: буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на их землях республику Трансвааль.
Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема в акматическую фазу. Яркий пример – распадение Арабского халифата в Х веке на эмираты.